КРЫМСКИЙ ХЕРСОНЕС –
МЕСТО КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ ДРУЖИНЫ
В конце 1Х века Херсонес становится центром чрезвычайно важных событий для Киевской Руси и Византии. Византийская империя переживала сложный период, связанный с тем, что ее армия была разбита в Болгарии. Василию и Константину (императоры правили одновременно) приходится силой подавлять внутреннее восстание вспыхнувшее летом 987 года, когда наместник в Малой Азии провозгласил себя императором и, собрав войско, направился на Константинополь.
Осознавая свое угрожающее положение, император Василий 11 обращается за помощью к своему киевскому союзнику князю Владимиру. При этом он обещает ряд политических и экономических уступок и предлагает в жены князю сестру Анну, но только в случае его крещения. Владимир соглашается и снаряжает на помощь императорам шеститысячную армию. Этому решению способствовало еще одно очень важное обстоятельство, связанное с тем, что князь в этот период был занят мыслью о принятии новой веры. В 980 году Владимир ввел на русских землях шестибожие. Вместе со своим зятем, воеводой Добрыней, он рассматривал устройство Руси через языческое божье покровительство: Перуна Киевского, Хорса Новгородского, Даждьбога Древлянского, Стиборга Полоцкого, Симарга Дреговичского, мокошь Смоленскую («Русскую Афродиту»). Главным богом среди них был Перун. Но уже к концу Х века Перун воспринимался на Руси как участник и организатор всевозможных предательств, переворотов, смуты и источник поражений. Его считали виновником в гибели князя Святослава. В период между 985 и 988 годами дубовую статую Перуна верующие свергли, привязав к хвосту коня, потащили к Днепру. Выражая свое негодование, они слали проклятия в адрес ненавистного изваяния, колотили палками по деревянной фигуре. Чисто арифметически у Киевской Руси осталось пять богов. А земель было двенадцать: Полянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятская, Тмутараканская, Волынская, Угличская. Языческих богов на всех не хватало.
В 986 году к Владимиру Святославовичу (в Крещении Василию, великому князю Киевскому, святому и равноапостольному) явились послы-миссионеры: болгары магометане, хазарские евреи, «немцы» от папы и грек-«философ». Только последний посланец зародил в душу Владимира семена христианства. По совету своих бояр и старцев Владимир отправил посольство для испытания вер. Лучшей оказалась греческая. Князь созвал своих подопечных и сказал : «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же…».
Они же отвечали: «… ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в Храме, то есть мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда, сюда, как бешеный. И нет в них веселья, только печаль одна и смрад великий. Недобр закон их. И пришли мы к немцам, и видали в Храме их религиозную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали, на небе мы или на земле мы. Ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».*
*Из «Повести временных лет», Х11 век.
Помощь Киевского князя была своевременна. Византию спасли, а императоры «забыли» о своем обещании киевскому князю. Владимир наносит удар по близлежащему Херсонесу. Крепость в осаде сопротивляется, однако союзник русской дружины грек Анастас сообщил о месте расположения единственного водопровода в крепость, и после того, как водная артерия была разобрана, измученные жаждой херсонессцы сдаются на милость победителю. Византийские братья принуждаются силой к
выполнению своих «забытых» обещаний.
По прибытию Анны в Херсонес Владимир и его дружина выполняют обряд крещения в Христианскую Веру, а затем князь женится на царице. Это происходит в 987 году. Херсонес возвращается Византии, а Владимир с молодой женой и дружиной отправляется крестить Русь, при этом берет с собой Анастисия Корсунянина, попов корсунянских с частями мощей святого Климента. В этот православный миссионерский переход берутся церковные сосуды, хоругви, иконы…
На следующий, 988 год, православный князь на великой славянской реке Днепр, в Киеве, производит Крещение Руси. И наши далекие предки услышали его торжественные слова:
«Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!».
Первым Киевским митрополитом в 990 году стал греческий епископ Михаил. На месте языческих капищ повелел строить деревянные церкви.
В 989 году был крещен Новгород. Сюда прибыл для выполнения этой священной миссии первый епископ, грек Иоаким Корсунянин. Вместе с посадником Добрыней он разрушил древние языческие святилища. Христианство пришло на землю, откуда в 882 году князь Олег совершил свой победный поход на Киев и перенес туда столицу из Великого Новгорода, образовав Киевскую Русь. Княжеская резиденция объединила русские земли теперь уже в вопросе единой христианской Веры. При святом князе Александре Невском Врадимир будет причислен к лику святых, но его почитание как Крестителя Руси началось гораздо раньше. Русский народ слагал о нем былины и песни, называя его Красным Солнышком.
Зачем Владимир ходил в Херсонес (Корсунь)?
Здесь он принял Христианскую Веру с торжественностью и великолепием, с оружием в руках;
получил руку греческой царевны и достиг прямого родства с греческим двором. Из Херсонеса Владимир взял много икон, сосудов и пастырей для просвещения.
Владимир внезапно и чудесным образом исцелился от поразившей его накануне слепоты.
РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ
Так породнились греки и россияне, отсюда пошло Христианство на Руси. Так стал с крестом в руках над Киевской горой Владимир Красное Солнышко, а в Херсонесе на месте, где князь принимал христианство, возвышаются купола собора Святого Владимира. Сразу же после этих событий (а особенно во времена Ярослава Мудрого) на Руси строится множество храмов, появляются переводы богослужебных книг на церковно-славянский язык. Через Крым осуществляются паломнические и культурные связи Киевского государства с Византией. В начале Х1 века в Киеве возводится Софийский собор, который по образу напоминает Святую Софию в Константинополе, а князь Владимир прославляется в лике святых.
Иконы стали представлять собой государственные, церковные и семейные святыни. Они духовные святыни для моряков, медиков, хлебопашцев, воинов – защитников земли русской. Рожениц стали класть под иконы, стремясь засвидетельствовать свою христианскую принадлежность, икону воины берут в боевой поход; раненого, увечного и больного кладут под святыми образами для чудесного выздоровления. Обмытого и облаченного в саван православного приносят под иконы умирать, чтобы облегчить ему переход в царствие небесное. В обществе утверждаются новые традиции, связанные с выполнением христианских православных обрядов.
И в ХХ1 веке иконы рассматриваются как богослужебные, догматические, вероучительные, познавательные, свидетельские, антропологические, богословские, хозяйственные, исторические, напоминательные, посреднические. Этот перечень может быть продолжен каждым читателем, так как икона во многих семьях передается святыней из поколения в поколение: прабабушкой – бабушке, бабушкой – маме, мамой – дочери или сыну; икона становится родовой, семейной святыней. Мы, современники, становимся свидетелями чудотворных воздействий икон во многих храмах, которые предупреждают прихожан или напоминают о каком-либо значимом событии. Иконы выполняют эстетическую и литературную функции. Все больше в обществе приобретают значение намоленные иконы, которые столетиями служат Христианской вере.
Киевская митрополия становится самой большой и населенной митрополией Константинопольского патриархата. А с Х111 века «библия»* упоминается и состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Верующие люди почитают ее как собрание священных писаний.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
проблема-то в том, что с тех пор тока елеем всё и заливают, а сейчас, чтобы стране выстоять, не елей нужен, а что-то другое, а Церковь привыкла на лаврах почивать и увы, упускает ситуацию нынешнюю, как песок через раскрытую руку ...