Произведение «Еще раз о Пиросмани»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 17
Читатели: 466 +2
Дата:

Еще раз о Пиросмани

Я не скажу, что не люблю, я просто не понимаю  творчества Пиросмани, так же, как ни понимаю игры в футбол. Хотя  этой игрой восторгаются миллионы людей.  Люблю легкую атлетику и любые гонки, а так же  спортивные игры детей.

 В  моей  комнате висит  картинка внука, он ее нарисовал на уроке рисования, учась во  втором классе. На картине первый план занимают деревья, выполненные в детской манере, за-то задний фон пронизан светом, и  такой щемящей, неведомой далью, что  я осознал,  в тот момент, когда ребенок смешивал краски и наносил их на бумагу, его рукой управлял  Ангел.
Он пытается рисовать, но  подобного сотворить уже не может. Когда становится грустно, я смотрю на этот пейзаж. И душа улетает туда в голубые, с розовым дали, там всем хорошо.
А  от картин Пиросмани на душе становится тяжело. Мне нравится, как пишет Валеджио, восхищаюсь картинами Луиса Ройо, Никаса Софронова, да  много ныне таких, кто владеет кистью и умеет смешивать  краски. Сам грунтует холст, сам изготавливает подрамник. Но, не люблю картины Питерских Митьков и не понимаю Филонова, Малевича. Что поделаешь, не дано мне,  понимать наивные рисунки. Хотя   душа и способна воспринимать абстракцию.
 На заводе  в одном из  коридоров с потолка свисало странное, техническое переплетение труб, а душа замирала  в ужасе, когда я проходил мимо. От формы сплетений веяло чем-то первобытно ужасным. Картины должна воспринимать душа, а моя  к Пиросмани равнодушна. Как несчастного  человека мне его жаль.  Современники обращались к Нико:
- Кацо, ты  красиво рисовать не умеешь, зачем краски  портишь? -
 И лишь позже, после  смерти картины Нико Пиросмани удостоились  внимания, как плод творения воспаленного разума несчастного  человека.
 Паустовский как-то сказал о Пиросмани: «В той среде, в которой Пиросманашвили находился, он имел устойчивую репутацию психически нестабильного человека, с которым невозможно иметь дело. Отчасти этому способствовали его утверждения, что он видит святых, а его кисть «пишет сама». Основные эпитеты в его адрес звучали удручающе: «Семь пятниц на неделе», «Не от мира сего».
С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.
Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика.
Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.
Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.
Навсегда запомнил его клеенку «Князь», где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении.

Искусство всегда берет человека за сердце и чуть сжимает его. И человек никогда не забудет этого явного прикосновения прекрасного.
Человек не забудет того состояния душевной полноты и крылатости, которое иногда дает ему одна – только одна! – строчка великолепных стихов или картина, пережившая несколько столетий для того, чтобы донести до нас свою красоту.
Если бы я не узнал Пиросмани, я бы видел Кавказ недопроявленным, как слабый снимок, без красок и теней, без деталей и контуров и без синеющей мглы его полувосточных и полуевропейских пространств.
Пиросмани наполнил для меня Кавказ соком плодов и резкостью сухих красок. Он приобщил меня к этой стране, где одновременно с радостью ощущаешь легкую и непонятную грусть...»
                                     К.Г. Паустовский

 
Я хочу сказать, что в свое время меня свела судьба со старушкой,  которая рассписывала Русские печи, так у нее был диплом от союза художников и ее творчество сравнивали с Пиросмани.
Богата земля наша талантами!

Я пришел к выводу, что я не одинок в восприятии художественной ценности картин и пусть   мое  мнение   не совпадает  с мнением Паустовского. Я не любитель наивной живописи. Я сторонник классического направления. Мне не нравится творчество  абстракционистов. А  так же, я терпеть не могу большой футбол и не понимаю фанатов болельщиков.  В этой ситуации мненаоборот нравятся  матчи  между дворовыми  командами,  где  играют  мальчишки. Вот   на  таких  матчах  искреннее кипение  страстей и ничем  не прикрытые  чувства.
Реклама
Обсуждение
     23:00 15.12.2017 (1)
Окуджава пел "...пусть опять и опять проплывут предо мной наяву: белый буйвол, и синий орёл, и форель золотая..."
Если не ошибаюсь, эти строки навеяны поэту картинами Пиросмани.
Конечно, каждому своё.
А меня почему-то цепляет его живопись. В ней - тонкая, тихая грусть. ( И Паустовский пишет о грусти).
Какова жизнь - таковы и ощущения. И в этом Пиросмани искренен.
Есть несколько вещей, которые мне не нравятся. Например, "Актриса Маргарита".
Кстати, эта картина (или эпизод из жизни художника, связанный с самой актрисой)
вдохновил А. Вознесенского написать "Миллион роз".



