Наброски о стихотворном творчестве…я верю, что Бог зовёт человека к творческому
порыву и к творческому ответу на любовь к Богу.
Н. Бердяев
Нет равенства, нет соперничества, есть со-
общество сущих в заговоре против пустоты и
небытия.
О. Мандельштам
1
Изящное выражение мысли — достоинство ума. Выра-
женный точно и изящно смысл сверкает алмазом искусной
огранки, услаждая не только своей несомненной эстетичес-
кой красотой, но и привнося этический элемент раздумья,
соотношения себя с миром в сторону моральной ответствен-
ности, созидательной настроенности не потребительского на-
правления.
Истоки изящной словесности: метафоричность, а теперь и
метаметафора (метакод) по К. Кедрову-Челищеву.
Устав от «однообразия» идей, поэты бросаются в фор-
мальные поиски, дабы этим идеям придать новый вид, за-
бывая, что каждый является индивидуальностью и имеет
возможность выражать идеи по-своему, с учётом своей на-
полненности, ментальности, своего опыта, вкуса, состояния
психики в данный временной отрезок.
Первое, на что многие реагируют, — эмоции. Какое эмоци-
ональное чувство вызвало то или иное стихотворение, скорее
корпус стихов, какой отзвук в душе…
Многим нравится певучий, энергетически насыщенный
(мускульный) стих. Немаловажное значение имеет эстети-
ка — форма, сопряжённая с содержанием в той совершенной
слитности, как и в музыке, картине, скульптуре — любом про-
изведении искусства.
Говорят, поэт работает, строит стих на сорок процентов,
остальные ему диктуются свыше. М. Цветаева писала, что для
нее главное — выдержать, не торопиться, дослушать строфу,
услышать «голос правды небесной против правды земной». И.
Бродский считал, что поэт — орудие языка и через него ведёт
разговор сам язык. Чем больше поэт достраивает стих, недо-
слушав, тем более ему требуется мастерства, воли, игры ума.
Но это будет не то, что имел в виду О. Мандельштам, когда
писал, что сложение стихотворения — это как бы «игра Отца
с детьми».
Есть записывающие поэты (поэты-тростники), поэты, че-
рез которых говорит язык, и поэты, мастерски подбирающие
рифму. Это как великие поэты, большие, высокие, (по описа-
нию Марины Цветаевой).
Если стихотворение недослушано, не услышано, то де-
ржится на мастерстве, удачно выбранной теме, умении риф-
мовать.
Вот отсюда тоска, депрессия, испытываемые поэтами, жду-
щими этого особого состояния, когда строчки начинают сами
звучать и остаётся их только записать в «белоснежную тет-
радь».
И всё же удивителен сам процесс написания, рождения
произведения.
Стихотворение появляется как бы из ниоткуда, начиная
принимать форму, становиться вещью...
Осмелюсь привести мои интуитивные стихи по этому по-
воду:
Откуда являются мысль, образ, слово?
Творение из ничего?.. Приходят, уходят звуки,
Снежинкой на коже тают… Расплавит огонь олово,
Стеклодув вазу ваяет… Руки связаны с разумом —
Делают материальное. Интеллектом творится
Философичное, стихотворное, ни из чего — духовное.
Периоды застоя, когда не пишется, тягостны. Ведь сразу
испытываешь страх: сможешь ли ещё написать что-то. На-
пряжённо прислушиваешься, ждёшь... Пустота.
Как будто что-то гнетёт без явной на то причины. И дни
для тебя становятся лишёнными смысла. Ты не открыл, не су-
мел уловить в себе нечто, желающее стать явленным, требую-
щее быть высказанным. Когда происходит «прорыв», обычно
сразу пишется одно стихотворение за другим, циклами, а то и
возникает целая книга. |