Произведение «Маленькие сентябрьские размышления» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 51
Читатели: 1312 +1
Дата:
Предисловие:
Статья написана к сентябрьскому номеру местной газеты  "Мир литературы", в которой я публикуюсь.

Маленькие сентябрьские размышления

 
Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Написала эти слова и задумалась. Ведь как важно, как необходимо для души, чтобы каждый день тебе желали здравствовать, желали добра и радости. И, чтобы эти слова не были бы пустым звуком для галочки.

В последнее время, к сожалению, пишу не так регулярно. Сказывается общая сильная  загруженность. Но при всяком удобном случае, в минуту отдохновения души (мне нравится это старинное изящное выражение!) пальцы мои тянутся к перу, простите, к клавиатуре компьютера. Минута, и мысли свободно потекут…

Я пишу в основном к знаменательным датам. Дни рождения, дни памяти известных писателей и поэтов. Пытаюсь напомнить обо всех, чьё творчество взывало к добру и милосердию, а сила художественного слова помогала выразить эти чувства наиболее трепетно и проникновенно. То есть о тех, кто силой Литературного, Художественного Слова служил Культуре.

Вот и предыдущая моя заметка была посвящена памяти замечательного Фазиля Искандера, чей уход из жизни я восприняла как личное горе, и кому принадлежат изумительные слова о совести, как о мериле всех нравственных ценностей:

«Великий Весовщик Нашей Совести создал нашу бессмертную душу для того, чтобы живые люди все время думали об этом и чтобы их души в наиболее чистом виде попадали в вечность. Но если душа бессмертна для пользы земной жизни, разве не ясно, что и земная жизнь бессмертна? Разве наш бог, Великий Весовщик Нашей Совести, мог бы сотворить такую бессмысленность, при которой людей на земле уже не будет, а их бессмертная душа, созданная именно для поддержания земной жизни, продолжает пребывать в бессмысленном бессмертии?!»

Я не знаю, верил ли уважаемый Фазиль Абдулович в Иной Мир, в жизнь после смерти, и проч. Я к существованию иных миров, ангелов и т.д. отношусь все же скептически. Как дочь физиков и химиков, больше разделяю утверждение Энгельса о том, что "жизнь - есть способ существования белковых тел". Но в одном мой опыт убедил меня. Есть некая круговая порука добра, мощная лучезарная энергетика, помогающая нам выстоять в этом мире. И есть клоака зла, разрушающая нас. Вопрос в том, что мы выберем сами для себя. А уж наш выбор зависит от внутреннего вектора культуры. Подчёркиваю – не самой культуры – о, она есть в той или иной степени! -  а именно от её вектора, определяемого подчас на самом простом бытовом уровне.

Поясню свою мысль на примере. Ни для кого не секрет, что культурный человек культурен во всем. Тогда, внимание! Кто ездит в общественном транспорте, особенно по утрам, в час пик, поймёт меня!

Зимой – все объёмные, в пальто, шубах, куртках. Летом этой проблемы нет, но есть другая – жара, пот, духота. В общем, час от часу не легче.
Но, Бог с этим. Объясните мне, непонятливой, почему подавляющая часть наших граждан, втиснувшись в вагон, считают своим святым долгом встать несокрушимым монументом у самых дверей? Почему?!!

Сколько раз мне приходилось наблюдать такую картину. Грузная тётка со следами сердечной болезни на лице, одышливая, одутловатая тащит за собой малолетнего внука, а то и двух, или великовозрастную внучку, танком останавливается у входа и ещё приказывает им:

- Далеко не идите. Здесь стойте. Сейчас выходим!

