- Шарлотта Баксон, графиня де Ля Фер, леди Винтер, - произнёс он, - ваши злодеяния переполнили меру терпения людей на земле и Бога на небе. Если вы знаете какую-нибудь молитву, прочитайте её, ибо вы осуждены и умрёте.
- Разве? Добродетельные господа…. Вас собралось десять мужчин, чтобы убить одну женщину – Миледи презрительно усмехнулась.
- Жалкие трусы.
В одной галерее, среди фотографий многих достойных людей, можно найти потемневший от времени портрет: белокурая женщина, прекрасная, как смертный грех... тайный агент кардинала Ришелье.
Миледи – самый отрицательный герой романа А. Дюма. Она – графиня де ля Фер, леди Винтер – постоянно преследовала героев-мушкетёров, творила козни и несла за собой смерть. Но в то же время какая-то сила притягивает к этой заклеймённой цветком лилии женщине, её сила и хитрость тоже заслуживают восхищения.
Александр Дюма не был фантастом, свои произведения он всегда основывал на реальных событиях. И Миледи – персонаж не выдуманный. Её прообраз звали графиня де Ла Мотт, которая в 18 веке была известна как одна из самых известных авантюристок того времени. О ней написано немало романов, мемуаров и научных монографий. Историки считают, что именно события, связанные с кражей бриллиантового ожерелья Марии Антуанетты повлекли за собой развал монархии и Французскую революцию. Непосредственной участницей этих событий была всё та же графиня де Ла Мотт, ставшая главной героиней романа Дюма «Ожерелье Королевы».
Жанна родилась в 1756 году во Франции в Бар-сюр-Об. Родоначальником генеалогического древа её отца, Жака Сен-Рени, был незаконнорожденный сын короля Генриха II. После смерти отца семилетняя «бедная сиротка из дома Валуа» (так она себя именовала) жила милостыней. Как-то сидя на парижской улочке с протянутой рукой, девочка вещала прохожим, что в её жилах течёт королевская кровь. И надо же – провидение судьбы, мимо в карете проезжала богатая маркиза Буленвилье, заинтересовавшаяся романтикой положения – далёкая правнучка Франциска I просит у прохожих подаяния. Маркиза проверила родословную девочки и отдала её в пансион, затем взяла к себе в дом. Когда девочка подросла, к ней стал приставать муж маркизы. Не желая «платить чёрной неблагодарностью своей благодетельнице», она покинула дом Буленвилье и поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.
Отведав тяжёлый хлеб попрошайки и проведя какое-то время в доме богатой маркизы, Жанна усвоила простую истину, которую она любила повторять много раз: «Есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете». Разъезжать в карете Жанне явно нравилось больше. Когда девушке исполнилось 24 года, она обвенчалась с жандармским офицером роты бургиньонцев Никола де Ла Моттом. От этого брака Жанна родила двух мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Жили супруги в провинции, и, по-видимому, дела у молодых были очень плохи. В конце 1781 года, пытаясь угнаться за призраком ускользающего счастья, супруги Ла Мотт отправляются в Париж….. Отсюда начинается авантюрная судьба Жанны. Она бросает мужа. Знакомится с множеством интересных людей, многих из которых интересовала загадочная провинциалка, умевшая красиво подать свой ум и своё тело. Граф Беньо, подробно описывая её наружность, отмечает «прекрасные руки», «необыкновенно белый цвет лица», «выразительные голубые глаза», «чарующую улыбку», но отмечает также «большой рот», «несколько длинное лицо» и какой-то физический недостаток – какой именно, нелегко понять при вычурном слоге автора: «Природа по странному своему капризу, создавая её грудь, остановилась на половине дороги, и эта половина заставляла пожалеть о другой….». Тем не менее, успех у мужчин графиня Ла Мотт имела большой. Все современники в один голос говорят, что она была очень умна. В Париже судьба свела графиню де Ла Мотт с кардиналом Роганом и величайшим мистиком графом Алессандро Калиостро, с которым они сошлись довольно близко. Тогда-то графиня и решила провести авантюру с ожерельем из 629 бриллиантов.
Мошенничество было разоблачено. Приговор судейской коллегии из 64 судей, возглавляемый председателем д'Алигра оказался суров к Жанне: сечь плетьми, заклеймить как воровку и отправить на пожизненное заключение в тюрьму Сальпетлиер. В песне из кинофильма поётся: «Палач-то был мастак – и вот, там лилия цветёт!»
В 1787 году Жанна де Ла Мотт, соблазнив охрану, сбежала из тюрьмы Сальпетлиер и затерялась на просторах Европы. Через четыре года кто-то сказал, что видел, как она умерла в Лондоне. До того, как «умереть», Жанна опубликовала скандальные мемуары, чернящие французскую королевскую семью. Романтически настроенные исследователи склонны видеть в пламенных речах Жанны де Ла Мотт, произнесённых на суде, в её мемуарах сильнейший компромат королевской власти, в недалёком будущем приведший к революционным событиям 1789 года.
Некоторое время спустя после смерти 26 августа 1791 года Жанна «воскресла». Её по-прежнему именовали графиня, но на этот раз де Гаше. Вместе с именем Жанна меняет и страну – в 1812 году становится российской подданной.
Крымский исследователь П. В. Коньков, завороженный личностью графини приводит отрывок воспоминаний мадам Бирх, из которого следует, что неординарной Жанне удалось заинтриговать и насторожить самого Александра I: «…На следующий день, в назначенный час государю доложили о ней. Он подошёл к графине: « Вы не та, кем называетесь; скажите мне ваше настоящее имя…» Получасовая беседа графини с Российским императором завершилась тем, что она присоединилась к группе пиетистов, отправляющихся в Крым, отнюдь не по убеждениям, а согласно настойчивой просьбе Александра. Это было странное путешествие российских мистиков, новых миссионеров, желавших обратить в христианскую веру крымских мусульман.
В августе 1824 года на Крымскую землю вступила «старушка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном редингтоне».
«Седые волосы её были прикрыты чёрным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать кроткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно-изящным французским языком…»
Конец 1824 – начало 1825 годов Жанна провела в обществе Анны Сергеевны Голицыной в Кореизе. Затем перекочевала в Артек, где поселилась в одном из старейших на всём побережье зданий. «Чёртовый домик» или, как его называют артековцы, «Домик Миледи» был построен в 17 веке местным мастером по обжигу извести, и служил ему сторожкой. Там и поселилась «леди с лилией», до сих пор вожатые Артека пугают ребят рассказами о привидениях, живущих в этом «проклятом доме».
23 апреля 1826 года Жанны не стало. Где-то на армяно-католическом кладбище Старого Крыма есть могила графини Гаше, будоражащая воображение чёрных археологов: вензель в стиле рококо, ваза с орнаментом грубой работы, наверху небольшой крест. Истина осталась где-то там...
Итак, умная, красивая белокурая бестия, восхитительная и обольстительная – графиня де Ла Мотт – Миледи, да, безусловно, она – отрицательная героиня, но разве можно ей не восхищаться!
“Charlotte Backson, the Countess de la Fere, Milady de Winter,” he said, “your crimes have wearied people on earth and God in heaven. If you know a prayer, say it – for you are condemned, and you shall die.”
“Is it so, virtuous gentlemen? Ten men combined to murder one woman,” Milady sneered. “The miserable cowards.”
In one gallery, among the pictures of many worthy people, you can find the darkened-by-time portrait of the fair-haired woman, uncommonly beautiful and as attractive as mortal sin, who was a secret agent of Cardinal Richelieu.
Milady is the evillest villain of the novel “The Three Musketeers” by Alexandre Dumas. She, the Countess de la Fere, Lady de Winter, constantly did harm to D’Artagnan and his friends-musketeers, created intrigues and brought death with her. But at the same time, it’s difficult not to fall under the spell of this woman with a fleur-de-lis branded on her shoulder. Her energy and intellect also deserve our admiration.
Alexandre Dumas always based his fiction on real events and historical characters. Milady also has a prototype in real life. It was the Countess de la Motte, who in the 18th century was known as one of the most famous adventuresses of that time. There are a lot of novels, memoirs and monographs which are written about her. Historians believe that the events, connected with the theft of the diamond necklace of Marie Antoinette, led to the collapse of the monarchy and the French Revolution. The Countess de la Motte was a direct participant of those events. And she also became the main character in another Dumas’ novel “The Queen’s Necklace”.
Jeanne was born in 1756 in northeastern France, in Bar-sur-Aube. Her father, Jacques de Saint-Remy, was a direct descendant of the illegitimate son of King Henry the Second. After her father’s death, the seven-year-old “poor orphan of the house of Valois” (as she called herself) lived on charity. One day, she was sitting with her outstretched hand on the street of Paris and as usual told passersby about royal blood flowing in her veins. By some fortunate providence of fate, the rich Marquise de Boulainvilliers passed Jeanne in her coach and was interested in the romance of the situation when many-times-great-granddaughter of King Francis the First asks passersby for alms. The Marquise made inquiries about the pedigree of the girl, sent her to boarding school and then took her to the Boulainvilliers’ home. When Jeanne has grown up, the Marquise’s husband began to sexually harass her. Not wanting to “repay her benefactress with base ingratitude,” she left the Boulainvilliers’ house and settled in the abbey of Yerres, near Paris, then in the abbey of Longchamp.
After experiencing both the hard life of a beggar and the luxurious life in the house of a rich Marquise, Jeanne learned the simple truth which she loved to repeat often, “There are two ways to beg for alms – at the church door, and from a carriage.” Of course, she preferred the second way.
When Jeanne turned 24 years old, she married an officer of the gendarmes Nicolas de la Motte. From this marriage Jeanne gave birth to twin boys, who died soon afterward. The young couple lived in the provinces, and apparently things were very bad for them. At the end of 1781 Nicolas and Jeanne went to Paris, trying to catch the ghost of their fleeting happiness.
From here, the adventurous fate of Jeanne began. She left her husband and became acquainted with a lot of interesting people, many of whom were attracted by this mysterious provincial woman who knew how to represent her intellect and body in the most advantageous way. The Count Beugnot wrote, detailing her appearance, that Jeanne had “beautiful hands” and “blue eyes full of expression”, “her complexion was remarkably white” and “her smile was enchanting”. But he also noted that she had “a wide mouth”, “a slightly elongated face” and some physical defect, the essence of which is difficult to understand because of the artsy style of the author. He wrote: “By a curious circumstance, nature, in making her breasts, had stopped halfway through the business, and the existing half made one sorrow for the rest.” However, the Countess de la Motte had a great success among men. All her contemporaries also said in one voice say that she was very clever. In Paris, Jeanne made acquaintance with Cardinal de Rohan and Count Alessandro Cagliostro, the greatest occultist and adventurer with whom she has become quite close in a short time. Just then the Countess de la Motte decided to make a fraud with a necklace of 629 diamonds.
[center][b][i]The crime was exposed. The verdict of jury of 64 judges, headed by the chairman, d’Aligre, was harsh for Jeanne. She was sentenced to be whipped, branded as a thief and sent to life imprisonment in the prison Salpetriere. As Dumas wrote about Milady in his novel “The Three Musketeers”, “This woman was branded – this woman