Произведение «старец Фидея о Великом Посте и об истерии...» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 903 +1
Дата:

старец Фидея о Великом Посте и об истерии...

Фидея о Великом Посте и об истерии. (изложила  слова старца Елена С.- М.)     https://youtu.be/_H8W5bpT80g

1.

– Еще скажи, Фидея, слово свое напутственное  о Великом Посте, который приблизился уже… что скажешь нам, мирянам?

–  Да, вот пост начинается, зовем его Великим, есть много пояснений в книжках мудрых, почему зовем его Великим, не буду уж о сем, простите…Но что хотите услышать от меня? Разве не знаете, как поститься следует?

– Знаем, Фидея, но надо как -то особенно радеть, раз Пост Великий.

– Надо, конечно, мы же все время радеем, а так будем – особенно… Надо постараться, да так, чтобы всех бесов насмешить… вот радоваться то будут, нечистые.

– Не понял я, Фидея, что, разве не угодны Господу наши старания в посте и молитве покаянной?

– Коль спрашиваешь, скажу тебе  – не нужны Господу нашему ни посты наши, ни молитвы, но – покаяние искреннее сердечное – да - как
пишут мудрые и святые.

«Дай мне сердце твое, сыне». -  Говорит Господь.

А покаяние значит – изменение, метанойя - перемена ума... Но не на период ведь какой-то, а – навсегда. что толку, если ты почистил дом и оставил его пустым?

Знаем мы, что случается с таким жилищем сердечным по слову Господа - вселятся в него семь духов нечистых, и будут они страшнее прежних, и станет такому человеку хуже, чем было прежде, до всякого очищения постом и молитвой... это как хирург, вскроет живот больному, вынет все вредное, да так и оставит человека разрезанным. есть дело, которое лучше не начинать, если не можешь вести его до конца... а конец в деле христианском  один, он только со смертью приходит... Падаем  – да, но встаём.
Никто же не лежит в луже, если он  разумен, конечно, когда упадёт в неё. И тогда скажи мне, брат, а разве христиане мы в пост только? 

И другое время для нас — не покаянное? Разве воздерживаемся мы от непотребностей житейских лишь в какой-то период?

А после – гуляй душа!

И вот мы пять десять, пятнадцать, двадцать лет все каемся все читаем Покаянный канон Андрея Критского, все бухаемся в поклонах слёзных... а воз и ныне там ... душа полна такой скверны, что и вообразить страшно -

и злоба там, и осуждение, и непримиримость, злосердечие, надмение, тщеславие, зависть, жадность, стяжательство, украшательство излишнее, немилосердие, леность, объедение, пьянство, блуд, сквернословие, болтовня пустая, лживость, суетность, глупость, злопамятство, сарказм злобный, насмешки, невнимательность, раздражительность, унылость, апатия, агрессия... достаточно, может быть, я перечислил?
Или сами добавите ещё тех "сокровищ духа", какие мы как правило "стяжаем" за время наших якобы подвигов. 

Да почему же такое происходит с нами?!

Да потому, что все наше внимание обращено целиком на внешнее, а внутреннее своё, ради чего все и делается, оставляем без всякого попечения.

Вот как строго говорит о сем Симеон Новый Богослов, подвижник десятого века, слушай сие, не поленись, ибо это о нас:

"После же, когда пришел Христос и так тесно соединил в Себе Божество с человечеством, что два сии, крайне расстоящиеся, т. е. Божество и человечество, стали единым лицом, хотя пребывали неслиянными и несмешанными, ; с того времени человек сделался уже как бы светом, чрез соединение с оным, первым и невечерним светом Божиим, и не имеет более нужды ни в каком писаном законе, потому что божественная благодать Иисуса Христа, пребывающая с ним и в нем, плодоприносит ему благобытие, т. е. любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание.
Почему Апостол Павел, перечислив такие плоды Святого Духа, и говорит в конце: на таковых несть закона (Гал. 5, 22. 23), ибо для праведника не требуется закон. Кто же не имеет еще таковых плодов Святого Духа, тот и не Христов, как говорит Апостол:

аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8, 9).

Такому надлежит подвизаться и постараться о том, чтобы соделаться Христовым, да не тщетно верует во Христа, ; в каком случае Христос не пользует ему ничтоже. Все старание и весь подвиг(пост, молитва, бдение, Ф.)его должен быть обращен на то, чтобы стяжать Дух Христов, и таким образом приносить плоды Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие.

Если же человеческое естество приходит опять в благобытие, как было первоначально, чрез воплощение Христово, и нет никакого другого способа и никакой другой силы, или мудрости, или труда и подвига, чтоб человеческое естество опять пришло в благобытие и стало, как было первоначально сотворено, но находится единственно в руке Бога, давшего ему бытие, и то, чтоб даровать ему благобытие, и другим способом этому быть никак нельзя, то какая нужда тщетно трудиться, подвизаясь ради сего одними своими подвигами, чтениями, злостраданиями (Постами, истощением, поклонами, молитвами...Ф.), томлением себя алчбою (голодом, Ф.), жаждою и бдениями?
И если такие и толикие злострадания бывают тщетны и бесполезны для того, кто не ведает великого оного таинства (спасения), то на каждом христианине лежит долг научиться ему и познать его, чтоб не протрудиться понапрасну в тех злостраданиях и не попустить погибнуть (и при них) душе своей, что бедственнее всякого другого бедствия.
Ибо все такие и подобные злострадания (посты, поклоны, молитвы о земном, бдения, Ф.) должны быть подъемлемы не для того, чтоб прийти в благобытие, но для того, чтоб сохранить благобытие, какое приняли мы прежде чрез святое Крещение, так как сокровище сие труднохранительно, и нам надлежит добре внимать, да сохраним оное, как сказали святые отцы.

