ОСКОЛКИ «СТИХОВ О ФАРФОРЕ»
Уже не помню, в каком году Речицкий фарфоровый завод Раменского района Московской области проводил конкурс «Стихи о фарфоре». Требования к текстам участников были невысокими. Награды победителям сулили соблазнительные - сервизы разных форм и стоимости.
Я написал стихотворение на соответствующую тему, и отослал организаторам. Результаты конкурса меня ошеломили. На первое место вышли аж два текста Людмилы Громовой, и оба были слабее моего произведения. Громовские сочинения с комментариями даю ниже.
Сама земля нам делает подарок
из чистой мягкой глины недр своих
огонь в печи так ярок и так жарок,
а наш фарфор - он лучше мировых.
Технические трубки и стаканы,
посуда химиков и чашки для аптек
в фарфоровой рубашке без изъяна
готовы нам служить из века в век.
Известна миру роспись голубая –
цветы и травы, ягодный узор,
из года в год, как прежде восхищает
России гордость – Речицкий фарфор.
Во-первых, если у стихотворения нет названия, вместо него ставят звездочки.
Во-вторых, текст разбивают на строфы (после каждых четырех строк оставляют пробел для удобства чтения), но автор не сделал это.
ЯЗЫК
«неДР СВоих».
Четыре согласных подряд, из-за чего строка не звучит, плохо произносится.
СТИЛЬ
«в фарфоровой рубашке без изъяна».
Посуда не может быть в фарфоровой рубашке, потому что ОНА САМА ФАРФОРОВАЯ!
«Известна миру роспись голубая».
Миру известна не только голубая роспись. Фарфоровую посуду расписывают всеми основными цветами: голубым, красным, зеленым и желтым.
РАЗМЕР
Технические трубки и стаканы, – слогов: 11
посуда химиков и чашки для аптек 12
в фарфоровой рубашке без изъяна 11
готовы нам служить из века в век. 10
Там, где должно быть двенадцать слогов, стоит всего десять. Отсюда проблемы с напевностью.
Второе стихотворение Громовой было еще хуже.
На всей земле красивей нет посуды,
известен всем затейливый узор,
необычайное и сказочное чудо –
Речицкий удивительный фарфор.
Ласкает взор глазурь белее снега,
в рисунке синем – неба акварель,
самой природы расслабляющая нега
рукой художника преобразилась в гжель.
Скульптуры, вазы, чайные сервизы,
тарелки, блюда, комнатный декор,
горячим пламенем огня согрет, пронизан
Речицкий с вековой традицией фарфор.
Название и звездочки опять отсутствуют, опять нет разбивки на катрены.
СТИЛЬ
«На всей земле красивей нет посуды, известен всем затейливый узор».
Между словами "всем" и "затейливый" пропущено местоимение "её". Узор витает в пространстве, предоставленный самому себе.
«горячим пламенем огня согрет, пронизан Речицкий с вековой традицией фарфор».
Банальность. Ребенок, и тот знает, что пламя горячее.
ЯЗЫК
«горячим ПЛАМЕНЕМ ОГНЯ согрет, пронизан Речицкий с вековой традицией фарфор».
Скорее всего, автор пытался создать эпитет, но применил одинаковые по значению слова. Получилась тавтология, то есть неоправданный повтор.
РИТМ
На всей земле красивей нет посуды,
известен всем затейливый узор, -/-/-/-/-/
необычайное и сказочное чудо –
Речицкий удивительный фарфор. /-/--/-/-/
Горизонтальная черта – безударная гласная, вертикальная – ударная. В последней строке – сбой ритма.
Скульптуры, вазы, чайные сервизы, -/-/-/-/-/-
тарелки, блюда, комнатный декор, -/-/-/-/-/
горячим пламенем огня согрет, пронизан -/-/-/-/-/-
Речицкий с вековой традицией фарфор. /-/--/-/-/-/
Такая же проблема.
РАЗМЕР
На всей земле красивей нет посуды, 11
известен всем затейливый узор, 10
необычайное и сказочное чудо – 13
Речицкий удивительный фарфор. 10
Сбой. Там, где должно быть 11 слогов, их 13.
Ласкает взор глазурь белее снега, 11
в рисунке синем – неба акварель, 10
самой природы расслабляющая нега 13
рукой художника преобразилась в гжель. 12.
В этом катрене – и вовсе хаос. Так же, как и в случае с ритмом, теряется напевность.
У меня было лишь одно стихотворение, которое даже превосходило сочинения моей конкурентки. Привожу для сравнения текст.
РУССКИЙ ФАРФОР
Русский фарфор состоит не из глины,
Кварц олонецкий* – совсем ни при чем.
Труд Виноградова**, пламя лучины –
Вот что в искусстве и ночью, и днем.
Дух мастеров петербургских и гжельских
В чаши и блюда вошел навсегда.
Лучше изделий китайских, немецких
Русский фарфор, – как распятье Христа.
Шум и растущая слава заводов,
Радость по поводу венских наград.
Все, что в судьбе, – от падений и взлетов,
В русском фарфоре три века подряд.
В нем кузнецовская*** хватка и гордость,
Татлин, Чехонин, Кандинский**** живут.
Нравы людей и истории голос
Нам раскисать никогда не дают!
Я отправил свой анализ письмом, в котором заявил, что оспариваю возмутительное распределение призовых мест.
«В работах Громовой упоминается прилагательное «Речицкий», необходимое для рекламы заводской продукции, - возразил председатель жюри, - поэтому она получила первое место».
«В конкурсных условиях не сказано, что авторы должны воспевать речицкий фарфор», - ответил я. - Значит, фарфор может быть любым. Если вы не умеете оценивать стихи, надо было узнать об основных критериях».
Я потребовал от руководства Речицкого фарфорового завода внести коррективы в подведение итогов. Хозяева предприятия ответили молчанием. Потеряв терпение, я написал жалобу в администрацию Раменского района. На письмо ответили, что «Мероприятие частное, и администрация не может вмешиваться в его порядок».
Не слишком ли много у нас появилось частного добра? Конкурс частный, а значение приобретает государственное, поскольку поощренное призами барахло читают покупатели фарфора, в том числе иностранцы. Бездари отмечают победу вином, а нормальные поэты сидят у разбитого корыта. Конкурсов, которые вредят отечественной литературе, становится все больше, и эту угрозу нельзя игнорировать.
*Добывался в Олонецкой губернии (северная Россия).
**Дмитрий Иванович Виноградов, соученик и товарищ М. Ломоносова. В 1746 году разработал первый русский фарфор.
***Терентий Яковлевич Кузнецов, совладелец фаянсового завода в Гжели. В 1832 году основал Дулевский фарфоровый завод.
****Художники, расписывавшие фарфор в пролетарском стиле. Сергей Чехонин первым соединил эстетику футуризма с традиционными формами фарфора (во времена СССР). |