Milana Gilitschenski
Позвольте возразить. Мимозы - недотроги. Уже задолго до советской символики слыло это растение символом неприкосновенности. Маргарита, остававшаяся отшельницей даже будучи в браке, до встречи с Мастером, была мимозой. В момент встречи жизнь её меняется. Она выкидывает символы, утратившие значение и смысл.
Еркозы Бахытович Урманбаев
Добрый день! Это только Ваши собственные фантазии. Желание домыслить за М.А.Булгакова. В 1930-ых годах в Москве НЕВОЗМОЖНО быть и жить отшельницей. Тем более такой, как Вы представляете Маргариту. Мимозы были очень популярны 8-го марта в Советской России до ВОВ. Впрочем, брака никакого нет. Это просто бутафория для внешнекй благопристойности. Маргарита в романе теряет стыд, поэтому мечется по Москве обнажённой ... К слову, Маргарита пристальным взглядом в упор сама откровенно предлагает себя мастеру на улице Тверской, знаменитой издавна биржей проституток в Москве. Эта гораздо более сложная история, чем простая мелодрама, как видите Вы. Извините.
Milana Gilitschenski
Но проблема женского одиночества — не банальная мелодрама, и актуальна она во все эпохи, в довоенной Москве так—же как и в древнем Риме, и в Вавилоне. А Тверская и пляски ведьм тоже от одиночества, от брака, который просто бутафория. Однако чтобы не счесть Тверскую простой панелью нужен гений Мастера.
Еркозы Бахытович Урманбаев
Milana Gilitschenski, гений художника состоит в том, чтобы описать жизнь такой, какая она есть, дорогая. А мастер сам себя в романе характеризует уничижительно и иронично "мастер", противоставляя своему бывшему званию "писателя". Вчитайтесь в текст, в его детали, которые характеризуют внешнюю мимику персонажей и их эмоции. Так что "мастер" стало синонимом понятия "гений" с представлений Сталина, над которым и саркастически иронизирует М.А.Булгаков. Роман "МиМ" не про женское одиночество, а про гибель всей России, где с женщин живьём срывают кожу, дети гибнут с голоду, а кормящую мать расстреливают ...
Milana Gilitschenski
Уважаемый Еркозы Бахытович, как любое Большое произведение МиМ не про «что-то одно». Это роман- полифония, тут сплетается много тем. Вы совершенно правы, болью за гибнущую Родину пронизан весь роман, но не менее чётко обозначена в нём тема женского одиночества Маргариты. Скажу больше, МиМ - одно из немногих мировых произведений, где тема эта звучит горше, чем где бы то ни было. А Тверская возможно и панель, и поэтому она своего рода и храм, на алтарь которого одинокие, потерянные души возлагают самое дорогое - сначала сущность, потом честь. Ведь «бордели и храмы строят из одного камня» - это У. Блэйк, его догадка.
Еркозы Бахытович Урманбаев
Milana Gilitschenski, добрый день! Всё же в общечеловеческом смысле Храмы и бордели состоят из разного составляющего, если мы говорим о содержании, а не о строительных материалах зданий. Бордель - это логово бесовщины, а Храм - дом божий, конечно, а идеальном смысле. Мы же об этом говорим, а не разбираем отдельный случай из практики бытия? Про сплетение тем, то в романе "МиМ" есть клубок этих тем и нужна нить (Ариадны, если хотите), чтобы распутать этот клубок. Маргарита в романе "МиМ" - это не только женское одиночество, это сама Россия, её плоть и дух, оскорблённый и униженный многократно, но так и не покорённый. Гляньте в роман, когда в конце она кричит, приказывая Воланду: "Отпустите его, − вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой". И всемогущий сатана послушно исполняет приказ, оправдывая это ссылкой на Иешуа... Разве дьяволу свойственно демострировать покорность и милосердие?.. Особенно тогда, когда следом он ныряет в ад?.. Сейчас я ради Вас разберу один крохотный эпизод романа, чтобы материализоавать сомнения и в Вашем сознании. Если потом захотите, то мы ещё продолжим.
