Произведение «Когда приходит мастерство?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 16
Читатели: 527 +1
Дата:
Предисловие:

Когда приходит мастерство?

     Когда я  познакомилась с японской поэзией хайку и танка, то возник вопрос – а как это все писать, с чего начать?  Ни о каких школах и конкурсах, где можно было бы учиться сложению краткостиший, я не знала. 
     Естественно, идешь в интернет и ищешь статьи на данную тему. И в одной статье автор дает такой совет: чтобы научиться писать хайку, нужно читать и писать, читать и писать. Школ у нас, как в Японии, нет. И авторы предоставлены сами себе и интернету. Потом я узнала о Конкурсах хайку. И училась именно на таком Конкурсе.   
     Вопрос – как часто надо писать стихи? Странный вопрос.  Часто слышала  - не пиши каждый день… и прочее.  Об этом я писала в одной из своих статей о танка http://www.stihi.ru/2015/07/31/1522. 
     Еще раз напомню  отрывок из "СЁТЭЦУ МОНОГАТАРИ  Беседы с Сётэцу" в переводе М.В.Торопыгиной:
"Рёсюн часто рассказывал вот что. 
"В мои молодые годы, когда я занимался стихами-цепочками*118, я думал, что чем сочинять множество плохих строф, лучше написать пять или три строфы, но  пусть они будут такими, какие удовлетворят меня, поэтому я сочинял мало. Об этом услышал Регент/Нидзё Ёсимото/*119. Когда я отправил ему послание со стихами, он вернул его, написав в конце свои мысли. "Я слышал о том, что вы в последнее время, дабы сочинить хорошие стихи, сократили число строф. Так не годится. Пусть вы и создадите хорошее произведение, отшлифовав одну-две строф, но если посмотреть с точки зрения мастера, вы все еще находитесь на стадии новичка, в вообще-то и эти строфы не так уж хороши. Так что, пока вы новичок, только если вы научитесь сочинять как можно больше стихов с абсолютной легкостью, вы естественным образом овладеете мастерством". Он здорово меня отругал".
   Когда я говорил, что я стараюсь сочинить хорошую песню, он брал это письмо и бранил меня. 
   Обычно, говоря о поучениях Регента, он говорил:"Это было великое благодеяние!"

     Не пишет тот, у кого ничего нет внутри. Он может выучиться даже японскому языку, но творческая жилка так и не проснется. Говорить автору -  не пиши,  замолчи…потому, что я молчу… признак плохого воспитания. Причем,  делается это бестактно, с низкосортной критикой стихов, а по сути души автора, вторгаясь в его личное пространство, в его личную жизнь.  Вот эта вседозволенность в интернете – визитка сущности человека , насколько он порядочек, насколько он человек.  Это наши авторы, родные, отечественные затыкают рот . Хочешь научить – пиши, показывай класс, терпеливо разъясняй, а если не можешь, то сам молчи и проходи мимо. Хочу еще привести слова Оока Макото:
«Болезнь, поразившая мое сердце, может настигнуть каждого. А называется эта болезнь – Слово. При этом Слово, захватившее мое сердце, еще не означало поэзию гэндайси.
     Есть люди, захваченные поэзией танка, или драмой, или романом. Есть люди, увлеченные комиксами или озабоченные вопросом происхождения Земли. Есть даже люди, сердца которых захвачены магией Слова, рожденного из Танца, хотя на первый взгляд со Словом он никак не связан. Подобным явлениям свойственно рождаться от человеческого сердца, и все это можно назвать соприкосновением в Поэзией.
     В данном случае под «поэзией» я подразумеваю не стихотворное произведение, а «поэзию» в ее исконном смысле – то есть «силу, рождающую творение». И в сценических постановках, и в комиксах, и в естественно-научных исследованиях есть своя «поэзия» - мы воспринимаем ее, когда мощный поток слов, пульсирующий в самой основе нашей жизни,  отзывается на соприкосновение с некой определенной выразительной формой, чувствуя пробуждение этой «силы, рождающей творение». И самое замечательное, что явление это ни в коем случае не подвержено закономерностям и порядку, оно не знает правил и всякий раз у разных людей проявляется неповторимым образом. Именно поэтому какой-нибудь стихотворный пассаж у меня вызывает настоящий трепет, а другого человека нисколько не трогает.
     Разумеется, опыт разных людей в чем-то пересекается, но в конечном счете, каждый человек обладает своей уникальной сущностью – потому и происходят подобные явления. Будь мы все совершенно одинаковы, человечество превратилось бы просто в массу «дегуманизированных» роботов. Именно благодаря тому, что природа восхищения у каждого человека своя, возможно и разнообразие образа жизни, и сама жизнь не вызывает скуки.
      Каждый человек состоит из множества разных элементов, и в своем истинном, исконном смысле он – существо одинокое. Именно потому люди и разговаривают друг с другом, знакомятся, любят, ненавидят, сходятся и расстаются. Так было и в древности, так есть и  в наше время, поэтому источник нашего любопытства и интереса, источник тоски, печали и любви – неисчерпаем, пребывает в вечном движении и поиске новых форм».

Если  живет в вас творческая жилка, пишите, дорогие авторы, творите. И не слушайте тех, в ком угасла искра, у кого внутри пусто и холодно, кто завидует вам.  

 В заключение хочу напечатать мои любимые танка из "СЁТЭЦУ МОНОГАТАРИ Беседы с Сётэцу"


Преодолевающим горы
Облакам, даже им в сумерках
Трудно проложить 
В бесследном снегу
Путь к вершине. 



Используемая литература. 
«Камо-но Тёмэй . Записки без названия. Беседы с Сётэцу» В переводах М.В. Торопыгиной

«Гэндайси. Антология послевоенной японской поэзии» В переводах А. Беляева и Е. Тутатчиковой.
Реклама
Обсуждение
     15:52 11.06.2017 (1)
"Крылья бабочки,
разбудите поляну
для встречи солнца!"
Басе.
     10:43 13.06.2017
Ива склонилась и спит,
И кажется мне, соловей на ветке –
Это её душа

Басё

/Перевод Веры Марковой/

Спасибо, Ольга!
     11:47 06.05.2017 (1)
Миниатюра написана с добрым чувством, Ито. И познавательна. 
     12:12 07.05.2017 (1)
Спасибо, Наталья! Дорог ваш отклик!
     12:20 07.05.2017
     11:28 06.04.2017
Всё правильно! Последуем совету!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама