Произведение «Вместе классно сочинять»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 501 +1
Дата:

Вместе классно сочинять

 (Опыт коллективного творчества в школе)
Коллективное сочинение в стихах - классный жанр. Классный - не только  предназначенный для использования в классе, но и наиболее эффективный.  Вместе ребята быстрее исправляют стилистические погрешности, находят  орфографические ошибки. Коллективное творчество вдохновляет даже слабых  учеников, активность которых на уроке обычно оставляет желать лучшего. А  в данном случае они тоже стараются вставить в стихотворение свою  строку.

          Технология работы такая: один ученик записывает на доске  одобренные его товарищами и мною строки. Запись мелом позволяет вносить  улучшения в текст. Окончательный вариант учащиеся списывают с доски в  тетрадь. Мои наблюдения над процессом работы подтверждают: одна голова -  хороша, две - еще лучше. А если много голов? Намного лучше!
          В прошлом году наша школа отмечала девяностолетие со дня  основания. Я предложил шестиклассникам и семиклассникам написать  коллективное сочинение на тему «Наша школа». В обоих классах опыт  коллективного творчества был первым. Вот стихотворение, написанное  шестиклассниками:

В нашей школе юбилей:
Ей девяносто лет.
Мы поздравляем учителей,
Лучше которых нет.
Приглашаем их на концерт,
Будем петь, танцевать,
Веселиться, улыбаться,
Учеников всех развлекать.

          Добрые слова в адрес своей школы отыскали и семиклассники.  Наверное, именно стремление учащихся сказать эти слова помогло найти  нужные для торжественной даты эпитеты.

Любимая наша школа,
Школа - это наш дом.
Нам нравится в ней учиться
В краю благодатном, лесном.
Сегодня в нарядной школе
Отмечаем мы юбилей,
От души поздравляем
Одноклассников, учителей.
Мы нарядили школу,
Разукрасили в яркий цвет -
Общий праздник будет в школе.
Лучше школы нашей нет.

          Стихотворение семиклассников больше по объему, но чувства в  нем выражены схожие: благодарность школе и учителям. Есть еще одно  обстоятельство, роднящее оба стихотворения, - отсутствие в них единого  стихотворного размера. Чувства учащихся оказались сильнее законов  стихосложения.
          В обычном школьном сочинении ученикам было бы труднее выразить  охвативший их энтузиазм. Стихотворная строка более гибкая. Показательны  строки, сочиненные учащимися к новогоднему празднику. В них уже ощутим  определенный опыт коллективного творчества. И у шестиклассников, и у  семиклассников стихи получились более гармоничными, чем на тему  школьного юбилея. Вот коллективное сочинение учеников шестого класса:

Новый год! Новый год!
Счастье новое несет.
Новый год! Новый год!
Дружно водим хоровод.
Хоровод, хоровод
Пляшет с нами и поет.
Блестят на елке огоньки,
Висят красивые игрушки,
И разноцветны, и легки
Шары большие и хлопушки.
Мы любим праздник -
Новый год!
Пусть каждый радость
в нем найдет!

          Стихотворный размер тоже неустойчив, но зато это произведение  коллективного творчества оказалось более образным. Аналогичная подвижка  наблюдалась и у семиклассников.

Наступает Новый год.
Мы нарядим нашу елку,
Разукрасим в яркий цвет,
Но от елки мало толку,
Коль Мороза Деда нет.
Появляется Мороз,
Что подарки нам принес.
Возле елки чистота,
А под елкой - красота.
Ведь на ней висят игрушки,
Новогодние хлопушки,
Разноцветный серпантин,
Что сияет не один,
Рядом с дождиком блестит,
Развлекает, веселит.

          Здесь помимо образности более четко проявлен хорей -  двусложный размер с ударением на первом слоге. Естественно внимание  ребят к Деду Морозу и елке. Таковы главные приметы праздника. При  коллективном творчестве общие приметы оказываются, как правило, в центре  внимания. Но бывают и исключения. Шестиклассники коллективно сочинили  стихотворение о котенке.

Мой котенок и пушист, и красив,
Но немножко он бывает ленив.
Мой котенок любит пить молоко,
А за ним ему ходить далеко.
Молока котенку я принесу,
Он попьет и исчезнет в лесу.
Он веселый и шустрый такой,
Поиграет и вернется домой.

          В этом стихотворении заметны индивидуальные черты авторов. Не  случайно первая же строка начинается со слова «мой». Во многих семьях  есть котята, причем такие, с которыми любят играть. Отсюда и начало  стихотворения. А есть и общие приметы, например: «котенок любит пить  молоко». Стихотворение короткое, ребята охотно рассказывали его  наизусть. Понравилось шестиклассникам и стихотворение «Мамин день», тоже  сочиненное коллективно.

Мамин день - прекрасный день!
Нам цветы дарить не лень.
Рано утром на рассвете
Мы подарим им букеты.
Улыбнутся мамы нам
Радостной улыбкой
В этот день весенний,
Солнечный и зыбкий.

          Подобным настроением пронизаны и сочиненные вместе строки семиклассников:

Наступает женский праздник,
Поздравляем наших мам.
Мы подарим вам подарки,
Пожелаем счастья вам.

          Основной итог коллективного творчества на уроке - чувство  локтя, взаимовыручка, убежденность в том, что все вместе мы сильней, чем  один. Воспитательная, образовательная и познавательная цели оказываются  на таком уроке «в связке», а это большое преимущество. Коллективное  творчество позволяет глубже осмыслить значение наших праздников и  радости будничной жизни.

Дмитрий ГАВРИЛЕНКО

(Первая публикация: "Учительская Газета", N30 от 27 июля, М.2004).
Реклама
Реклама