И в будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли совершал ли бдения, молился ли, плакали и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу, как говорит и Павел:

чадца моя, имиже паки болезную, пока не вообразится в вас Христос (Гал. 4, 19).

Ибо которые во Христа крестятся, во Христа облекаются (Гал. 3, 27).Итак, те, которые прияли сие от Христа, от Него имеют подобие Ему, как сын от отца имеет подобие отцу, потому что сын не бывает иначе, как из естества отца своего. Для того Бог соделался человеком, и чрез такое соединение Божества с человеческим естеством царствует Божество над естеством человеческим, как написано: наляцы (укрепись,Ф.), и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Пс.44, 5).

Таким образом, над кем не восцарствовал Христос чрез те добродетели, о которых мы сказали, тот не подобен Христу, как отцу, и недостоин войти в царствие небесное. Воистину так есть.

Почему излишни все прочие подвиги, если не бывают ради их (ради любови, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости и воздержания. Ф.)Постараемся же и мы, братие, соделаться подобными Христу посредством тех добродетелей, да сподобимся царствия Его. Ему слава и держава во веки. Аминь."

Вот так, други, если нет в нас изменений от наших "подвигов", если не стремимся соделаться через них подобными Христу -
мирными, любезными, кроткими, добрыми, смиренными, добросердечными, радостными, не притворными, не льстивыми, не ленивыми, верными, отзывчивыми, сострадательными, скромными, воздержанными, верующими, живущими Христом - то все наши подвиги постов и прочего - иллюзия, самообман, театр, притворство и жалкое проведение времени.

Покаяние есть изменение, и если нет в нас такового изменения сердечного качество, то нет и покаяния, а раз нет истинного покаяния - нет и веры , нет в нас Христа, и быть не может ТАМ, где дух мирской пагубы, суеты, лжи, немилости, злопамятства и безверия..



Покаянный Пост – да, но разве жизнь истинного христианина не жизнь покаянная? Между грехом и покаянием пребывают такие – говорит Исаак Сирин…
Разве не каемся мы сразу, как согрешаем мыслью или делом? Или мы – христиане постные, то есть, только в пот?

Так вот, всякое нагнетания, истерия, чувственные вздохи и слезливость, всякая театральность - не есть жизнь христианская, но та же, мирская, только наполненная атрибутикой церковной. Вот и все.

«Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны.» – говорит великий Исаак Сирин.

А какое уж тут смирение, когда шашка подвига поста уже наголо, и око соколиное такого "подвижника" сице устремилось испепелить и пищу "непотребную" и всякого, кто не "постный"!

Еще раз скажу: все посты наши, все наши молитвы и дела добродетели не нужны Богу.

Но нужны нам, дабы уменьшить в себе дух похотливый мiра сего, изничтожить вовсе, кому такое возможно, и стяжать, по воле Божьей, Дух Свят. К сему надо стремиться хотя бы, именно стремление и оценивает Господь, по свидетельству святых отцов.

«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?
Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Закалающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их… так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.» (прк. Исаия, 66)

Итак, важно - не , что ты делаешь, а с каким сердцем и для чего ты сие творишь.

Да, други, усердие вещь обоюдоострая…  Ножом можно и хлеб резать и человека убить…Так что, тут еще важно себя не уморить в посте то… а то видели мы таких – тени ползающие — радость бесам лукавым, духам уныния и отчаяния. 

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной"  – говорит апостол Павел.

Тогда зачем нам духовные подвиги, спросишь? Зачем нам пост, например?

Да для усмирения желаний излишних, когда желания удовольствия, тщеславия  заслоняют Бога.

И ещё важно очень:

“А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." - говорит Господь.

Христианин, иными словами, никому не навязывает своего поста, никто из тех, кто не постится, не видит усилия его, но истинно постящийся верующий всегда радостен на людях (о грехах своих плачет наедине), открыт, добросердечен и приветлив. Кто общается с ним, тому скажет доброе слово, поддержит всякого ласковым отношением. Вот -постящийся в духе и истине. 
Лицо же суровое, не приветливое, не отвечающее на обращение или добрую шутку, замыкающейся в себе наглядно для других, осудительно посматривающий на иных, кто не совершает подвига воздержания - такой якобы постящийся не пост держит, а силой нечистой одержим, и думает таковой, что он этим свирепых видом и неприветливостью и осуждением иных, угождает Богу. Воистину безумен такой образ мыслей - говорит святой Исаак

Реклама
Реклама