Ну, это понятно, она радеет за себя и за чад родимых. Чтобы им не пришлось продираться к выходу. Только, простите, так ведь все думают! И, что получается?! Середина относительно свободная, у выхода - затор!!! А как войти людям на следующей остановке? Проталкиваясь локтями и пихаясь, огрызаясь и нервничая? А, что им остаётся делать? И все потому, что кто-то, думая об удобстве для себя и своих родных, не думает о других людях. И ведь все считают себя культурными. А ведь первый показатель настоящей культуры – это когда ты немного больше думаешь о других, чем о себе. Только не истерично-показно: «Ой, я лучше сама недопью-недоем, недосплю, а все - только ребёнку, ему все самое лучшее, я всем пожертвую ради него, моего золотца и т.д. и т.п.» И в безудержном рвении жертвуются не только самые румяные пирожки и спелые фрукты (это естественно!), но и  элементарное уважение к правам другим граждан («А, какие-такие права-мрава, не видишь, дорогой, это же ребенок, это же такая лапочка, пупусик-мумусик!!!») А то, что эта лапочка-пупусик-мумусик может верещать дурным голосом в общественном транспорте, пинаться, брыкаться, щипаться, видите ли потому, что он хочет сидеть у окошка, а место занято!  Это как?! Или сидит восьмилетний пацан с безучастным видом в метро, автобусе, рядом мамка-бабка с каменным лицом, а перед ними на поручнях болтается пожилой человек, но пацан сидит намертво, потому что мать приказала: «Сиди, и не вставай!»

А потом эти же мамки-бабки как-нибудь в задушевной женской беседе, нет-нет да и всплакнут украдкой, жалуясь на бабью долю, что, мол, не осталось-то мужиков настоящих, все хлюпики и маменькины сыночки, а настоящие мужчины перевелись ещё в Великую Отечественную Войну! Интересно, а кто растит таких хлюпиков и маменькиных сыночков? Не дражайшие ли маменьки?..

Помню, как-то осмелилась сделать замечание парнишке в метро в аналогичной ситуации. Он сидел, удобно развалившись на сиденье и прикрыв глаза. Очевидно, изображал глубокий сон. Перед ним на поручнях болтались двое мужчин среднего возраста, я и пожилая женщина лет за шестьдесят с большой сумкой наперевес.

Я не выдержала и потеребила парня за руку. Он открыл живо глаза. Спрашиваю:

- Тебе сколько лет?

-Одиннадцать?

-Ты плохо себя чувствуешь?

- Нет!

- Тогда встань и уступи место женщине!

Он вскочил быстро. Женщина с большой сумкой села. Какой же благодарный и сердечный взгляд она бросила на меня! И какими злющими глазами на меня посмотрела женщина, сидящая рядом! Очевидно, мать этого мальчика, потому что она сразу схватила его за руку и велела стоять рядом с ней.

А ведь всё это люди, - по меткому выражению Гоголя – просто приятные и приятные во всех отношениях. Уверяю вас, придя в гости к кому-нибудь, они будут рассыпаться в изысканных приветствиях и любезностях, за столом будут есть изящно и бесшумно, и непременно оставят на тарелке какой-нибудь кусочек, чтобы, упаси Бог, о них не подумали, что они из голодного края! То есть постараются соблюсти все нормы этикета. И искренне будут полагать себя культурными людьми. Так почему же, черт побери, в таком простом и понятном деле, как элементарная вежливость, и умении хоть немного думать о других, они проявляют полную непробиваемость?!! Почему?!! Ведь это все азы культуры, этому учит литература, ведь все мы чему-то и как-то хотя бы учились!!! Но, видно не каждое ученье впрок, а может дело как раз в том самом злополучном векторе?! Ведь все знают, что хорошо и, что плохо, как надо делать и как нельзя, но, как только дело касается себя любимых и людей, близких нам лично, тут можно и через другого переступить. «Ничего, один раз можно», - думаем мы, и переступаем. «Ничего, и второй раз так получилось, ну, что уже делать.» А потом и третий, и четвёртый. И вот уже это входит в привычку и, более того, мы себя патетически оправдываем: «Это я не для себя, это я для ребёнка, близкого, друга стараюсь, чтобы моим хорошо было бы» и т.д. Ключевые слова в этой патетике: «я», «моим»!

