После Великого Развала как-то было не до театров и даже кино. Хватало телевизора на фоне бандитских разборок и массового разворовывания промышленных и сельскохозяйственных объектов в стране. Но в конце 90-х началось в обществе какое-то оживление. Дошла эта волна и до меня.
Давно я не ходил в театр. Развал и разброд общества совместно с ценами и условиями существования создавали определенный психологически материальный барьер. Потом вроде и легче стало, но все равно не тянуло. Хотелось, но не тянуло. Так иногда хотелось послушать Макаревича, Малинина, посмеяться с Задорновым или Жванецким. Но зашел я как-то раз в Оперный, глянул на цены и ...не захотелось. А телевизор-то на что, подумал я! Так и решил. Но Филипенко я уважаю за его интеллигентность, за студенческий задор, за юмор и артистизм. И когда я увидел его на афишах драмтеатра им. Горького, дрогнуло мое сердце. Но так как сердце у меня дрогнуло не сразу, то в кассе на тот момент были билеты только по 150 и 180. А ведь были в начале и за 50 - 80 - 100 - 120. Но были. Я взял за 150.
Людмила отказалась сразу:
– Что я с ума сошла за больше чем ползарплаты в театр идти! А что скажут на работе. Да и воды уже какой день нет в кране ни горячей, ни холодной. Да и воскресенье почти на исходе! Не пойду!
Я литра два воды подогрел, побрился, шею помыл, надел костюм праздничный, галстук красный и пошел в театр. Один.
Да, давно я не был в театре! Очень много молодежи двадцати пяти - сорока лет. Но все они какие-то не такие. И ходят как-то не так. И суеты много. Нет размеренности, нет уважительного спокойствия. Одеты в основном в джинс, рубашки на выпуск, свитера легкие (типа футболок) под пиджак и прочая пестротень. На ногах в основном ботинки самых разных фасонов. Я понял, что туфли сейчас не в моде. Это у мужчин. И зачем я надел галстук, да еще и костюм? Таких как я было десятка два. Женщины одеты почти также. У некоторых иногда из-под широких ремней белели-желтели животы и спины. Цацек на грудях и шеях мало. Почти не видно. Ощущение такое, что как бы никто в театр и не собирался, а просто шли мимо и зашли просто так (от 50 до 180) послушать, чем там Филипенко посмешит. Это все я созерцаю из ложи бенуара (так непривычно выговаривать).
Все, все. Началось! Сначала Филипенко читал Зощенко. Его короткие рассказы. Они как бы переносили нас в ту эпоху почти вековой давности. Эпоху наполненной той жизнью, разными несуразностями и соответствующим тому времени юмором. Было интересно, так как юмор Зощенко мягкий, щадящий и точный. Потом что-то от Акунина и затем чей-то гибрид событий 20 и 21 веков, где герои на стыке веков по воле божьей или просто по желанию автора меняются местами с соответствующими событиями. И вроде бы и смешно было видеть Вована с растопыренными пальцами среди дворянского сословия, или какого-то статского дворянина Константина среди новых русских 21 века. Все бы ничего, если бы не их разговоры. Ну никак не ожидал я, что такой классик российской сцены опустится до такого репертуара в угоду «вованов» ради кассовых сборов. Просто коробило, когда «Вован» среди дам и джентльменов конца 19 века с определенными понятиями о чести или дворянин Константин среди «вованов» без всяких понятий о ней и живущие по «понятиям» изощрялись на зонально – тусовочном жаргоне, выкрикивая иногда «сука», «мочалка», «перепихнемся» и др. Конечно в зале был не смех. Это был гогот на уровне «гы-гы-гы». Зал ревел, потеряв всякую интеллигентность, с которой он садился в кресла.
И что странно. Пока был Зощенко, зал внимательно слушал и интеллигентно откликался человеческим смехом и «гы-гы» практически не звучало. Бывало изредка выплеснется на нормальном фоне кто-то баритоном или сопрано «гы-гы» и все. Но стоило только перейти на «современный язык» и пошло. Ну, кривляется Петросян или Шифрин на сцене, ладно. Жанр у них такой и судьба такая. Но Филипенко!
Все антракт! Опять сверху рассматриваю зал. Интересно! Играют мобилки, разговорный шум, разглядывание друг друга и буфет. Так как было тепло, многие вышли на проспект дышать. Царит общее оживление – все вроде довольны. И чего это я так настроился и не так воспринимаю современный юмор. Надо перестроится. Все даю установку! И вовремя, так как прозвенел звонок.
Пока все повторяется. Зощенко. Тишина. Смех. Уже не Зощенко, кто-то другой. Тишина. Смех. Но вот идет рассказ о своей юности, когда Филипенко на саксе с «козлом» играли в 60-х, жалобы на несвободу, на сложную судьбу (это я слышал уже не раз), но когда он начал воспоминания о каком-то друге саксофонисте «нищим» зачатом на нарах в условиях несвободы и когда танцевали только польки и разные паде…, а музыка громко играла только на похоронах членов политбюро, то стало тошно. При этом он старался использовать соответствующий жаргон, инициирующий ржанье.
