Когда умирают кони – дыша,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
Написал в 1912 году гений русской поэзии Велимир Хлебников. Строки эти приходят на ум сегодня, когда думаешь о том, насколько осиротела Русская Земля без Олега Табакова. Да что - русская: Планета стала беднее. Кажется даже, что начала медленнее крутиться. Потому что вечер занялся уже давно, а всё никак не обернётся ночью. Первой ночью на Земле, когда с нами нет Олега Павловича.
Я обожал его всегда. В любом качестве. В любой роли…
И когда он – трогательный Илья Ильич Обломов, хлебающий ночью, чтобы Штольц не увидел, борщ. И очаровательный Александр Одуев в «Обыкновенной истории», идущий по стопам дядюшки и на наших глазах становящийся опошленным жизнью человеком. И забулдыга-пролетарий, может быть, впервые в своей жизни влюбившийся, в «Скамейке» с Татьяной Дорониной. И грандиозный завистник и злодей Сальери, прямо перед зрительным залом вынимающий изо рта искусственную челюсть и молодеющий на глазах в спектакле МХТ «Амадеус». И «герой - любовник» в крошечной роли в оскароносной Москве, слезам не верящей.
И во всех его молодых киноролях...
А как же он был раблезиански хорош на вечере чествования его шестидесятилетия во МХАТе, когда сидел чуть выше, чем все остальные, обжирался и опивался ресторанными деликатесами и следил за «поклонением волхвов», устроенным в его честь.
Дар угадать таланты был в нём поистине сравним со звериным чутьём. Сергей Безруков, Евгений Миронов, Владимир Машков, Андрей Смоляков, Василия Мищенко – это же всё «птенцы его гнезда».
И фантастический администратор, после смерти великого Ефремова подхвативший изрядно потрёпанное знамя Великого МХАТа имени Чехова и по доброй воле превращённого им в МХТ, когда убедил коллег отказаться от «лакомого слова» «Академический» в титуле театра, сулившего и реально приносившего всевозможные формальные и неформальные блага коллективу.
С его приходом театр становится коммерчески успешным и одним из самых посещаемых в Москве.
Случаются в природе люди, нечасто, к сожалению, сам факт существования которых становится гарантией от проникновения пошлости в дело, которому они посвящают свои искрящиеся души. В случае с Табаковым можно говорить о том, что часто он сам балансировал на грани пошлости и приличия, но никогда в пошлость не сваливался, превращая даже самые интимные беседы со зрителем в сокровенное исповедание, когда плакать вроде бы неприлично, да и нет повода, тем более что сам ты - мужчина. Но так, чёрт возьми, хочется, когда видишь дарование такого калибра и размаха.
Умер Олег Павлович Табаков.
И даже самые рьяные безбожники и материалисты наверняка сегодня хотели бы стать последователями Гафиза, чтобы верить в его повторное возращение на Землю. Только бы не разминуться. Только бы ещё хоть один раз увидеться…
12.03.2018
|