Или вот ещё пример. Хочу сразу оговориться, этому всему я была свидетелем лично. Зачем об этом говорю? Да, так, наболело! Какое это имеет отношение к литературе? Самое прямое! Ибо литература неотъемлемая часть культуры, а именно о ней я сейчас веду речь.

Опять метро. К счастью, не пик. Час дня. Но все же на перроне достаточно народу. Все спешат куда-то. Идут нормальным, рабочим шагом. И это правильно. Чай, не бульвар, где можно и променад совершить! Иду и я.

И вдруг с изумлением наблюдаю картину. На всю ширину перрона в середине вытянулась шеренга молодых женщин в хиджабах с маленькими детьми. Кто-то на руках, кто-то за руку держится. Не считала специально, но навскидку: четыре женщины плюс четверо детишек от пяти до трёх лет. Они держатся за руки мамаш. Остальные двое детей – груднички. Они были на руках.

К этой шеренге подходит вторая шеренга таких же женщин. Тоже с детьми. Две шеренги останавливаются посреди перрона и начинают лобызать друг друга, как это принято у нас. «Ай, Аллах, какой хорошенький! Сколько лет ему? Ай, Аллах, ты на ее бантик посмотри! Дай я как тебя мач-ч-ч- сделаю (поцелую)! Почему к нам давно не приходите?» И все в таком же духе!

Прекрасно? Возможно! Это называется у нас ёмким и непереводимым словом «истиганлЫг», что дословно означает «теплокровие», а более широко и образно – теплоту и душевность в человеческих отношениях.

Я ещё раз повторю, что ничего против такого проявления чувств не имею. Но, простите, почему подиумом для демонстрации нежных и тёплых чувств должен служить перрон метро – общественного транспорта, когда люди, априори, спешат по своим делам? Получается, чтобы выказать одним свои хорошие качества, такие как душевную теплоту, добросердечие и расположение, надо попирать права других?! Странная логика!

В общем, закончилась эта история тем, что я не стала ждать, пока горячие лобзания иссякнут - мне надо было скорее выйти из метро, где на выходе меня ожидали, и  я просто передвинула одну из лобызающихся дам в сторону и пошла к эскалатору. Видимо, на дам сей акт подействовал, потому что двойная шеренга дрогнула и немного сместилась к колонне, дав возможность людям идти.

Мы сетуем на то, что наши дети подчас растут жестокими. А как им не быть такими, если на каждом шагу в мясных лавках, они видят, как забивается мелкий и крупный рогатый скот? А уж во время праздника Гурбан-Байрамы это происходит массово. Режут жертвенных животных чуть ли не у подъездов домов. Воздух насыщен кровью.

Нет, я не вегетарианка и люблю есть и готовить мясо.  И в праздник буду поздравлять своих близких, ибо  праздник есть праздник  и надо желать благоденствия и процветания.  Но категорически против того, чтобы забой (а это все же, как ни крути -  убийство), происходил бы на глазах людей, особенно детей. Мы все же в ответе за тех, кого мы растим. Пусть это глупо и, может, наивно, но ситуация с прилюдным забоем животных мне напоминает притчу о старике и нищем. Возле дома старика какой-то нищий просил подаяния. Старик прекрасно знал, что это не настоящий нищий, а просто лодырь и лоботряс. И, выходя один, никогда не подавал ему. Но однажды люди заметили, что, когда старик идёт с внуком, он всегда кладёт в ладонь нищего копеечку. У него спросили, зачем он поступает так непоследовательно.  Старик ответил: «Да, я знаю, что он просто бездельник, но это я делаю не для него, а для внука. Нельзя идти с ребёнком мимо нищего и не подать ему! Ведь я ращу человека!» То же и здесь.Все мы взрослые люди, прекрасно понимаем, что мясо не растёт на деревьях, но нельзя акт умерщвления показывать детям, неокрепшим душам.

