Корень Зла
Быть в тренде...à la mode
"Мода - это не лейблы и не марки. Мода - это то, что спрятано в вашей душе"
(Ральф Лорен)
У бельгийцев три национальных достояния: бриллианты, шоколад и мода. Слово "мода" происходит от латинского modus, что переводится как "мера", "образ", "способ", "правило", "норма", "предписание". Это понятие изначально должно было отражать особенности объединения существующего разнообразия одежд в единый обобщённый образ путём совмещения различных элементов: причёски, кроя, цвета, аксессуаров.
"Большинство людей живёт модой, а не разумом", - так считал Георг Лихтенберг - немецкий учёный, публицист и юморист.(1) Его называли немецким Свифтом.
Вот одно из его изречений:
"Её нижняя юбка была в широкую красную и синюю полоску и казалась сделанной из театрального занавеса. Я бы много дал, чтобы получить первое место, но спектакль не состоялся"...
Опуская последнее, можно считать этот с значительной долей иронии афоризм относится к миру моды.
Но не все живут модой. Будьте уверены, что есть те, кто живёт разумом, то есть просто ЖИВУТ. Количество таких людей подсчитать сложно, да и нет необходимости. Возможно, Лихтенберг ошибался, говоря о том, что многие, их тоже нет возможности подсчитать, живут модой. Ведь он сам утверждал:
"Великие люди тоже ошибаются, и некоторые из них так часто, что почти впадаешь в искушение считать их людьми незначительными".
Хотя Лихтенберга нельзя считать незначительным и тем более неприметным человеком.
Возможно, что в вопросах моды он был не таким специалистом, а вот в физике оставил, как говорится, значительный след. Ведь именно ему принадлежит введение обозначения разных видов электричества знаками "+" и "−"(положительное и отрицательное напряжение).
До Лихтенберга электричество имело разные определения, что создавало путаницу. Электричество называли "стеклянное", "гуттаперчевое", "янтарное", даже "шерстяное". Можно предположить, что и "алмазное" и "бриллиантовое"... Почему бы и нет??
"Лучший способ хвалить живых и умерших - это извинять их слабости; но только не приписывать им добродетелей, которыми они не обладали, это все портит и даже истинное делает подозрительным", - это тоже афоризм Лихтенберга.
"Презирать моду также неумно, как слишком рьяно ей следовать"
(Жан де Лабрюйер)
От человека зависит, модно или не модно он одевается, то есть современно или не в тренде, то есть не традиционно. Ведь с английского trend переводится как "традиция".
"Если вы сомневаетесь в своём вкусе, знайте: он у вас есть"
(Уистен Хью Оден)
Быть в тренде - это значит быть в курсе моды, следовать за ней и не только в одежде, но и изменить образ жизни в целом, идти в ногу со временем, быть в курсе всех новинок.
"Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией, и часто черпает вдохновение в прошлом"
(Лана Дель Рей)
Моде уделяли внимание французские правители, начиная с Людовика XIV и заканчивая Наполеоном III. Не удивительно, что именно во Франции получило развитие текстильное производство.
А само словосочетание à la mode быть одетым "по моде", впервые появилось в XVII веке, когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран.
"Люди увлекаются не модой, а теми, кто её создаёт"
(Коко Шанель)
Центр бельгийской моды - Антверпен. Не только алмазная столица мира. Этот город вдохновляет художников и творческих людей. Но почему именно Антверпен? Во-первых, благодаря его особому географическому положению. Если на карте мысленно провести линии между важнейшими европейскими столицами Парижем, Лондоном, Амстердамом, то получится треугольник, а Антверпен окажется в центре.
Во-вторых, и это естественно, антверпенский порт. Порт, который играет стратегически важную роль в мировой торговле.
В - третьих в Антверпене, находится одна из самых старейших европейских (почти 350 лет) и одна из престижнейших школ искусств. Это Академия моды Бельгии. Именно здесь кутюрье (2) начинают своё восхождение, а потом уже Брюссель, Лондон, Париж...свобода творчества, подиумы, признание, материальное благополучие и независимость.
"Я всегда считал, что можно прожить много жизней через то, как мы одеваемся и в какие места ездим, даже если это происходит лишь в нашем воображении. Мир открыт для нас, и каждый день – это повод изобретать себя"
(Ральф Лорен)
Один из антверпенской шестёрки (3) Вальтер Ван Бейрендонк с 1984 по 1996 год был преподавателем в Королевской академии.

Ван Бейрендонка побаивались. И не только потому, что он напоминает Рауля Синюю Бороду.
- Слишком строг, - говорят студенты, - и интересуется только теми из молодых дизайнеров, кто работает в той же "космической" тематике, что и он сам.
Стиль Ван Бейрендонка, действительно необычен.
Этот стиль называют эстетическим терроризмом...Сегодня Ван Бейрендонк - самый остроумный, скандальный и яркий представитель Антверпенской шестерки одевает мужчин то в парики из белого пластика, то в брюки из искусственного меха, закрывая своим моделям лица...
- Несмотря на все мои старания, представители сильной половины человечества одеваются как-то скучновато, - думает звезда мира моды и одевает мужчин… в юбки!
Неординарно? Сразу вспоминаются шотландцы в юбках в клетку.
Последнее "новшество" Вальтера Ван Бейрендонка можно было увидеть на выставке Men in skirts, которая проходила в 2002 году в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.(4)
Вальтер стал одним из первых дизайнеров, использовавших компакт-диски и Интернет, чтобы демонстрировать свои коллекции. Он увлекается компьютерами и широко использует их возможности.