Еркозы Бахытович Урманбаев (в этом месте в беседу с ёрничанием зашла Дария Янова, поэтому мне пришлось немного отвлечься)
Дария Янова, это точно. Не помогут, ни мне, ни Булгакову, ни Гоголю. Но всё-таки хочется выполнить предсмертный завет Булгакова: "Чтобы знали..." Вот и задумайтесь, что хотел рассказать нам гениальный писатель такого, чего мы знать не могли в силу обстоятельств и чего сам Булгаков не мог высказать прямо... Конечно, он хотел рассказать не о Вечности, о которой любят рассуждать доморощённые философы и графоманы, нет, но о том, что случилось на его веку в России, которую он горячо любил, написав свой реквием в её честь или роман "Мастер и Маргарита" ... Теперь вот я Вам пытаюсь рассказать о чём в нём написано, а Вы цинично подтруниваете надо мной ... И не только Вы ...
Milana Gilitschenski
Здравствуйте, Еркозы Бахытович, во-первых , благодарю за то, что Вы инициировали этот виртуальный разговор и тем самым побудили меня вернуться к тексту МиМ. Через пятнадцать лет я читаю его совсем по иному и наслаждаюсь. Интересно было, освоишись с текстом, вернуться к Вашим рассуждениям. Конечно, согласна с Вами, это реквием по Россие, однако задумка, кажется мне, ещё грандиозней, чем просто тема гибнущего отечества. Если одиночество Маргариты - маленькая частность, то судьба страны - большая частность, необходимая автору для подхода к самой главной задаче текста - рассуждению о двоемирии, о сплетении добра и зла, о том, что вообще есть зло, а что добро, где границы одного и другого, в чём единтво их и в чём парадокс. Потому то и начинает он цитатой из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Milana Gilitschenski
Охотно продолжу разговор, когда прочитаю весь роман. Хорошего окончания недели и интересных текстов!
Еркозы Бахытович Урманбаев
Milana Gilitschenski, доброе утро! Как минимум, я добился своей цели, если сумел убедить перечитать роман "МиМ". В 2007-ом году, случайно поспорив со своим другом-однокашником, проживающим в США, по поводу "царства истины", я перечитал роман в очередной раз тоже... И тогда же обнаружил в нём совсем иное содержание буквально в каждом предложении... Уверяю Вас, что мои ранние представления были тогда (на протяжении 33 лет) весьма сходными с Вашими, да и большинством читателей и почитателей романа. Сам М.А.Булгаков дважды в романе произносит фразу, играя и меняя всего одно слово (ложь и враньё) в главе 10 и 24: "Ложь от первого до последнего слова". Но помните, сначала Вы даже не поверите себе и своим глазам, когда начнёте замечать противоречивые и красноречивые детали, которые безусловно преднамеренно систематически натыканы в романе то там, то тут. Читатйте, роман транслирует иную историю, чем думаете Вы, наверное, много лет...
Еркозы Бахытович Урманбаев
Milana Gilitschenski, добавлю Вам перчинки про "Фауста" и про эпиграф к роману "МиМ".
М.А.Булгаков писал свой роман в качестве Евангелия для Воланда, то есть по заказу Сталина, который был для автора одновременно главным покровителем и цензором, готовым наградить и покарать единомоментно. Это как сказка Шехеразады из "Тысячи и одной ночи". Практически один в один. И десять лет по лезвию ножа под пристальным взглядом восточного владыки и тысячи наёмных книжников, вооруженных энциклопедиями. Так что эпиграф к роману М.А.Булгаков использовал для ненавязчивого комплимента вождю всех народов, который, вероятно, сам себя олицетворял той СИЛОЙ, что совершает благо вопреки. Это такой гимн-лозунг советской власти, которая назначена России, чтобы насильно привести в рай, светлое будущее, коммунизм, "царство истины". У Гёте Мефистофель этими словами совращает Фауста, оправдывая свои нечистивые дела тем, что у него благие цели.
Смысл эпиграфа звучит так: "Цель оправдывает средства".
Неужели Вы с этим готовы согласиться?..
И нет никакого парадокса.
Зло отдельно, Добро отдельно.
А вместо Евангелия Реквием или сатирическая Антиутопия, которую понять больное советской пропагандой сознание не в состоянии вот уже почти 80 лет ...
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |