Минимальный Человек
"Незаурядный в своих талантах человек представляет опасность для демократического общества и должен быть выброшен за борт. В обществе равных люди должны перестать быть личностями." Просветитель Жан-Жак Руссо в "Общественном Договоре".
Америка, раньше чем другие страны мира, стала определять человека не тем, кто он как личность, а тем, кто он как работник, так как вся жизнь страны изначально строилась вокруг экономики и для экономики. Работник дожен был стать винтиком индустрии а его человеческие качества должны были быть сведены до функционального уровня.
Когда в 20-ые годы двадцатого века автомашины превратились в атрибут повседневной жизни появился термин "basic personality". Это была ассоциация с базовой частью автомобиля, обозначая индивидуальность сокращенную до единственной функции, рабочей.
В 1951 году, президент Чикагского университета, Эрнест Колвелл, выступая перед выпускниками, говорил о последствиях для общества к которым может привести экономика если она станет главной и единственной целью человеческой жизни: "Экономическое общество, которое мы строим, принесет многие блага, и в то же время уничтожит объем жизни, ее непосредственность и ее многообразие, и в новой атмосфере появится плоская, одномерная человеческая порода."
Через 10 лет эта человеческая порода появилась как распространенный социальный тип, и социолог Герберт Маркузе, использовав определение Эрнста Колвелла, назвал свою книгу о качествах Нового Человека "One-dimensional man", человек одного измерения. Наконец, в 1975 году появился еще один термин, минимальная личность, "Мinimal-self", названиe книги социолога Кристофера Лаш.
Современный одномерный человек вырос из идеологии американского протестантизма. В 18-19 веках члены протестантских сект квакеров, эмишей и менонитов называли себя "plain people", простые, чистые люди. Это означало, что человек чист перед богом в своих простых желаниях и целях, что он прост как Первозданный Адам."Plain people" 18-го века воплощали те черты которые стали характерными для одномерного человека века 20-го.
Минимальный человек вырастал из самой почвы экономической демократии, из идеи личного интереса, суженного до экономических целей. Экономика требовала упрощения сложного, запутанного и противоречивого внутреннего мира человека до необходимого системе стандарта в котором работает вся экономика, требовала отказа индивида от своей уникальности, индивидуальности.
Индивидуальность фундаментальное свойство природы, всего живого мира. Математик Лейбниц однажды предложил своим ученикам найти идентичные листья у растений одной и той же породы. Никто не смог этого сделать, каждый лист чем-то отличался от другого, каждый лист был уникален.
Но общество противопоставляет себя природе, цивилизация явление искусственное, она ставит своей задачей "укрощение природы и человека", укрощает те качества человека, которые мешают рациональному устройству жизни.
Врожденные, естественные качества человека входили в противоречие с логикой и рационализмом Нового Времени, века Разума, века Прогресса и, Европа, с ее многовековым прошлым, входила в этот новый рациональный мир постепенно, преодолевая старые традиции гуманистической культуры. На новом континенте идеи Прогресса воплощались быстрее, Америка не имела балласта истории, культуры, традиции в ней создавались заново.
В то время как старый континент еще жил идеями идущими от эпохи Возрождения, провозгласившей личность, уникальность человека главным общественным достоянием, его высшей ценностью, Америка воплощала идеи Нового Времени, идеи Просвещения, отрицающих любое неравенство, любую иерархию и, соответственно, не принимала личность как высший общественный тип.
Французская революция 1789 года заявила о равенстве как главной ценности Первой Республики, но страна продолжала существовать в системе социального и экономического неравенства еще более ста лет. Соединенные Штаты же стали первой страной, в которой демократические принципы были не только закреплены законодательством еще до Французской революции, в 1785 году, они были реализованы в процессе экономической практики свободного индивидуального предпринимательства.
Америка страна простых людей, она создавалась, как говорил Авраам Линкольн в своей Геттисбургской речи, простыми людьми для простых людей,"Риторика Линкольна отражала национальную ментальность, которая предпочитает простое сложному, что неизбежно привело к торжеству банальности, человек определяется базовыми, элементарными понятиями, в которых исчезает духовное начало, что и делает нашу жизнь такой монотонной и механистичной." Обозреватель газеты Нью-Йорк Таймс, Джейкоби Сьюзен 2007 году.
Возможность утраты интереса к человеческой личности в процессе развития материалистической цивилизации предвидел еще в 18-ом веке просветитель Фуко: "Могу поручиться, что личность исчезнет, также, как исчезает лицо, начертанное на мокром прибрежном песке.",
В 19-ом веке, в Америке, это предвидение превратилось в реальность: "Уникальность и оригинальность абсолютно чужды американцу. Он ценит в человеке похожесть, типичность". Американский философ Эмерсон.
