Сваровски и Ницше. Хрусталь души. На грани Добра и Зла
"Что сделано из любви, всегда за чертой добра и зла"
(Фридрих Ницше)
От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет...
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.
(Виктор Слётов)
Далеко не каждый может позволить себе приобрести украшения с драгоценными камнями. Однако с недавнего времени это стало возможным благодаря компании Swarovski - мировому лидеру по производству и огранке синтетических камней высочайшего качества. (1)
"Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!"
Это высказывание Фридриха Ницше очень хорошо усвоил Даниэль Сваровски (2) . Когда он родился, Ницше уже учился в Боннском университете. Знакомы ли они были? Сказать трудно...скорее всего, нет.
Сваровски вырос в чешской деревушке Георгиенталь на севере Австро-Венгерской империи, а Ницше - в немецкой деревне Рёккен, в Восточной Пруссии, в земле Саксония-Анхальт и считал себя потомком польских дворян Ницких.
Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что Ницше вышел из древнего рода немецких лютеранских священнослужителей и все предки носили немецкие имена, даже семьи жён. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла:
"Утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его кампании против Германии". (3)
Но многие философские идеи Ницше взяли на вооружение национал-социалисты: теорию насилия, национализм, политический экстремизм и аморализм. Идея о сверхчеловеке и стремление к власти стали для Адольфа Гитлера фетишем.(4)
Сестра Ницше Элизабет Фёрстер, младше его всего на два года, но на треть века пережившая брата, с которым у неё были идейные разногласия, в 1930 году поддержала идеи нацистов, вступила в НСДАП. В 1934 году она добилась того, что Адольф Гитлер трижды посетил созданный ею архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии.
Книга Ницше "Так говорил Заратустра" вместе с "Майн Кампф" стала одним из столпов нацистской идеологии. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. В разговоре с нацистским лидером она выставила своего брата предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловека, - как представителя белой расы и совершенное во всех смыслах создание. (5)
Ницше отказался приехать на свадьбу сестры Элизабет с Фёрстером, когда узнал, что тот пропагандирует очищение Германии. Он написал сестре:
"Германство" вызывает мало энтузиазма, но еще меньше у меня желания печься о чистоте этой "великолепной расы".
После смерти брата Элизабет получила права на его произведения, могла исправлять их текст, привнося мысли о величии всего немецкого, о немцах как расе господ, что потом было взято нацистами для своей идеологии. (6)
Психолог Надежда Козочкина в исследовании личности Фридриха Ницше "Гордость, сводящая с ума. Ницше: топливо к безумию" пишет:
"Злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять".
Стоит уточнить, что современный ему мир не смог понять, а философские идеи оказались на грани Добра и Зла. В остальном спорить с психологом...но сравнение с Иисусом Христом....???
"Предположение"
Многих великих не понимали,
На грани с безумством их выставляли,
Возможно, так получается,
Что мысль лишь тогда проясняется?...
(стихи автора)
Сам Фридрих Ницше по этому поводу высказался:
"Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее".
В юности и молодости Ницше отдавал всего себя учению, науке, музыке, был другом Вагнера. Еще в гимназии увлёкся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина. (7)
"Я люблю человечество грядущих столетий"
(Гёльдерлин)
В возрасте 24 лет, находясь ещё на студенческой скамье, Фридрих
Ницше получил должность профессора классической филологии в Базельском университете. В истории университетов Европы такого молодого профессора ещё не было.
Светская жизнь и развлечения его не интересовали. Желание жениться на любимой женщине не реализовалось. Его считали высоконравственным человеком: не мог обидеть ребенка и был целомудрен, как молодая девушка.
Ницше не принимал участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.
Перенесённые болезни осложнили состояние здоровья Ницше, к головным болям присоединились спазмы желудка, которые с этого времени стали регулярными. В этот период он говорит, что "больной не имеет права быть пессимистом" и пишет свои лучшие гениальные произведения.
"У Ницше было святое право говорить то, что он говорил"
(Л. Шестов)
В расцвете молодости, когда ему не было еще и 30 лет, Ницше постигает страшный удар: головные боли, мучающие его с детства, превратились в сплошной кошмар боли, длящиеся около 20 лет!.. Он стал мечтать о смерти, как избавлении от этих страшных мук. Больной, он из всеобщего любимца превратился в одинокого калеку, стал никому не нужен. Философ жил в бедности, одиночестве, дико мучаясь от физической и духовной боли.
Но в сиянье луны белеют колонны развалин,
Храма врата, в которые встарь устрашающий, тайный
Дух беспокойства вступил, что в груди у земли и у смертных
Пышет и злобствует, неодолим, покоритель исконный...
