В цветущих аллеях, в тенистой прохладе,
Где вьется лозы виноград,
Мальчишки-курсанты мечтают о море,
Надев свой моряцкий наряд.
Где вьется лозы виноград,
Мальчишки-курсанты мечтают о море,
Надев свой моряцкий наряд.
Сегодня 1 сентября 1986 года. Я вышел на улицу, в наш переулок Державина. Мой путь лежит из пригорода Одессы, поселка имени Котовского в центр города. Иду по виноградным и абрикосовым аллеям к остановке трамвая. Ехать около часа. Сначала через знаменитую Пересыпь (Пересыпь — низкая и узкая полоса наносной суши из песка или гальки, отделяющая лиман или лагуну от моря). Помните, как в песне Леонида Утесова, на свадьбе у Кости моряка гуляла вся Молдаванка и Пересыпь. Молдаванку со знаменитым пляжем мы уже проехали, а вот и Пересыпь, здесь я перехожу под железнодорожным мостом и сажусь в другой трамвай. Еду три остановки в сторону Морского вокзала и вот наше ПТУ.
Называли мы судоремонтное училище бурсой. Нам платили стипендию, обеспечивали питанием и одеждой, предоставляли общежитие или съемные квартиры, получалось все как в старину у заправских бурсаков.
Одежда у нас была морская и назывались мы курсанты. Постигали науку судоремонтную – интересную, и как казалось по началу, очень увлекательную. Собрались в этой бурсе такие же неудачники, как и я, завербованные шустрым и пронырливым преподавателем этой «училяги», который подловил всех нас одной фразой: «Эй малый, не будь поцом! Закончишь бурсу на «отлично», получишь красную «корочку» и считай, что ты уже в «Вышке»». Вышкой называли ОВИМУ – Одесское Высшее Инженерное Морское Училище. Таких училищ в Союзе было пять. В Ленинграде, Калининграде, Владивостоке, Новороссийске и в Одессе. Так вот, забегая на год вперед, со всего курса, а это человек 50-60, красный диплом получили всего 3 человека. А остальные были разгильдяи, если не сказать хуже. В эту касту к сожалению, попал и я, но понял это не сразу.
Распорядок дня у нас был почти как у военных. Каждодневное утреннее построение с перекличкой и приветствовавшим словом начальника училища. Незатейливый завтрак на камбузе – либо макароны, либо каша. Затем теоретические занятия по расписанию. Обед на камбузе, и снова занятия. На вечер нам давали сухой паек, и мы разъезжались кто куда, кто в экипаж (общежитие), а кто по съемным квартирам.
Познавать морскую науку, поначалу было интересно. Устройство судов, их механизмы и установки. Мы зарисовывали из учебников картинки. Чего только стоило знать морскую терминологию. Но были и другие предметы такие как политология, этика и эстетика, информатика. Представляете, на информатике мы изучали калькулятор «Электроника», а что касаемо компьютера, то нас водили в какой-то информационный вычислительный центр и показывали огромный металлический шкаф, это и был советский компьютер, он ещё нарисовал нам чей-то портрет крестиками.
(отрывок из повести "Последнее лето детства")