О культе предков в авраамических религиях
ВОЗЗРИ, ГОСПОДИ, И ПОСМОТРИ: КОМУ ТЫ СДЕЛАЛ ТАК, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНЫ ЕЛИ ПЛОД СВОЙ, МЛАДЕНЦЕВ, ВСКОРМЛЕННЫХ ИМИ?(Плач Иеремии 2:20) Здесь античный израильский пророк Иеремия взывает к Богу о будто бы исключительной специфике еврейской жизни. Но так в древние времена слабость, которая прежде всего ассоциируется с младенчеством и старостью, вздымалась на алтарь жертвенности. В Спарте слабых и больных младенцев сбрасывали вместе с пленными и преступниками в пропасть, а доживших до старости хоронили в постыдной безымянной могиле, ведь спартанец должен был погибнуть в бою, только таким оказывались посмертные почести. В Египте было повеление фараона бросать в реку младенцев мужского пола из-за неимоверного размножения чужаков-евреев, но судьба была благосклонна к брошенному в водах Нила младенцу Моисею. А скифы поедали своих стариков, ведь тем и славится каннибализм, что восполняет недостаток в жизненной энергии. Известен обычай у исландцев, германцев, славян, якутов, чукчей, бурятов, вайнахов, адыгов, черкесов, колхов помогать в смерти дожившим до старости родственникам. Их увозили на санях в безлюдные места, в лес, в овраг, в родовые склепы, где они умирали от голода или холода, их удушали, сбрасывали с горы, отправляли в корзине скитаться по морю, причём это делалось по просьбе потерявших интерес к жизни самих же ветхих домочадцев. Ты уже побывал всем — сыном, отцом, возлюбленным, воином, трудягой, начальником, дачником, и теперь черёд бултыхаться на нуле в ожидании смерти с букетом неизлечимых болезней да к тому же парализованным, - кому это понравится, люди взывают о смерти, но законы да и православная церковь против эвтаназии. Написано: НИ СЫНУ, НИ ЖЕНЕ, НИ БРАТУ, НИ ДРУГУ НЕ ДАВАЙ ВЛАСТИ НАД ТОБОЮ ПРИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ... ДОКОЛЕ ТЫ ЖИВ И ДЫХАНИЕ В ТЕБЕ, НЕ ЗАМЕНЯЙ СЕБЯ НИКЕМ(Сирах 34:19,21), но что сделаешь, если жизнь превращает тебя в половую тряпку! Я почитал в интернете, как мучаются с безнадёгами родственники, да и казённые хосписы — это дома скорби. Одновременно со снижением уровня рождаемости снижается по всему миру показатель смертности. Япония — мировой лидер по темпам старения населения. И хотя здесь на высоте культ предков, нередки случаи, когда возобновляется древний обычай предавать старость санитарам жизни — хищникам, стервятникам, шакалам. Стариков вывозят на инвалидной коляске и бросают прямо на околице без документов, хорошо ещё если возле хосписов или психоневрологических интернатов. Я по себе знаю, что стоит распластаться от усталости на природе, вокруг тебя слетается вороньё в надежде на лёгкую поживу. То есть при нашей, казалось бы, цивилизованности и почитании культа предков, отношение к старости жертвенное, впрочем, как и убийство младенцев в утробе.
Слабеет свет, стихает улиц звук,
глаза слипаются и падает из рук
ослабших недочитанная книга.
Блуждает тень улыбки по лицу.
Смеркается, день подошёл к концу,
раскрашивая небо в цвет индиго.
В его палитре не осталось, нет,
других оттенков, только этот цвет,
густеющий, таинственный, глубокий.
И целой россыпью неутомимых глаз
далёкая Вселенная на нас
взирает, словно зверь тысячеокий.
(Андрей Ивонин)
А что остаётся древним, если они беспомощны перед таинственной смертью, и медицинских познаний у них кот наплакал! Я, не будучи агрономом, пытался выращивать на окошке лимон, но плоды получил только однажды, а потом к деревцу привязалась тля, и мне пришлось его выбросить. Или любимый кот, у которого вдруг потёк гной из головы... Я в ужасе выбросил его на балкон подыхать, но утром всё же решил представить ветеринару, и оказалось, что жадный на еду котяра наткнулся на рыбью кость, и антибиотики помогли ему выздороветь. Да, спасибо накопленному человечеством познанию, но всё же оно бессильно перед грозным финалом. Ветхое старьё можно до какой-то поры сохранить в музеях, архивах, оно может даже стать блистательным антиквариатом, а в центре города — горделивым кремлём и исторической ценностью, но новинки более синхронны с современностью. ГОРЕ БЕРЕМЕННЫМ И ПИТАЮЩИМ СОСЦАМИ В ТЕ ДНИ(Марк 13:17), а те дни как раз принадлежат старости и младенчеству, но они не от мира сего. Старость — это беременное семечко, готовое проклюнуться, разродиться(1 коринфянам 15:37), но проклюнувшийся росток, побег, живителен только весной, то есть в другом измерении, другом мире, а в этом он обречён.
Умерший и обожествлённый предок, конечно же, интересуется своей семьёй, покровительствует ей, принимает от неё молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать её друзьям, вредить врагам.
В моей душе нет места расстояниям,
И те, кто дорог рядом навсегда!
Любимые, я вас своим сиянием
Коснусь сквозь все разлуки и года
И пронесу ваш Дух в себе. С почтением
Рассказывая дочкам и сынам
О вас с любовью и благоговением,
И воздавая благодарность вам
За жизнь и свет, за ангелов-хранителей,
За мир вокруг, за счастье и покой,
Я преклонюсь пред вами, прародители,
Моей семьи любимой и родной!
(Береста Захватова)
В силу особенности своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Первая заповедь в авраамических религиях — любовь к Богу, но вторая — любовь к ближнему — предполагает привязанность и к предком, восходящим по спиральным кольцам к Богу. Если современную куцую семью апостол Павел считает малой церковью(Ефесянам 5:28-33), то тем более разветвлённую родословным древом. Православные священники научают молодых отгонять от своего брака анекдотических и хитромудрых тёщ и свекровей, но ведь жизненный баланс как раз и состоит из смеси наивности и зрелости. А у древних предков тем более зрак острый, но и они взаимно нуждаются в нашей наивности и простодушности, ибо мы, последние - трудяги, делатели, жнецы, на которых нацеливает всё живущее Христос(Лука 10:2). И апостол Павел в 11 главе послания к евреям перечисляет родословное древо святых подвижников, которые якобы без нас, последних, не получили обещанную награду, - нет, получили! - но в совокупности с последними, потомками, у первых, пращуров, награда ещё больше возрастает. Ведь родословное дерево становится ещё мощнее, когда к нему добавляются кольца посюсторонней летошности, нынешности. У Луки написано о лоне, насыпанным утрясённой, нагнетённой и переполненной мерой(Лука 6:38), а она как раз сообща созидается — первыми и последними. И доказательств таких в Библии предостаточно. Праведный и благочестивый Симеон рад передать палочку жизненной эстафеты народившемуся Христу, ибо в последнем видит спасение, свет язычников и славу Израиля(Лука 2:25-32). Праведный Давид потомка своего Христа называет Господом(Псалтирь 109:1; Матфей 22:42-45), то есть господином, хотя кровный ребёнок в русском языке ассоциируется с однокоренными словами «рабёнок», «раб», «робкий» то есть бесправный, безвольный, или безмолвная «рыба», которая создана для поедания, или пёстрая и цветастая «рябь», которая лишь преломленное отражение света, или «рубль», обрубок гривны, гривы, главы. Евангельский Иоанн Креститель тоже из последних, БУДЕТ ВЕЛИК ПРЕД ГОСПОДОМ; НЕ БУДЕТ ПИТЬ ВИНА И СИКЕРА, И ДУХА СВЯТАГО ИСПОЛНИТСЯ ЕЩЕ ОТ ЧРЕВА МАТЕРИ СВОЕЙ; И МНОГИХ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ ОБРАТИТ К ГОСПОДУ БОГУ ИХ; И ПРЕДЪИДЕТ ПРЕД НИМ В ДУХЕ И СИЛЕ ИЛИИ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ, И НЕПОКОРИВЫМ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ПРАВЕДНИКОВ, ДАБЫ ПРЕДСТАВИТЬ ГОСПОДУ НАРОД ПРИГОТОВЛЕННЫЙ(Лука 1:15-17). Соединить сердца отцов и детей, пращуров и потомков в культ предков — это важнейшая функция представить Богу противоположности едиными.
Они — за мной, они глядят в затылок,
я чувствую их пальцы на плече,
дыханье их в копеечной свече,
как будто время выдохлось, застыло.