     23:33 15.12.2017 (1)
1
Пиросмани,  великий  художник,  не зря  так  много  говорят  о  нем и  его  творчество  и  ныне  тревожит  сердца  людей. Я почему  вспомнил этого несчастного, но!  великого  человека. От  его произведений идет  огромная энергетика,  вложенная  в него  Богом, а он  как  сумел,  так и передал свои чувства  нам. 
Мне не нравится,  когда художник недоучка лишенный  таланта,  свою  неумелую мазню  сравнивает  с  творением   великого Нико Пиросмани. Вот  как  той  бабушке дали диплом  и  сравнили  её с Пиросмани.  Я этого  не приемлю.  
     23:50 15.12.2017
-1
Вот именно, есть мазня, а есть чувства, душа, которой не дано было проявить себя в полную силу в творчестве из-за жизненных обстоятельств.

И не соглашусь с мнением, что Пиросмани был психически не стабилен. Своеобразным, может, с чудинкой - да.

У меня есть небольшая книга Риммы Канделлаки о Пиросмани "Бродил художник по городу".
Почитайте, не пожалеете.
     10:23 23.11.2017 (1)
1
Мне нравится Ваша логика. Но попробуйте вглядеться, например, в животных Пиросмани! Хотя он, конечно, был не стабилен психически.
     10:47 23.11.2017 (1)
Глядя  на  картины Пиросмани,  я в первую очередь  вижу  человека. Есть  такая  фраза  у художников,   можешь  не писать - не пиши! А  Пиросмани  из  тех,  кто  не  мог не  писать. В этом  отношении  он великий человек и неповторимый художник. И  как бы  неумелые 
не умельцы  не приравнивали  себя  к Пиросмани, им не достичь того  таинства, которым  владел Нико!
     10:50 23.11.2017
Вот это точно!
Гость      02:59 07.09.2017 (1)
Комментарий удален
     14:40 07.09.2017 (1)
1
То, что  создано добрым человеком, заслуживает  внимания других людей.
Гость      18:05 07.09.2017 (1)
Комментарий удален
     22:35 07.09.2017
1
Я бы удивился, если бы  ты была несогласна.
     09:14 07.09.2017 (1)
2
Спасибо вам, Валентин Иванович.
В Грузии была не раз. Картины Пиросмани (то есть стилизации под них) там украшают каждый духан, каждое кафе.
Совершенно прав Паустовский, его никто не воспринимал как живописца. Если бы не братья Зданевичи, извлекшие его творчество на свет Божий, о нем бы возможно никто и не знал.
Но его сделали брендом. И отчасти я понимаю, почему. 
Я живу на Кавказе. Краски здесь очень яркие, практически нет полутонов. Если солнце - то ослепляющее, если тень и мгла - то мгновенная.
И лица - яркие, с четко выраженными или  резкими чертами.
И характеры... Не то, чтобы прямые, -нет, встречаются разные,- но как бы без полутонов. Черное - это черное, белое это белое. Конечно, если кому-то нужно, могут и на белое сказать черное, и наоборот, но вот без особых мучительных раздумий, рефлексий.
Поэтому, живопись Пиросмани находила и находит отклик в душах людей. Это как бы все свое родное. Как есть на самом деле. К примеру, гроздь винограда на картинах Пиросмани - вот она щедрая во всей своей янтарной или сизой спелости в корзине, она предназначена, чтобы ее есть, а потом восславить Господа за изобилие. И все. При взгляде на нее человек не должен думать об уходящем лете, о подступающей осени,  не должен философствовать, заморачиваться глубокими мыслями, он должен просто хотеть ее съесть. А вот потом тихо выдохнуть: "Благодать! Дай Бог всегда таких щедрых Божьих даров."
Наверно на этом и строится искусство примитивизма.
     14:38 07.09.2017
1
Спасибо, Ляман, за ваш прекрасный  комментарий. Вы  правы, Божественный  случай вынес этого самобытного художника Нико,  воспевающего грасоту окружающего  мира,  к зрителю, где  его  творения будят  в  простых людях чувство  любви  к миру  в котором они живут
     11:02 07.09.2017 (1)
2
Валентин. В Грузии тяжелая своеобразная жизнь. Мой стих о моей жене родом от тудаТы родилась в предгориях Кавказа, у самого подножия горы,река Сулори мимо протекала в ней по утрам детьми купались вы. Ты получила имя Света а по грузински Натела, в душе твоей таилось знанье и постиженье красоты,рука тянулась к рисованью всего чудесного что видишь ты. Но было трудно в послевоенную пору, мучения телесные твои ,не дали проявить в той мере ,все то прекрасное, что ты несешь в душе.Я верю ты расправишь крылья и силой духа плоть превзнемогешь и свет в искусстве понесешь Натела..!.
     14:33 07.09.2017
1
Прекрасные  слова. Только  любящий  человек говорит  так  тепло о  своей   половинке  души. Женщина - это  вторая  половина души  мужчины. Так  создал  нас Бог. И  когда  мы  находим  свою  половину,  мы  счастливы тем, что  мы едины. И  пусть наши избранницы украшают  нашу жизнь Божественным  светом. Я  знал,  что на  наречия Азии, Свет - это  Нур.  От  этого  родились женские  имена: Нурия, Нурхан,  а  вот  теперь  узнал, что Натела - это  тоже  дитя  Света.
Реклама