Да, он чувствовал зал! Конечно, в угоду этому можно опоносить и свою юность и свое прошлое, которое если почитать его биографию не такое уж и мрачное было. Естественно, что у каждого автора есть написанное что-то для себя, для друга или друзей, а то и шутки ради по какому-либо случаю. Но это не значит, что все можно тащить на большую сцену. Когда-то Довлатов описал случай, произошедший с Горбачевым, когда он после спектакля поздравлял артистов и в восторге восклицал «пирдуха», «пирдуха» (пир духа), пожимая каждому руку, что якобы вызывало скрытое недоумение окружающих. Может и было что-то подобное и после авторской обработки и получилось что-то анекдотичное. Но неужели это надо было выдергивать в свой репертуар? Но зато как все надрывались! Как ржали! В этот момент прошел бы любой мат на ура! Иногда проходит. Туда и идем.
Я сразу вспомнил снова Петросяна с его «кибениматикой» и выступление Арканова на 50-летнем юбилее Инина «Ах, у Инина слог такой ясный, ах, у Инина все так прекрасно!» или он же на 10-летии радио «Эхо Москвы» выступил «Эху я посвящаю…», а за ним хор актёров кино потом вторил «Эху есть что сказать, Эху есть чем звучать...». Да, сейчас многое уже говорится хором, что раньше говорилось среди двоих-троих с оглядкой что-то типа «понимаешь, выходит он и объявляет: исполняет хор мальчиков и Бунчиков» потом хи-хи и взгляды по сторонам.
Одно дело «тогдашняя» несвобода и другое дело сегодняшняя демократия. Но зачем здесь «Кремлевские куранты» Довлатова. На зоне, где Ленина, Дзержинского, и других играют уголовники-рецидивисты. Кривляясь и путая авторский текст с «зональным», они конечно вызывают смех. Также можно поглумиться и над Шекспиром. Но где Шекспир, а где Филипенко! Да и язык Шекспира не всякий в зале поймет. Тем более пытаясь вызвать смех в Его трагедии можно и надорваться.
Не у каждого народа были Линкольны и Мао! Но Трумэны, Маккарти и Буши были, как были Кравчуки и Кучмы. Но практически никто и нигде так яростно и со смаком не плюет в свою историю как мы славяне. Это надо же Хмельницкого назвать чуть ли не врагом народа за то, что он присоединился к России. Где те тираны прошлых веков? Калигулы, Нероны – это история. В португальских колониях Африки аборигены сохранили все меднобронзовые королевские величества прошлых веков веселого рабовладельчества. Для них они память! А нам лишь бы поржать утробно, да с матерком!
В одном рассказе Зощенко (30-е годы) рассказывается, как по российским городам гастролировали артисты трансформаторы. Они на мгновение появлялись на сцене и уходили, мгновенно переодевались и вновь появлялись в разных обличиях и формах, чем вызывали бурный восторг зрителей. Что они исполняли, пели, говорили, не имело значения. Главное в кого и как быстро они перевоплощались. Таков был тогда зритель. Что хотел, то и имел! Сейчас тоже век трансформаторов. Смотрите, как зачах наш балет и опера, да и драматические театры тоже не очень процветают. Все они живут за счет трансформаторов. Таков век, таков зритель. Да, зрителя Украины (России) умом не понять, раз он вместе с юмором, как сказал Жванецкий, ниже пояса!
Прошло с тех времен всего-то лет 15-20, а вроде ничего не изменилось. Правда, трансформаторы прошлого постарели или вымерли. «Камеди Клабы» захлебнулись в пошлом юморе и сгорели. Гастролеры из новых приелись, а некоторые стали не въездные по «политическим» мотивам. Даже смешно как-то: ну, какие у них могут быть мотивы, кроме «бабки» любой ценой и где угодно? Если даже такая «культурная кучка» как Примадонна, готова на все и везде. О Джигурде, Маме-Лошади, и Королевой можно и не вспоминать. Но где же вы, Голоса России, Украины и Белоруссии? Не слыхать. Просмотрев новогодние концерты можно подумать, что все они заморозились холодом корпоративных интересов.
Я не замечал, чтобы в оперный театр или драматические русско-украинские театры толпился народ у касс. Поэтому сдают они свои территории в аренду под выставки-продажи одежды, кондитерские, разные другие магазинчики, чтобы хоть как-то получить доход и удержаться на плаву. Не удивительно, что сейчас в театрах температура в пределах 10-15 градусов и в зале сидят в пальто. Прохладно, однако. В общем государству не до культуры. Вот отчитались недавно: сколько улиц, поселков, городов переименовали, сколько памятников завалили, сколько, где каких школ осталось, и где какая «мова» живет. А ведь это какие деньги! Так что уж не до драмы нам и не до балета. И похоже, что вся наша жизнь – сплошная драма и балет. У кого как!
Для любителей статистики от искусства.
В рамках Закона о декоммунизации, решение о переименовании АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА РУССКОЙ ДРАМЫ им. Горького (основан в 1927 г) было принято 2 декабря 2016 года на сессии Днепропетровского областного совета на название Днепровский театр ДРАМЫ и КОМЕДИИ. Ну, и шо? Переименовали! Это же не трагедия. Театр их не играет!
присоединились. Словом, "всё хорошо, прекрасная маркиза..."