Произведение «ЛОРСА ЛИДА ГРУЗИНСКАЯ ЦАРИЦА ТАМАР»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: история
Автор:
Оценка: 4.3
Баллы: 2
Читатели: 812 +2
Дата:

ЛОРСА ЛИДА ГРУЗИНСКАЯ ЦАРИЦА ТАМАР

ЛОРСА ЛИДА ГРУЗИНСКАЯ ЦАРИЦА ТАМАР

( продолжение )Гостеприимство -  Свидетельство древности народа,
Авраам пророк который ставил заповедь гостеприимства выше многих других заветов. и построил гостевой шатер

Ингушские ( кабаки) Кхабакха - буквально "Приятная Весть", первыми встречали гостей, торговцев

Сага о красавице Лорса Лида из Ларсового Кхабакха кабака
Предание гласит, что в ней (крепости) скрывалась какая-то царица Дария. Давшая имя свое ущелью — сказка. Дариал, на древнем персидском языке значит — ворота». (А.С.ПУШКИН. «Путешествие в Арзрум»).Въ грузинскихъ лѣтописяхъ эта тѣснина извѣстна подъ различными названiями (Ралъ-Ани, Даргани, Даргала, Даргали, Даргалани, Дарианъ, Дарiаламни, Дарiалѣмапи, Дарiалани), изъ которыхъ наиболѣе употребительны Дарiель и Дарiалъ, подавшiя въ наше время поводъ къ сочиненiю нельпой басни о какой-то царицѣ Дарьѣ, жившей въ тѣснинѣ и грабившей купеческiе караваны. Выдумка эта перешла въ книги подъ видомъ грузинской народной легенды».М. Ю. Лермонтов 1837г. Дарьяльское ущелье с замком
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила...


Легендарная Лида , дочь владелеца Кхабакха кабака  Ларса — Салтан-мурза — одного  из первых представителей нашего народа, заложивших фундамент исторически прогрессивного процесса вхождения ингушей в состав России.
Для многих Ахмед Хамхоев - это, в первую очередь, автор легендарной песни «Лорса Лида». Впервые она прозвучала по радио, в далеком Казахстане. Примечательно, что многие считают, что у песни нет автора. Немало тех, кто убежден, что песня народная, что служит лишним свидетельством огромного таланта ее сочинителя.



Верхний Ларс/Marla Лаьрс -
древнее поселение к северу Гири-Эка. (Дарьяльского прохода). Издревле эти земли принадлежали различным ветвям ингушского кровного братства Оарц-хой, которые контролировали здесь стратегические ворота Кавказа. Село, вероятно, названо по имени Лорса, сына легендарного Дзарахмата и родоначальника одной из ветвей братства Орца-хой - Лорса-наькъан. По преданию, записанному Ч.Ахриевым в 19 веке, одного из сыновей легендарного основателя Джарахского общества Джарахмета (Дзарахмата) звали Лорсин. К потомку Лорса очевидно принадлежал и «владелец Ларсового кабака Султан-мурза Окуцкий», который упоминается в российских источниках 16 века. В Ларсе проживали представители различных ингушских фамилий, в частности Хути-наькъан (Хутиевы), которым принадлежал здесь замок М1амат-г1ала. На склоне у Ларса сохранились развалины системы древних оборонительных сооружений, прикрывавших теснину Дарьяла с севера.
Нижний Ларс/Эг1а Лаьрс-
современное поселение на левом берегу р. Терек в 5 км. к северу от Верхний Ларе, у устья р. Чалхи (р. Тагаурка). В 19 веке здесь стоял казачий пост. «Эг1а Ларе» - «нижний Ларе».

Гаппдук/Г1апп-дукъ/ Гаппдагь -
невысокий горный хребет, возвышающийся над с. Верхний Ларе, надалеко от Ларских укреплений. Название переводится с ингушского как «замковый хребет», где «г1апп» -укрепление, замок, «дукъ» - хребет. У А.Д.Цагаевой название дано в несколько искаженном виде - Гаппдагь.


До Лермонтова никто не называл обитавшую в старинной башне царицу Тамарой. Напротив, все путешественники по Военно-Грузинской дороге в 20–30-х годах упоминают при этом совершенно другое имя.
«По преданию, – пишет автор «Писем о Грузии» Платон Зубов, – в старину обитала тут женщина Дарья, атаман разбойников, наполнявших ужасом окрестные страны», – и сообщает, что сохранившиеся на скале развалины называются «Дарьин дом»[535].
Другой путешественник точно так же утверждает, что замок принадлежал какой-то Дарье, но называет ее при этом «царицей». «Достойно удивления, каким образом можно было строиться на такой неприступной высоте, – пишет он и тут же добавляет: – Впрочем, туземцы решают это легко: царица была в связи с окаянным, а для последнего нет ничего невозможного»[536].

В книге французского путешественника Гамба говорится: «Если верить местному преданию, Дарьяльский замок принадлежал в средние века какой-то княжне Дарье, которая взимала со всех путников огромную мзду, а того, кто ей нравился, задерживала, чтобы разделить с ним ложе, и приказывала бросать в Терек любовников, которыми была недовольна»[537].
Четвертый путешественник сообщает, что «в замке сем жила молодая царевна»[538].
Пятый уверяет, что это было жилище «волшебницы Дарии»[539].

В действительности имя настоящей горянки и  красавицы из легенды рознятся , последнее возникло от самого названия Дарьяла, где пролегал шёлковый путь.. ( даьри - шёлк ). 
Жанр илли, о красавице Лорса Лида возник не на пустом месте, а «на плечах» предыдущих жанров ингушского фольклора и песен. Тысячи путешественников, купцов и служивых людей которые видели неприступную как горы  красавицу , в шёлковом платье с золотой отделкой становились носителями сказании и легенд, не потому ли столько общего о девичьих замках, о царевнах в высоких тесных башнях

Реклама
Реклама