Или. Частенько порой доводилось слышать рассуждения о святости и чистоте. Замечательно! Но как же часто такие разговоры плавно перетекают в сплетни о том, кто живёт праведно, а кто нет! И вот уже смакуются подробности, обрастают деталями, половина из которых – фантазия! Но как при этом горят глаза у кумушек! Задаёшь невинный вопрос, а ведь это

Реклама
Обсуждение
     07:10 29.10.2017
Пороки человеческие неискоренимы к сожалению.
Но поднимать эту тему надо, иначе болото и вовсе затянет тиной.
С теплом, Ляман!
     23:17 06.09.2016 (1)
У тебя получилось очень чувственное эссе.
 Что ещё раз меня кое-в чём убеждает.
  Я имею в виду Новый Год, а шо такое...


  Как всегда, блестящая работа!
  Как всегда, я опять буду спать неспокойно.
  Как всегда, хрен я высплюсь.
     14:28 07.09.2016 (1)
Как всегда, спасибо огромное!
     15:42 14.09.2016
Ты ОЧЕНЬ красивая!   И славная!
Гость      16:55 06.09.2016 (1)
Комментарий удален
     20:56 06.09.2016
Совершенно точно вы сказали!
Если ребенок в год просто так оторвал крылья бабочке, наступил на жука, повторяю просто так, не обороняясь, не защищаясь, а ради забавы или интереса (но ведь не каждый интерес надо поддерживать!!!) а родители не обращают на это внимания, то не надо удивляться тому, что потом он будет жесток и к людям...
Гость      05:58 28.08.2016 (1)
Комментарий удален
     10:06 28.08.2016
Спасибо вам, Маргарита, за отклик и прочтение.
Вот например, у нас говорят: "Девочку в родительском доме надо все же больше лелеять, Бог его знает, как ей придется замужем. А мальчика надо растить мужчиной"
Но у кого как...
Что касается великой Марины Цветаевой и ее сына...
Дневники Г.Эфрона я читала, но, увы, урывками. В библиотеку пришла эта книга,пока я ее обрабатывала, успела что-то прочитать, но потом ее взяли в архив, и уже на руки не выдавали, так как 1 экземпляр.
Да, признаюсь, меня тоже шокировали его записи, те, что я прочитала. Так же как шокировала когда-то книга Л.Пантелеева "Наша Маша". Впоследствии я узнала, что именно эта милая героиня книги стала в какой-то степени жертвой воспитания своих родителей.
Маргарита, мне кажется, Георгия тяготила мать...
Она была именно безмерна, велика. Она поглощала собой все. Ему не оставалось места. Если дочь, Ариадна, возможно, по женской природной мягкости своей могла быть адептом матери, то Георгия эта миссия угнетала.
Помните, в старом фильме "Развод по итальянски", когда герой Марчелло Масстрояни подстраивает якобы измену своей жены, а потом ее убивает, типа в праведном гневе, и все это для того, чтобы стать свободным, то отом когда он вспоминает свою жену, он говорит: "Возможно, я и любил тебя, Розита! Но ты слишком часто требовала от меня подтверждения и демонстрации этой любви "Скажи, ну как ты меня любишь? Ну как? Ну как?!!"Это меня раздражало и я был вынужден убить тебя!"
Это конечно, комедийный фильм, там многое утрировано. Но подтекст, увы, верный.
Как мне кажется(основываясь на творчестве М.Ц. и на воспоминания о ней), она была великой и очень беззащитной. Ей постоянно нужно было, чтобы ее любили, она питалась этим чувством, черпала в нем силы, причем любили так(это очень важно!!!) как она сама понимает любовь. А ее понятие о любви, было как море - огромным, разным, безмерным.
Ариадна возможно могла ей дать это. Она была женщиной в настоящем смысле этого слова. Она могла следовать за более сильным, могла подчиняться.
Марина -нет. Слишком много страсти, мужской страсти и силы в женском теле. Это страшно. Это убивает.
Но мир знает счастье. У него был такой поэт!!! Марина Цветаева. Именно - поэт!
