Загадка от забытого аромата или снова ТЭЖЭ
В дни проведения Всероссийской Промышленно-Художественной Выставки, Брокар устроил настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона. Полиции даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться. Справедливости ради, стоит отметить, что одеколон «Цветочный» и без того был невероятно популярен в самых разных слоях русского общества. Большим успехом пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза», «Реймс». На рекламном листе 1902 года можно найти и такие наименования, как «Модерн» и «Веяние садов Семирамиды» - сказывалось влияние общественных вкусов и модных тенденций. Дамские духи «Персидская сирень» часто называли «неподражаемыми».
Еще одним продуктом, приносящим крупную прибыль предприятию Брокара, был зубной порошок. Порошок выходил в изысканных жестяных коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями. (Хромолитография - это способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски вручную изготовляется отдельная печатная форма). Когда Брокар стал уже богатым и знаменитым, о нём начали ходить удивительные легенды. Например, легенда о корзине фиалок... Рассказывали, что ещё в начале своей карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой франтоватый певец. Никто не заметил никакого подвоха, когда кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы распространяли изумительный аромат, гости пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец почему–то взял не ту ноту и вызвал у всех вздох разочарования и жалости. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок обычно садятся голосовые связки.
В 1904 году неожиданной строкой в записях императрицы Александры Федоровны стало упоминание о духах, подаренных ей «Товариществом Брокар и Ко» по случаю рождения наследника престола. Мелькнуло даже имя героя нашего повествования.
. Государыне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от Франсуа Коти, которым пользовалась раньше.
С этих лет началась история парфюмерного шедевра, названного «Любимый букет императрицы». Хрустальный флакон украсили этикеткой с портретом Екатерины II. Такая смесь протокольной лести и помпезной упаковки из алого шелка были вполне в духе времени.
Неотделимость парфюмерии от частной жизни человека, будь то костюм, прическа, запахи жилых комнат, - очевидна. Ароматы, так же, как музыка, литература, живопись, мода, отражают каждый свое время. Но зыбкое, полное загадок и вымысла пространство науки о запахах слишком значительно, чтобы отдать парфюмерии главную роль. Она всего лишь фея, навевающая иллюзии, мечты о счастье и наслаждении. Такая установка парфюмерных запахов («на счастье») объясняется их прямым воздействием на подсознание, не вызывая у человека ни чувства тревоги, ни опасений перед неизведанным.
Наш герой - мифическая фигура, и поэтому его биография является приблизительной. Дорогой мой читатель не стоит по прочтении сего опуса открывать Википедию и искать имя этого человека там, увы, в данном случае даже она бессильна. Нет упоминания о нем и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.
Между тем герой нашего повествования один из самых известных специалистов в своей отрасли серебряного века.. Молодой человек начал свою деятельность на фабрике Альфонса Ралле, откуда его переманил конкурент, а именно Генрих Брокар. В 1900 году создал эпохальный аромат русской парфюмерии и если не торопясь пройтись по современным бутикам и магазинам, уверяю тебя , читатель, ты его отыщешь и в нашем пресыщенном 21-м веке.
В 20-е годы, эпоху НЭПа, выходят первые духи советского производства. Выпускают их старинные фабрики, национализированные советским правительством. Так, за вывеской "Парфюмерная фабрика №2" скрывалось производство Брокара, которая в начале 20 вв. получала первые призы на международных выставках.
Многие парфюмеры эмигрировали. Но не все. Остался, в Советском Союзе и наш герой.
Сам маэстро считал, что именно в эти годы пробил звездный час для его творения. Вместе со старым сотрудником фабрики, художником предприятия, он придумывает новое название своему творению. Его привело в восторг представленная
упаковка – красно-золотистая коробочка. Он считал, что такое оформление точно выражает не только образ его духов, но и художественный авангард, ворвавшийся тогда в мир устоявшегося стиля в упаковке парфюмерной продукции.
Для героя нашего повествования, которому уже перевалило за 50, настало время тихого и незаметного существования советского служащего. Парфюмерия еще долгие годы будет считаться мещанским пережитком, а его знаменитое творение из роскошных духов для избранных превратится в доступную вещь. Цветочный букет с искорками мускуса будет единственной возможностью для многих поколений советских женщин ощутить потаенную радость, извечное пристрастие россиянок к пряным запахам Востока и свежему дыханию среднерусской природы.
На Всероссийской выставке «Пищевая индустрия» в 1939 году среди полотен была выставлена работа художника Алексея Вольтера «Продукция ТЭЖЭ», где на переднем плане красовалась подарочная коробка с набором духов, пудры и мыла
Создателя духов давно не было в живых. Он был оклеветан и погиб в ГУЛАГе. Такая же участь постигла и художника несколько лет спустя. Их имена больше нигде не упоминались. Но великие ароматы, ставшие предметом искусства, живут по законам, неподвластным жизни и смерти человеческой.
|