Произведение «Ахти, матушка, голова болит»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 12
Читатели: 705 +1
Дата:

Ахти, матушка, голова болит

Помнится, в начале семидесятых попала мне вожжа под хвост: захотелось научиться играть на гитаре. Да так захотелось, что на фанерной «ленинградке» пилил по двенадцать часов в сутки, до кровяных пузырей на пальцах, до роговых мозолей… Любовь к гитаре была совершенно иррациональная, тем паче, что бог не дал ни малейшего дара, и возраст был неподходящий для начала штудий, да и педагога не было. Но как услышу игру приличного музыканта – аж дрожь берет. Всех российских гитаристов знал поименно, мгновенно отличал по стилю: кто именно играет. 

Да. Прошло какое-то время, приобрел приличный инструмент и чему-то научился, хотя так и остался обычным «ковырялой», потолок которого – унылое изложение чего-то из сборников для музучилищ. Но как-то сами собой образовались знакомства в Саратовских гитарных кругах, в кои стал я вхож.

И был в ту пору в Саратове единственный гитарист «от бога», который числился педагогом, а по сути был бесплатным концертантом для всех фанатиков, кто приходил к нему на занятия. Звали его Виктором. Был он нищ, как церковная мышь, и все его имущество составляли дрянной домишко дореволюционной постройки с крохотным садиком, концертный костюм да три гитары, одна из которых работы Шерцера стоила безумных денег и звучала так, что волосы поднимались, бежали по шкуре мурашки и думалось: не может так петь кусок дерева со струнами.

В девяностые годы Виктор было приободрился, стал давать платные концерты и начал готовить новую программу. Но что-то не срослось: кому была нужна классика? Да и коммерсант из него был никакой. Помнится, пришел я к нему домой, сидит Виктор перед пультом и играет отменную пьесу. «Что это?», - спрашиваю. «Ахти, матушка, голова болит». «Михайло Высоцкий». 
Вот так я впервые эту страшную штуку услышал.

Где-то с месяц прошло, и узнал я грустную новость: помер Виктор. От чего? А кто его знает. Похоронили Виктора, поставили обелиск с мраморной гитарой на могиле. Помню, как шли с кладбища вдвоем с другим гитаристом – назову его Сергеем - и вспоминали Виктора. И вот говорит Сергей: «Ну, больше некому сыграть «Ахти, матушка», буду учить – тем более, что для семиструнки написана». А надо сказать, что был Серега именно семиструнником – представителем касты, нынче поголовно вымершей. 

Нет, не буду врать, что екнуло что-то во мне. Ничего не екнуло. Но пару месяцев спустя закопали мы Серегу. А было ему в ту пору едва ли сорок.

Вот тут-то я и призадумался. 

Чуток позже появился Интернет и стало возможным добывать почти любу информацию. Вот тогда- то, уже в двухтысячные, прочитал я про Михаила Афанасьевича Высоцкого. Был он из крепостных, перебивался частными уроками и игрой, учил вроде бы игре самого Лермонтова и тот посвятил ему стихотворение «Звуки». Одна из последних написанных им пьес и была «Ахти, матушка». И, говорят, помер Высоцкий от обычной болезни талантливых русских людей – от неумеренного винопийства. Ну, а судьба Лермонтова известна. 
В то время впервые услышал я и игру великого Сергея Дмитрича Орехова. Мужик со здоровенными граблями, играл он смело, полным звуком, немыслимо чисто и бегло. Помню, как на концерте в Саратовской филармонии народ криком кричал после каждой сыгранной пьесы – и вдруг сквозь вопли и аплодисменты услышал я истошный крик: «Матушку!»

И Орехов сыграл «Матушку». Господи, как он играл! Безо всякого микрофона зал наполнялся звуком под завязку, гитара рыдала, пассажи были немыслимого блеска, а сам музыкант, казалось, был вовсе непричастен к тому, что творилось. Пальцы его мнились почти неподвижными, лицо – бесстрастным, и лишь изредка как-то мучительно вздрагивали плечи. 