"Самое важное, чему ты можешь научиться и что можешь совершенствовать в фэшн-школе, - это креативность, - говорит Ван Бейрендонк. - Творчество должно стать приоритетом для современного фэшн-образования. Это то, на чем держится вся индустрия".

Действительно, к студентам в Академии предъявляются довольно высокие требования. Кто решит здесь учиться, должен быть готовым к тому, что придётся очень много работать. Нередко из шестидесяти поступивших на первый курс диплом получают только человек 12-14.
"Мир постоянно переворачивается с ног на голову. Кажется, что сделать его лучше в данный момент практически невозможно. К примеру, быстрая мода - вторая по вредности индустрия в мире, но потребителям нужна скорость - наивно этого не понимать. Стать успешным дизайнером можно, лишь обладая амбициями, - иногда в ущерб личным интересам".
(Линда Лоппа)
"В условиях такой жесткой конкуренции очень важно проявить свою индивидуальность, важно, чтобы тебя заметили, важно не бояться экспериментировать, ведь только так можно создать что-то по-настоящему интересное", - говорит московский дизайнер Ирина Шапошникова, обучавшаяся в антверпенской Академии. Среди её любимых клиентов - Леди Гага. (5)
"Быть не похожей на других - просто, но быть уникальной - очень сложно"
(Леди Гага)
Во время учебы студентам предоставляется полная свобода в реализации своих идей. Но что характерно, в Антверпене коммерческая часть отходит на второй план. А с признанием приходит и материальная независимость.
"Жизнь - трагедия для тех, кто живёт чувствами, и комедия для тех, кто живёт умом"
(Жан де Лабрюйер)
Вальтера Ван Бейрендонка можно встретить в Антверпене у его бутика рядом с Nationalestraat. Гений деконструктивизма, как его называют в мире моды, носит в ушах крупные бриллиантовые (!) серьги. Несмотря на грозный вид, с милой и искренней улыбкой он приглашает зайти.
Вместе с Ральфом Лореном, старейшим американским модельером и дизайнером, Ван Бейрендонк может сказать:
"Я не моделирую одежду. Я создаю мечты".(6)
В этих словах модельера кроется большая тайна моды. Эти "мечты" сделали Лорена одним из самых богатых людей не только в США, но во всём мире.
"Ваше видение является самым важным. Вы должны знать, кому вы продаете, и что о вас говорят ваши маркетинг и реклама.Лично я не пытаюсь угодить всем. Я знаю, кому я продаю и работаю все время в этом направлении"
(Ральф Лорен)
Ван Бейрендонк, как дизайнер-авангардист, получил много наград. Он курировал выставки в самых известных галереях мира, иллюстрировал книги и даже выпустил собственные комиксы. В марте 1998 года вышла книга "Mutilate", посвященная 10-летней карьере дизайнера, а в сентябре этого же года он открыл свой магазин Walter в Антверпене. Ван Бейрендонка можно было бы назвать "мечтателем в розовых очках" из-за постоянно оптимистичного настроения и визионерского взгляда. (7) То есть многие считают Вальтера Ван Бейрендонка визионером - человеком, который чувствует будущее. И действительно, в его вещах много пока непонятного, неземного, того, что ещё не только не носили, но и неизвестно, будут ли носить. Если и будут, то единицы.
Никогда нельзя сказать заранее, в чём же выйдут на подиум модели Ван Бейрендонка в следующий раз - в футуристических одеждах или в трикотажных, мохеровых свитерах, собранных вручную из полос, нарезанных... из старых вещей.
Всё дело в том, что Бейрендонк создаёт как рукотворные изделия, так и использует высокотехнологичное производство и ткани. Результат? Каждый показ - увлекательное шоу!
Шоу, предлагаемое Ван Бейрендонком, не оставляет зрителей равнодушными. И можно
"Мода - это управляемая эпидемия"
(Бернард Шоу)
В магазинчике "WALTER" продаются не только вещи Ван Бейрендонка и Дирка Ван Сэна - ещё одного из антверпенской шестёрки, но и других модных дизайнеров, среди которых есть даже суперпопулярный Comme des Garcons. (8)
Бутик работает лишь три дня в неделю. Об этом подсказывает табличка на наглухо закрытой двери, скорее, на воротах, так как помещение бутика было переделано из старого гаража. Да и вещи его очень оптимистичны и полны самоиронии, что, без сомнения, в нашем полном серьезности мире дорогого стоит.
Карэн Ван Годсэнховен, куратор Музея моды провинции Антверпен "MOMU":
[i]"Независимость и характер - то, что всегда выделяло стиль Антверпенской Шестерки в общем модном процессе 80-х. Кстати, и в настоящее время в мире fast- и online-fashion и глянцевых журналов бельгийские дизайнеры умудряются сохранять себя, свой неподражаемый стиль и высокий профессионализм. Конечно, существует ряд стереотипов, связанных с бельгийской модой. Говорят, что это непременно умеренность, строгость, деконструктивизм и нон-конформизм, мрачные краски. Но нелепо приклеивать ко всем бельгийским дизайнерам один какой-то ярлык. Они слишком разные и не похожи друг на друга. И многие из них работают в весьма игривой манере. Ну как можно подобрать общее определение для того, что делают Walter Van Beirendonck, Dries Van Noten, Maison Martin Margiela, Haider Ackermann, Raf Simons, Bernhard
Твою работу надо читать тем, кто не думает головой, а живет модой и ей подчиняется)))