А Георгий не мог и не хотел следовать за матерью слепо. Он - мужчина. Ему нужна была свобода. Мать все же подавляла его.
И плюс подросток. Прекрасно образованный, но дурно воспитанный. Желание самости особенно ярко выраженное в этом возрасте.
Кто знает, что заставило его сказать ту страшную фразу, шокировавшую (и справедливо!) Оксану Синякову-Асееву: "Марина Ивановна поступила правильно. У нее не было другого выхода".
В общем, светлая им память...
Но действительно, очень трудно, и хрупка грань деликатности и бережного отношения к человеку. Так чтобы любить, но при этом не душить своей любовью...
Знаете, у нас есть такая поговорка. Жестокая, но увы, за нею вековые житейские наблюдения.
"Плохо, когда мать в одиночку воспитывает ребенка. Если мальчик - она его залюбит до такой степени, что отнимет мужское естество (выхолостит), т.е. в знач. - сделает маменькиным сыночком, потому что всю свою нерастраченную женскую энергию вместе с материнской любовью будет вкладывать в него. Это плохо.
А если мать в одиночку растит девочку, то такую девочку букв. - пойди-верни. То есть из нее никогда не будет хорошей жены, умеющей слушать и слушаться мужа. Потому что мать подсознательно свою боль и обиду на жизнь и мужчин будет переносить и в девочку. Она вырастет с мыслью, что все мужики - сво...А какая из такой получится жена?"..
     20:24 26.08.2016 (1)
Эта страничка достойна восхищения!
     20:45 26.08.2016
1
Спасибо вам, друг мой! Я не стою этих слов, но верю в искренность вашу и сердечно благодарю вас!!!
     13:44 24.08.2016 (1)
Присоединяюсь к Монтеню - великая мудрость. Что касается нас - всё, что будет заложено с детства, то и получим.
     13:53 24.08.2016 (2)
Несомненно, Леночка! Мы получаем в конце концов то, что сами и взращиваем.
Спасибо!
     16:08 24.08.2016 (1)
И это естественно, и начинается с первых дней жизни. Сейчас всё это напоминает снежный ком, который разрастается. К чему придём? 
     16:14 24.08.2016 (1)
Помните у Багрицкого:
"Чей путь мы собою сейчас устилаем..."
Он писал это в 30-х годах прошлого века.
Ничего не меняется...
     16:18 24.08.2016 (1)
Нет, меняется, но очень незаметно, но в какую сторону - это важный вопрос!
     16:19 24.08.2016 (1)
Да...
Вот я рассказала вам эпизод о мальчике из автобуса. А сколько таких еще...
     19:02 24.08.2016 (1)
Много! И таких бабушек и мам,  они и раньше были, теперь их намного больше.
     19:09 24.08.2016 (1)
Да, увы...
     19:26 24.08.2016 (1)
Это передаётся по наследству - как мама воспитала, так и дальше будет. И это заразительно и  соответствует человеческой природе - не постигшей озы морали до конца.
     19:36 24.08.2016 (1)
Точно!
Только единицы, такие как Чехов, выросший в отнюдь не интеллигентной обстановке ( правда, отец заботился об образовании детей), смог создать из себя совсем другого человека.
О чем писал к в широко известном письме к Суворину:
«…Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош… лицемеривший и Богу, и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в жилах его течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». 
Но это бывает, увы редко. И нужна для этого титаническая работа души, а это под силу не всякому.
     20:12 24.08.2016 (1)
Какое-то время люди желали перестать быть рабами. Кто-то сумел - вопреки всему. Но сущность мещанства сильна. Вот и тянется ниточка из поколения в поколение. Псевдоаристократизм, бахвальство, стремление к удовлетворению своих желаний, которым и конца нет и прочее - усиливается. Какая может быть культура и этика?
     20:33 24.08.2016 (1)
Да, вы совершенно правы.
Как-то я узнала этимологию слова "сноб"