(Фридрих Гёльдерлин)
Мысли Ницше были буквально написаны кровью в краткие перерывы между мучительными приступами болезни. Ему трудно было писать связно, поэтому его произведения - это гирлянда мыслей-афоризмов, нанизанная на какую-либо идею.
"Когда из известной платоновской триады "истина, добро и красота" оставляют только лишь "красоту", она быстро перерождается в вульгарность и пошлость, воплощением которых и является фашизм. Оторванная от истины и добра, она оказывается фальшивой. Также, как и добро, оторванное от истины..."
(Алексей Цвелик)
В своих первых сочинениях, особенно в "Рождении трагедии из духа музыки" (1872) Ницше излагает не только требования к новейшей культуре, но и раскрывает основы своей философии. Сущность мира понимается им шопенгауэровской "страдающей волей". Шопенгауэр своим безжалостным пессимизмом показал, что история жестока и бессмысленна, а человек роковым образом обречен на страдания.(8)
"Судьба тасует карты, а мы играем"
(Артур Шопенгауэр)
Ницше познакомился с Рихардом Вагнером (9) 8 ноября 1868 года . Их объединяло духовное единство: увлечение искусством древних греков, любовь к творчеству Шопенгауэра, чаяния о переустройстве мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года Фридрих посетил Вагнера в Трибшене, стал практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был вызван негативным высказыванием Вагнера о книге Ницше "человеческое, слишком человеческое" 1878 года, которую Вагнер назвал "печальным свидетельством болезни" её автора.
Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой "Казус Вагнер" (Der Fall Wagner), изданная в 1888 году, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.(10)
Рукопись произведения была закончена весной 1888 году. Книга была издана осенью того же года в Лейпциге. В ней философ прибегает к анализу творчества Рихарда Вагнера и современной ему культуры, говоря о её упадке, или, как он это называет, "decadence", и нарекает Вагнера предводителем, главным символом этого упадка.
Произведение знаменует окончательный разрыв Ницще с Рихардом Вагнером.
Ницше приводит множество примеров и описаний произведений Вагнера, которые, согласно его мнению, являются воплощенной сущностью взглядов самого композитора. Прежде всего философ противопоставляет музыку Рихарда Вагнера творчеству Жоржа Бизе, с целью сделать контраст "хорошей" и "плохой" музыки более выразительным, чтобы помочь своему читателю разглядеть "зло", показав, что же на самом деле является благом.
"Хорошей музыкой, - согласно Ницше, - будет являться та, которая воспитывает слушателя, которая не ошеломляет эффектами, но относится к слушателю как к равному, как к музыканту".
Ницше так описывал музыку Бизе:
"Музыка Бизе обладает утонченностью. Она богата. Она точна. Она строит, организует и заканчивает". Музыку Вагнера, в свою очередь, философ описывает как не обладающей гармонией, воздействующей на психологическое состояние человека, на его эмоции, а точнее: на его "больные нервы".
"Если мир полон зла, то лучше всего желать химер", - предположил Ницше.
В смысле, нужно мечтать, пусть даже мечты будут несбыточные.
"О, когда человек мечтает - он бог, но когда рассуждает - он нищий; и когда его восторг прошёл, он стоит, словно непутёвый сын, выгнанный отцом из дому, и разглядывает скудные гроши, которые кто-то из милости подал ему на дорогу"
(Фридрих Гёльдерлин)
Главное, постараться отыскать прекрасные, "обольстительные" иллюзии, чтобы они не утратили любви к жизни, несмотря на все её страдания. Стоит только приложить всю энергию к познанию этих иллюзий.
По Ницше существуют две главные иллюзии, которые дают оправдание нашему существованию: аполлоновская и дионисийская.
"Взирая на мир с точки зрения красоты его форм, мы можем создать себе прекрасный образ-мечту, заполняющую все наше существование - это есть аполлоновская иллюзия. С другой стороны, несмотря на ужасные страдания, разрушение и смерть, замечается проявление вечной мировой воли. Отсюда вторая иллюзия дионисийская, иллюзия вечности и неразрушимости индивида, неуничтожимости лежащего в основе вещей стихийного порыва. Сочетание этих двух иллюзий создает "трагическую мудрость", до которой возвысились древние греки. Именно эта мудрость должна составлять идеал стремлений и новейшей цивилизации". (11)
Рихард Вагнер, с которым Ницше около трех лет связывала духовная дружба, в своей музыкальной драме по мнению
| Помогли сайту Реклама Праздники |
спасибо, что рассказала читателям о нем,Анечка.