Мне жалко их, беспомощно немых,
пришедших в гости на правах родных
с пожитками, баулами, дарами
к рожденью моему и Рождеству,
чтоб знала я, какой ценой живу,
с какими непрощёнными долгами.
(Морозова Юлия)
Между Исавом и Иаковом, как первым и последним - пропасть, но благодаря тому что первенец в порабощении, в повиновении у последнего, сила их возрастает. Жена тоже последыш мужа, выемка его ребра, но апостолом Павлом названа славой мужчины(1 коринфянам 11:17), а тем более дети, как привилегированный класс, и Христос таковых даже возводит в апогеи веры и эволюции, но опять же при условии зеленеющего родословного древа(Матфей 18:1-4). Благословения Иакова на своих детей возрастают от первенца Рувима до поскребышей Иосифа и Вениамина, но давайте признаем, что это единая солнечная эклиптика, циклический виток спирали, который гонится в ядро, к Богу. Или почитаем в 37 главе у Иезекииля, как формируется единый организм: кости прирастают сухожилиями, одеваются плотью, запечатляются кожей и одухотворяются. По отдельности нас даже живыми не называют(Лука 9:60), а вкупе, воедино, первые и последние, когда всё это достигнет Бога, получается вечное пульсирующее живое тело. Я даже про своё личную плоть предполагаю, что она скроена в черепной и рёберной части из древнего антиквариата, а конечности присоединились в порядке эволюции. Русский философ-космист Николай Фёдоров воскрешение предков посредством науки считает философией общего дела. Фёдоров — великий аскет, и нам, гедонистам, чудно и непонятно направление его мысли, но почему же не воскрешать, когда материал для этого есть - мы сами, как проекция параллельных миров, необходима только адекватная наука! Написано: КНИЖНИК, НАУЧЕННЫЙ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ, ПОДОБЕН ХОЗЯИНУ, КОТОРЫЙ ВЫНОСИТ ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ СВОЕЙ НОВОЕ И СТАРОЕ(Матфей 13:52), и это правильно, а когда несут ахинею про «апостольскую» веру, ироническая улыбка неизбежна. КОГДА СКАЖУТ ИМ: «СЛЕДУЙТЕ ЗА ТЕМ, ЧТО НИСПОСЛАЛ АЛЛАХ!» - ОНИ ГОВОРЯТ: «НЕТ, МЫ ПОСЛЕДУЕМ ЗА ТЕМ, НА ЧЁМ ЗАСТАЛИ НАШИХ ОТЦОВ». А ЕСЛИ БЫ ОТЦЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛИ И НЕ ШЛИ БЫ ПРЯМЫМ ПУТЁМ?(Коран 2:165, перевод Крачковского) То есть первые без последних — недокомплект. ТЕ, КОМУ БЫЛО ДАНО НЕСТИ ТОРУ, А ОНИ ЕЁ НЕ ПОНЕСЛИ, ПОДОБНЫ ОСЛУ, КОТОРЫЙ НЕСЁТ КНИГИ(Коран 62:5, перевод Крачковского).
Охотник на мамонта, предок мой всласть
На стенах пещеры малюет.
Мечтанья о странном – заразная страсть,
Опасна в эпоху любую.
Другой предок мой
Средь Синайских песков
Бредет в Моисеевой свите.
Златого тельца, и Пророческих снов,
И манны небесной любитель.
В комфортной тени Пиренейской гряды
Приходится третьему туго,
С востока теснят крестоносцев ряды,
Полки мусульманские - с юга.
Уже Ренессанс правит яркий свой бал,
Прапра-моему снова муки,
Давно бы в ряды эти славные стал,
Да Торой повязаны руки.
Двух тысячелетий отеческий дым,
Два берега. Две панорамы,
И виться мне мостиком перекидным,
Соху обручив с Инстаграмом.
И видеть как, Знанья крупицы коря,
Расцвел Homo Sapiens бренный,
И вровень с Богами поставил себя,
Дав смысл заблудшей Вселенной.
Потомок надменный мой, сверхчеловек,
Не знаю уж Бог или киборг,
Каким ты увидишь жестокий сей век,
Что нас в современники выбрал?
Воздашь ли по чести делам и словам?
Спиральны Истории спицы :
Отцов с пьедестала смещать - сыновьям,
Отцам - сыновьями гордиться.
Поймешь ли, меня пожалев и простив,
Как, веры не зная и меры,
Прошел стороной свой отрезок пути,
Малюя на стенах
|