Оказывается,до Кромвеля, в Англии была какая-то древняя школа, в которую принимали только отпрысков знатных родов королевства.
Но после Кромвеля, дела школы пришли в частичный упадок и в нее стали принимать детей среднего класса и мещан.
Так вот, чтобы как-то различить детей, против фамилии знатных в журнале писали - nobe -родовитый
А против фамилии незнатных- s.nobe - неродовитый
И неродовитые делали все возможное, чтобы это различие стереть, чтобы их тоже считали нобами.
Но у некоторых это бессмысленное подражание манерам, поведению, принимало уродливые формы. Вместо изысканности, благородства  и горделивости у них получалось заносчивость, спесь и чванство.
Как в кривом зеркале отражение.
Вот с некоторыми современными нуворишами - князьями и графьями, похоже та же история!
     23:14 24.08.2016 (1)
Парадокс: Мир развивается и совершенствуется, а человек так и не выходит на настоящий уровень развития, который обеспечивают ему мозги.
     11:23 25.08.2016
     14:14 24.08.2016
Это еще малая толика наблюдений. Иногда просто зла не хватает.
Понимаете, когда вот такое "теплокровие", радушие, видишь в кино, или его воспевают в книгах - это умилительно и прекрасно.
А когда это сопровождаепочти тся попиранием прав других и ты постоянно с этим сталкиваешься? Умилительного мало.
Вот несколько месяцев назад. Эпизод.
Еду на работу в автобусе. Сижу у окна, Моя остановка конечная, автобус приходит почти пустой, и естественно, пытаешься сесть подальше, чтобы тебя не дергали беспрестанно. Тем более в тот день я была с большим грузом. Ехать мне далеко.
Заходит на какой-то остановке бабушка с 3летним внуком. Садится рядом со мной. Внука на колени. Все нормально.
Внук сразу же начинает орать, крутиться, пихаться, кусаться, щипаться. Видите ли он у окна хотел сидеть, а тут какая-то тетя. А у меня на коленях тяжелая большая сумка, в общем, вставать неудобно.
Он кусает бабушку, щипает, орет. Та его увещевает, все без толку. Уже кто-то уступает место у окна с другой сторон, но мальчик включил "каприз". Ему хочется именно это окно!
Бабушка по-прежнему: Тюти-пути, подожди, мой хороший, скоро приедем, я тебе игрушку куплю!!! Бесполезно. Ор и визг!!!
Наконец, какая-то женщина сказала: Пожалуйста, успокойте как-нибудь ребенка, голова болит очень.А еще работать целый день.
Что я бы сделала, будь на месте этой бабушки? Раз, уж такое дело, вышла бы из автобуса, утихомирила бы ребенка и дождалась бы следующего автобуса. Ну, что теперь делать?
Реакция бабушки: "Рустамчик, не плачь, не кричи, мое солнышко! Видишь, у тети голова болит! У тети наверно своих детей нет, она не знает, что такое дети.
Через минуту в автобусе начался скандал.К счастью, уже была моя остановка, я вышла,и до сихпор не знаю, успокоился ли мятежный Рустамчик.
К слову сказать, все мои ноги, туфли, юбка были отдавлены ребристыми отпечатками подошв кроссовок Рустамчика!
     06:33 25.08.2016 (1)
Интересное эссе,интересное обсуждение.Трудно воспитывать себя всю жизнь,а все начинается именно с тебя самого,трудно не поддаваться на соблазны общества потребления,трудно понять,а что действительно важно для тебя? Глубоко уважаю людей до конца последовательных своим идеалам.
Спасибо,Ляман!
     11:19 25.08.2016
Вот именно!!! Помните поговорку: Пройти огонь, воду, медные трубы, чертовы зубы, Крым и Рым.
Огонь, вода- трудности мы как-топроходим.
Чертовы зубы - болезни - к сожалению в той или иной степени не минуют никого.
Крым (В Крыму был самый крупный невольничий рынок)- то есть рабство и Рым - так называли цепи, которыми привязывали рабов - то есть лишение свободы  - не дай Бог этого!
