Критический обзор беглым взглядом читателя- автора.
Метаморфоза( Игорь Саенко)
Бронзовокожий пловец
прыгает в золото вод.
Толща морская —
как гигантский цветок,
примет его
в лепесток, как пчелу
В водах он смыслы чает найти
Рыба серебряная сопроводит в глубину,
где чаши на тонких шестах
греют синий огонь.
А в кресле, как царь,
восседает конёк в регалиях власти.
(---------- Человек обретает свою среду, чтоб быть понятым - быть своим среди своих.
Это царство золотого тельца в образе морской пучины.
Образы понятны.)
Та власть — быть своим среди равных.
(------Тавтология. Это было уже сказано выше, в начале повествования. На мой взгляд, лишнее предложение. !)
Мерцанием и светляками
воды играют с пловцом.
По жемчужным ступеням
с горы самоцветов
принцесса морская навстречу идёт навстречу
---( мы уже знаем, что он в другой среде, морской, зачем пояснять читателю, что принцесса морская?
Словно автор забыл… про какую среду вел повествование. В этом контексте понятно, что «принцесса” это судьба)
У неё белый локон блестящих волос.
Ей неизвестны законы Эвклида.
И арифмометром жизнь её не измерить.
(Прямолинейность, безрассудство
и смелость, трансформирование только в определённых прямолинейных позициях
в поэтическом ключе, так я понимаю? Понятно. Образы сильные.)
Но она ценит смелость,
и безрассудство,
а сердце её подобно копью,
-------(Здесь возникает вопрос-----А не смелость и безрассудство производные от
прямолинейности? Векторный повтор мысли.)
что пронзает дым в глазах мудреца.
-------(Дым может быть только в глазах глупцов.
Глаза мудрецов ассоциируются с бездной, с вечностью, с чем угодно только не с дымом,
который… по образу может иметь значения временного действа,
ничего не имеющего общего с мудростью, которая вечна, хоть и спорна!
Противоречивость бросается в глаза и сбивает
читателя с толку. Абстрактность слишком от противного. Понять довольно сложно, если только
слово- МУДРЕЦЫ будет в внесено в кавычки.)
Ей неведома боль.
В ней вся внутренность из перламутра.
Глаза, как сапфиры.
Кто видел её — тому не забыть никогда.
----( Тут образ среды не принимающей такие понятия, как жалость, милосердие,…
Жестокость в виде блестящего серпантина. Утверждение того, что понятно было в предыдущих предложениях.)
Бронзовокожий пловец
преклоняет пред нею колена,
и Дева целует избранника в лоб.
------(Выбор власти и путь к жестокости.
Уже это было понятно выше по предложениям текста, но утверждение мысли
достаточно сильно и очень поэтично!!)
Он теперь житель морской:
дельфин, кашалот, осьминог,
победивший проклятое время —
разорвавший антропоса бремя...
------(Среда, где нет пощады. Это пояснения того,
что было в начале текста и скользило на протяжении всего повествовании
Опять… порядок выживаемости и жестокости. Для меня лично...это
разбавляет все предыдущие образы. Не даёт читателю места для размышления на эту тему.
Приём слабый, увы, и портит весь текст!)
Очень нравится посыл мотивации произведения! Текст выдержан грамотно и образы соответствуют мыслям…
Но сама мысль в некоторых местах разрушает тектонику :
Образы спорят между собой или проецируются в том же ключе, только с другого ракурса, растягивая стержень мотивации как жвачку! Текст малость сыроват. Есть описательства, которые только усложняют восприятия мыслей.
Нет эмоциональной установки- экспрессии, чем собственно и отличается стих в прозе от других жанров , а преобладание в стихе зефирной липкости не даёт мысли скользить...просто прилипая...тормозишь)
Вопрос к автору:
Судя по вашему творчеству, Вы, на много ступенек стоите выше тех авторов,
которые должны были оценить ваше произведение.
Ведь расширенная оценка идёт по опции- заказа?
Зачем вам это нужно, если сложность жанра
не позволяют оценить его с точки зрения даже читателя, хоть как-то понимающего поэтику,
не то что простого стихоплёта?
По- моему…расширенную оценку, само достаточные авторы или сильные авторы
никогда не попросят, видя кто судьи. А более оценок нет. чтоб ставить усреднённый вариант)
Это не такой уж простой жанр.
Разновидностей много. Но главное всё – таки в самих текстах, на мой взгляд, это
смысл, читаемый между строк и он пояснениям не подлежит! Работа со словом очень кропотливая.
Кто отлично пишет поэтическую прозу, тот понимает, как нужно донести эмоцию до читателя.
А какие уж там мысли у него возникают, то это дело самого читателя.
Верлибр, свободный стиль, прежде всего это философский стержень.
Этот жанр очень капризен в выборе образов, слов и стиля. Основа не только футуризм,
где предложения, порой очень обрубленные и на первый взгляд,
не имеющие ничего общего между собой, выглядят непонятно и коряво,
но они нанизаны на сильный стержень, что вполне может быть и простым
диалогом, дающим яркую установку картинки или эмоцию.
Если взять абзац из поэтической прозы Сунь Хо( наш автор) - это будет уже верлибр, вольный стих...
Он даже в комментариях говорит поэзией. Это специфическое мышление --- у многих
это уже заложено в генах)
Приветствую разнообразие в творчестве, как совершенствование в мастерстве.
Вас интересно читать.
Я бы дала этому произведению оценку - 8. с учетом того. что мне не понравилось.