Я уже знал, чем это кончится. И – да, скоро, в 98 году, когда я уже перебрался в Подмосковье, Орехов умер. 

Но на этом история не кончилась. 

Был в Томске замечательно талантливый молодой парень, Алексей Зимаков. Закончил «Гнесинку», потом – аспирантуру, побеждал на самых престижных гитарных конкурсах. Вы подумайте – побеждать испанцев, законодателей гитарных мод, в их родных заграницах – это дорогого стоит. 

В 2010 году он записал на концерте в Томске «Ахти, матушка, голова болит». А через год судьба обошлась с ним так, что, наверное, смерть показалась бы лучшим выходом: в жуткий мороз отморозил он руки, и отняли ему все пальцы, кроме больших.
Вот такая история. 

А теперь слушайте: 
https://www.youtube.com/watch?v=CwJerQ-M56Y
https://www.youtube.com/watch?v=ltgSpjHvIyU
Реклама
Обсуждение
     22:15 22.12.2016
все мужчины, которых я любила, были музыкантами.
Скучно не было, но жить вместе казалось невозможным.
Потому, наверное, последний раз вышла замуж за не любимого не пьющего не музыканта.
И зря. Музыканты - бедолаги, но Человеки.
     20:51 05.12.2016
3
Редко даю ссылки на свои заметки.
Почитайте.
Если найдётся время.
     14:52 05.12.2016 (1)
Фатальная пьеса. Мистика?.. один, другой, еще...
Сначала напишу, потом пойду слушать по ссылке. Что вы - ценитель хорошей инструментальной музыки, что умеете так подать и увлечь, я знаю давно, еще с тех пор, когда "заработала" от вас на Ави редкий комментарий на "Фламенко". И сейчас лишний раз убедилась, как горячо и беззаветно можно любить гитару! Страстность, кажется, исходит с самой страницы.
По-прежнему пишете ярко и безукоризненно. Совершенство - ваш стиль. 
Ушла слушать. Спасибо.
   
 
     16:59 05.12.2016 (1)
Лариса, послушали? И как оно вам?
     17:31 05.12.2016 (1)
Да, послушала.
НЕ знаю... надо, чтобы отлежалось, отбаюкалось. Комок в горле. Кого-то жаль. Лицо меняется. Но темное я не почувствовала, сразу скажу. «Гитара плачет и…» - это понимаешь, слушая игру. Знаю, что вы даете ссылки только на исключительно хорошие музыкальные вещи, и я доверяю вашему вкусу, Алексей, совершенно и полностью. Послушаю еще. Представляю, как можете играть на гитаре вы! 
     17:34 05.12.2016 (1)
И раньше играл не здорово, а теперь вот уже несколько лет в руки не  беру. А пьеса - да, грустная, но не мрачная. 
     17:38 05.12.2016 (1)
 Слушаю. 
     19:34 05.12.2016
Виртуозное владение инструментом! Чары от звучания, от игры музыканта. Что-то было  еще... восхищение и жалость: пропил дорогой инструмент, и я представила его горчайшую муку от этого.   
Мой дедушка не умел играть на гитаре, он всегда просил сыграть моего дядю. Тот играл. Мне казалось  - красиво и - ах. Я девочкой сидела на корточках у его кресла и держала наготове носовой платок, потому что знала: дедушка будет плакать. И дедушка плакал. Наверное, он тоже просил бы исполнить «Матушку» на том концерте в филармонии...
С годами понимаю с изумлением: у мужчин – тоньше и ранимее та струна, от звучания которой они могут заплакать, а я – просто слушать и шепнуть «Браво!» Наверное, поэтому почти все композиторы - мужчины.
     16:14 05.12.2016
Более чем интересно, спасибо...
Я слышал до этого о "роковых" театральных постановках - например, "Макбет". Некоторые актёры боялись играть в этой трагедии - фатальные несчастья постигали.
Да и постановки "Мастера и Маргариты", говорят, более чем неоднозначны.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама