Среди множества метафор М.А.Булгакова, которые сложно расшифровать, есть два излюбленных варианта, применяющиеся автором многократно. Для этого он описывает самые узнаваемые черты своего героя, добавляя к ним нечто совершенно противопложное (пусть даже одно единственное качество), чтобы у читателя сама возможность ассоциации стала бы невозможной.
Например, Коровьёв, описанный внешне точной копией Ф.Э.Дзержинского, прикрывается треснутыми очками, которые Железный Феликс никогда не носил. Или мастер, чей портрет списан с Н.В.Гоголя только для аналогии с единственным живым классиком советского периода истории А.М.Горького, хотя, естественно, Гоголь не мог быть физически современником М.А.Булгакова. Есть портрет Амвросия, когда весь его описанный облик подсказывает нам образ С.А.Есенина, но вот характеристика "гигант" напрочь якобы отвергает такую догадку. А ведь кот Бегемот описан тоже гигантским, что для человека всё одно остаётся недостаточным, как и было с Н.И.Ежовым, который был очень малого роста, почти карлик. Вообще вся компания Воланда со свитой, вызывающая симпатии читателей невежественными псевдо народным юмором, в реальности описана отвратно, но почему-то люди не хотят замечать очевидных вещей. Впрочем, разве наш народ точно также не игнорирует все преступления советской власти?..
При этом М.А.Булгаков на каждом шагу применяет и обратную метафору, когда обозначает конкретного персонажа без всякой альтернативы, но закладывает в его характеристики нечто полностью опровергающее такой факт. Например, император Тиберий, кого практически никто не подвергает сомнению, вдруг автором объявляется плешивым. А все наши критики ничтоже сумняшеся ищут в аналах истории хотя бы намёк на плешивость Тиберия, приписывая эти находки автору романа. И самое удивительное, что для сомнений факты находятся! Хотя по истечении стольких лет, вероятно, можно отыскать свидетельства чему угодно, чтобы толковать их как бог на душу положит. Есть ещё прокуратор Понтий Пилат, урождённый у абстрактной мельничихи Пилы, то есть немецких корней из Майнцовской легенды, хотя откуда взяться немцам во времена Древней Иудеи? Есть Иешуа с возрастом в 27 лет сирийского происхождения. И никто же не сомневается в аналогии с Иисусом!
Это всего лишь часть подобных образцов стилистики М.А.Булгакова, применённых им при написании своих произведений.
Уверяю Вас, друзья, что я могу перечислять их без числа, находя всё новые ... Лишь бы только кто-то меня послушал ...
Есть общие правила для многих метафор писателя.
Попробую прокомментировать.