********
Следующее произведение
стихотворение автора Zyaba ----гражданская лирика.
ПОСМОТРИ ( уже само название пестрит пропагандно - плакатной живописью)
(Выставлю для наглядности все катрены стиха)
Посмотри в глаза,улыбнись и растай как льдинка
Если это боль,ты очнись и поймёшь..... ошибка
Будет снова кровь стучать в висках,раздувая вены
Превратишься может в пепел,в прах,всем понятной веры
Посмотри в толпу и поймёшь,небыль стала былью
И быть может нить разорвёшь,и всё станет пылью
Возвратишься в дом свой родной,птицей одинокой
И взойдёт над всею страной,солнце жизни новой
Посмотри вперёд,грусть пройдёт,эхом,песней старой
Радость,счастье людям принесёт,пусть надеждой малой
Ты увидишь лица,в них любовь,сила новой жизни
Не прольётся больше чья-то кровь,соком зрелой вишни
Посмотри в глаза,улыбнись и сотри слезинку
Это просто сон,ты проснись и исправь ошибку
Будут рядом,Мама,Брат,Сестра,Батя у порога
Ты пойми,что там твоя семья,ждёт тебя у дома
*********
1. Посмотри в глаза,улыбнись и растай как льдинка
Если это боль,ты очнись и поймёшь..... ошибка
-----(Банальные противоречия. Растаять льдинкой и возродиться можно только в пар…
А пар не тот образ. чтобы мог ассоциироваться с мыслью. Его раздует ветер, или
он пройдёт дождём в землю. Образы неудачные!)
Будет снова кровь стучать в висках,раздувая вены
Превратишься может в пепел,в прах,всем понятной веры
—(Не понятная Вера и её непонятные последствия. При том ...обрывается полностью связь
с предыдущими предложениями. Бессмыслица! Тем более в катрене не соблюдены даже
полу рифмы. Как думалось- так и писалось)
2.
Посмотри в толпу и поймёшь,небыль стала былью
И быть может нить разорвёшь,и всё станет пылью
----Не понятный посыл …если уже понятно в первом
предложении, что пахнет могилой. Слово “ Быть может”губит основательно гражданско - менторный посыл.
в этом жанре. Автор словно сам не понимает… что хочет сказать. Улыбка)
Возвратишься в дом свой родной,птицей одинокой
И взойдёт над всею страной,солнце жизни новой
----(Ага…наконец- то понятно, что это про образ бродяги. Тогда… при чём тут страна?
Не только семьёй дружной мы богаты. Но думаю что тут что-то другое---акварель на стекле!)
3.
Посмотри вперёд,грусть пройдёт,эхом,песней старой
Радость,счастье людям принесёт,пусть надеждой малой
-----( Какой песней? Тут походу она определяет
и заканчивает мысль. Смущает только то, что такая абстракция не несёт вааще какой- либо
сублимации по поводу ....ну кроме шансона. Пути вперед нет, а значит тупик .
Малая надежда даёт только сил быть на плаву!
Законченность мысли не дает установки на следующий катрен, ибо
он обязан быть продолжением посыла, а не последствиями непонятного образа песни .)
Ты увидишь лица,в них любовь,сила новой жизни
Не прольётся больше чья-то кровь,соком зрелой вишни
-----(Чего стоило и ожидать. Вот вам и разворот на все 90 градусов!
Новая жизнь при малой надежде( с первых строф катрена) безнадёжна!
Очень расширенно по позициям, аж за горизонт действа…не понять, толи
мировое зло, толи банальное убийство.
4. Посмотри в глаза,улыбнись и сотри слезинку
Это просто сон,ты проснись и исправь ошибку
----(Повторение мысли начала первых строф стиха. Только без льдинки, без пепла и праха.
Слобоблудие!)
Будут рядом,Мама,Брат,Сестра,Батя у порога
Ты пойми,что там твоя семья,ждёт тебя у дома--------Ага…речь о близких, которые и есть
основной мир ЛГ, из которого он выпал. Речь о собратьях по крови!
Поэзия тут не ночевала и так понятно. Стандартный шаблон стихоплётства с менторским напылением.
Такой размер - речитативом требует непрерывной мысли и раздроблением на катрены не подлежит.
Поверхностные и не утверждающие позиции автора в начале произведения полностью перечеркивают
монолитность наставлений. Именно…наставлений, а не размышлений.
Не выдержанны даже полу рифмы. Это не значит, что создавая строфы, вы не должны учитывать
правила жанра. Так можно как угодно писать, не заморачиваясь на стилистике и правилах стихосложения.
Поставила бы – слабую 3 (тройку). Только за труд )
Ничего не вижу оригинального, начиная с мотивации и заканчивая техникой.
Много возникает вопросов по поводу тех, или иных оцененных произведений. Хотелось бы внести
свою лепту, если ограничена в комментариях, в обсуждение этого факта
И так...условия задачи.
Два произведения почти с одинаковой расширенной оценкой.
Тогда я тоже не понимаю смысл расширенной оценки, если расширять то нечего?!)
Посмотри -----------Zyaba (нет оценок редактора или рецензента)
Метаморфоза-------Игорь Саенко. ( нет оценок, редактора или рецензента))
Чтобы обосновать своё мнение, его сначала нужно предъявить. Надеюсь, что мнение любого
читателя тут пока ещё в силе.
К сожалению не могу дать ссылки. Нет адреса. Или мой комп глючит, или так задумано, ибо на других стихах есть
адрес)
А вот- второго... Оценка, на мой взгляд, сильно занижена.