Философ и поэт Уолт Уитмен, также как и Эмерсон, видел в этом положительное качество американской жизни и, в поэме "Листья Травы", писал, что в демократическом обществе, в отличии от природы, каждый человек важен сам по себе, но ему вовсе не обязательно иметь свое лицо.
США страна индивидуализма, индивидуальной свободы, но индивид и личность не одно и тоже. Личность противостоит массе и определяется качеством. Индивид часть массы, которая определяется количеством. Индивид думает только о себе, личность ощущает себя частью огромного мира. Цель личности улучшение себя и мира. Цель индивида, в условиях экономической демократии, приспособление к обстоятельствам, ведущее к личному успеху, и он готов принять все условия, которые ведут к этой цели.
США страна иммигрантов, которые отправлялись в Новый Свет чтобы получить то, чего они были лишены в своей стране, экономическую свободу, комфортабельную жизнь, и они были готовы отказаться от своего прошлого и от самих себя, были готовы упростить, сузить себя до той формы, которая требовалась для получения благ которые новая страна предоставляла.
Вступив на американскую землю, иммигрант теряет не только социальный статус, но и саму личность, сформированную культурой его родной страны. Здесь его уникальные качества, его личность утрачивают какую-либо ценность не только в глазах других, но и в его собственных глазах, так как он стремится стать таким, как все, т.е. стать американцем.
Как писал классик американской социологии Даниел Бурстин: "..в Америке) каждый должен быть готов стать кем-то другим. Быть готовым к любой трансформации своей личности значит стать американцем".
У Америки, страны, созданной иммигрантами, есть своя история, и, в то же время, у американцев-иммигрантов нет никакой истории. Они оборвали корни, связывающие их со страной из которой они прибыли, у них нет и связи с историей страны, в которую они прибыли. У них нет корней, без корней они чувствуют себя свободными от обязательств перед другими, от обязательств перед обществом, которое их приняло. Да и само общество требует от них только того, что совпадает с их личными интересами, стать богаче.
"В процессе естественного отбора, иммигранты из разных стран Европы, люди разных культур, разных языков и традиций, пройдя через гигантскую мельницу, превратились в одну муку. Иммигранты становятся американскими бизнесменами, а во втором поколении они похожи друг на друга не только в своих жизненных идеалах, они мыслят, говорят и ведут себя как близнецы. Америка создает только один тип человека." Публицист Джон Джэй Чапман.
Григорий Рыскин, иммигрант из Советского Союза: "Люди здесь какие-то плоские. Плоские, как спущенные колеса. Банальные."
Внешне американское общество чрезвычайно разнородно, оно сложилось в результате многовековой иммиграции, но множество культур, разнообразие религиозных и народных традиций прошли переплавку в котле экономики, создавшей унифицированные нормы мышления и поведения. Американский "плавильный котел" легко трансформировал сырой иммигрантский, человеческий материал в продукт нужный индустрии, приспособление приносило ощутимые материальные блага и жизненный комфорт.
Любой уровень адаптации в европейской стране не сделает иммигранта немцем, французом или русским. Чтобы называть себя немцем, французом или русским нужно впитать в себя многовековую культуру народа, а для этого необходим многослойный жизненный опыт начиная с момента рождения. В Америке, иммигрант освоивший основные принципы деловой жизни и правила повседневного поведения, становится американцем.
Европейская философия и литература утверждали, что человек осознает себя через поиск индивидуального пути, через понимание и приятие факта, что он чем-то отличается от других. Определяя и отстаивая свою особость, человек должен быть готов сопротивляться прессу общественного мнения. Даже если человек, в
"Незаурядный в своих талантах человек представляет опасность для демократического общества и должен быть выброшен за борт. В обществе равных люди должны перестать быть личностями."
Просветитель Жан-Жак Руссо в "Общественном Договоре".
Попробую вам объяснить более понятно. Вот пришел Мишель Гофман на Фабулу и пытается на 5-и сайтовских страницах разжевать всем мысль, которую можно объяснить в 5-и строках. А на Фабуле привыкли выражать свои мысли коротко.
Соглашусь с вами, что из ста таких мыслей, в лучшем случае, лишь одна гениальна. Но согласитесь и со мной, что умный человек должен понять, что читать 6 сайтовских страниц «не о чём» никто не будет.