Замечательный фильм.
Мне понятно, что В.Тодоровский совершенно намеренно вставлял узнаваемые зрителями сцены из различных кинофильмов в свою картину. В главной песне картины есть слова про то, что пришла весна, а оказалась эта была всего лишь оттепель, то есть только примета непременно грядущей в будущем весны и лета. Так сложилось, что в одном этом слове "оттепель" отпечатался образ времени начала 1960-ых.
Так и в каждом эпизоде зрители видят не совсем то, что рисует им их воображение, находя аналогии в каждом жесте и предмете, чтобы чуть позже убедится в собственной ошибке.
Перечислять можно долго, начиная со звучной фамилии главного героя Хрусталёва, чья фамилия знаменита уже тем, что обладатель её был последним телохранителем самого Сталина, к тому же эта фамилия звучит в картине гениального режиссёра Алексея Германа-старшего "Хрусталёв, машину!" Смерть пьющего друга Виктора Хрусталёва Кости Кашина вызывает из памяти образ Геннадия Шпаликова (покончившего собой в 1974-ом году), а написанный им последний сценарий о маленьком партизане "Осколки" возвращает нас к знаменитому дебюту Андрея Тарковского "Иваново детство". Позже возникают сами собой аналогии со "Стряпухой", с "Солдатом Иваном Бровкиным", с "Я иду шагаю по Москве", с фестивалем молодёжи 1958-го года, с кинофестифалями в Москве, совместным советско-итальянским фильмом "Они шли на Восток" Джузеппе де Сантис 1964-го года, и другим "Подсолнухи" Витторио де Сика 1970-го года, где снялись София Лорен и Марчело Мастроянни. Но нет ни одной узнаваемой жеской аналогии, чтобы определить точно, что же имеет ввиду автор картины. Разве что есть документальный факт посещения Москвы Софией Лорен в 1961-ом году. Вероятно он всю оттепель захотел показать в такой сжатой форме, с памятными эпизодами той жизни, ещё не затёртыми в других лентах ...
Оттепель струится по всему тексту в каждом движении его персонажей, которых гонит вперёд надежда в виде поощрительной морковки, висящей в известной притче напротив морды ишака в долгом пути к осознанию правды...
Все люди в фильме жаждут уже весны, но ходит среди них, получая новые звёзды на погоны, прежний живой и здоровый носитель властных полномочий, который в любой момент каждого готов привлечь к ответственности по любой надуманной им самим статье. Но в самом конце фильма зловредный подлый прокурор оказывается нежданно-негаданно полным кавалером Ордена Славы, солдатской награды, аналога Георгиевского креста при самодержавии, который вручался только за конкретный подвиг на поле боя. Офицеры в штабах, сотрудники НКВД заслужить орден Славы не могли по определению. Ну а полных кавалеров Ордена Славы во время ВОВ было всего 2674 человека, когда Героев СССР более 11 0000. Это значит, что выборочная ненависть этого человека к Виктору Хрусталёву вызвана отношением отважного солдата к 40-летнему здоровому мужику, который в 1960-ом году не нюхал пороха, будучи по сути "тыловой крысой", трусом и предателем, спасавшим свой зад в тылу во время чудовищного бедствия. И циничным мерзавцем выглядит скорее главный герой сериала, который, прикрываясь талантом оператора и относительной молодостью, подымает руку на состарившегося пожилого воина, героя ВОВ.
Но скоро, скоро оттепель закончится и снова воцарится зима ... А с ней Хрусталёвы пойдут служить вождю, исчезнет искусство с двойным дном, и всё вернётся на круги своя ...
В.Тодоровский снял фильм-надежду на светлое будущее, которого случится не может. Этим эта картина и примечательна. Он о том, что самая прекрасная форма не в силах изменить содержание, никакая оттепель не изменит течения времени.
Всему своё время.
Мы сегодня можем наблюдать, как сын сожалеет о судьбе своих родителей, которые могли бы стать совсем другими, родившись в другое время, и тогда поколение В.Тодоровского не выросло бы столь циничным ... Режиссёр сравнивает себя с родителями и делает вывод не в пользу себя, когда единственный настоящий борец с советским режимом, способный на борьбу и победу, - это самый аморальный персонаж, у которого нет в душе ничего воистину святого. И последнее реальное чувство в нём выжигают на наших глазах калённым железом, вынуждая его едва ли не признать себя убийцей своего гениального друга, пусть не физически, но морально, чтобы окончательно отнять его веру в жизнь и справедливость ...
Хрусталёв - это метафоричный образ самого режиссёра В.Тодоровского, печальный образ, напоминающий нам другого успешного персонажа из фильма "Стиляги", который предпочитает карьеру дипломата и супругу из числа номенклатуры настоящей жизни и любви. Вот только Хрусталёва советская власть не соблазняет благами, а ломает его душу, вынуждая продолжать жить, чувствуя себя палачом друга, предателем и истеричным трусом, но прощая и опрадывая себе эту малость заслугой постановки его последнего сценария, который даже снимать будет другой оператор ...
Несколько слов о классном сериале
С праздником светлой Пасхи!