А вот медные трубы - испытание славой, достатком, к сожалению, проходят не многие.
Спасибо вам, Ниночка!
     08:21 25.08.2016 (1)
Очень актуально! Статья заставляет задуматься о многом, об отношении ко всем и ко всему, о том, как воспитываем детей. И я может повторюсь, испытание сытостью, которое мы сейчас проходим, это тяжкое испытание.
Спасибо, Ляман!
     11:14 25.08.2016
Спасибо вам, Анночка, за понимание!
     21:22 24.08.2016 (1)
Очень интересную тему затронула Ляман.
Все начинается с детства. Воспитание, заложенное родителями, формирует характер, поведение человека.
Интеллигентные люди (я не говорю об образованности, уме), а именно внутреннем благородстве, которое не зависит от знаний, которыми человек обладает, всегда думают об окружающих; не приносят ли они какого-либо неудобства другим, готовы переступить через личный комфорт, чтобы не стеснять людей. Но, к сожалению, такие люди часто бывают  и в прямом и переносном  смысле растоптаны толпой.
И кто знает, может быть даже скромно стоящий в сторонке человек мешает,  ограничивает жизненное пространство кого-либо, даже не ведая об этом. Ведь талант может мешать завистникам, которые делают все, чтобы человек не выделялся, не высовывался из серой массы. И скольких великих недосчитались именно из-за их скромности, интеллигентности, боязни ущемить чью-либо свободу, занять чужое место, которого они, как им кажется, недостойны.
"Жизнь - способ существования белковых тел". Наверное, так и есть.  Изношенная материя тлеет, уступая место новым формам жизни. Но было бы слишком грустно, если бы жизнь не была ещё и "способом существования  души,  творчества, произведений искусства, научных открытий", которые остаются с нами даже после разложения плоти.
     21:31 24.08.2016 (1)
Ах, Наташенька. Вы правы, несомненно!
Есть великолепное наставление легендарного короля Кормака:
"Не будь слишком суровым - от тебя отвернутся.
Не будь слишком добрым - тебя растопчут"
Грустно, но это действительно так.
А по поводу изречения Энгельса,..
Но так и есть у нас человеческая душа, которая остается в памяти людей на этой земле...
Какой будет эта память, зависит от нас.
Помните слова из фильма "Не горюй"? Герой Закариадзе говорит:
"Нет, ложь, что человека можно помнить вечно. Тому, кто идет дорогой жизни, Бог дарует способность забвения. Оно медленно следует по пути за смертью и стирает оставляемые ею следы"
Тогда герой Кикабидзе говорит:
Он оставляет на этой земле друзей, которые долго будут помнить его"
И слышит в ответ:
"В добрый час"
Как долго помнят и помнят хорошо - значит человек был хороший...
     21:34 24.08.2016 (1)
А по поводу первой части вашего комментария - как же она перекликается с любимыми мною словами Леонида Андреева о Чехове:
«О Чехове поспорим. По-моему, он был полон желания жизни, а не самой жизни. Оттого он остался до конца таким нежным, благородным и умным - настоящие обладатели жизни, как все законные мужья, плоски и грубы. Жизнь никогда не отдавалась ему;… его дача стояла ровно в двух кварталах от того места, где ему хотелось, чтобы она стояла: вероятно, каждый раз во время прогулки он смотрел на это место и думал: вот если бы сюда перенести дачу. Ему даже из деликатности было неловко жить, как другому неловко за табльдотом (столом) взять второй кусок мяса или выйти без галстука; но, вернувшись в свой номер, он писал великолепный голодный рассказ или письмо. Он никогда не лез в наполненный трамвай; он из вежливости образованного и понимающего человека не сопротивлялся смерти: раз бациллы, то какое же право сопротивляться и даже дискредитировать науку имею я, сам окончивший по медицине. На том свете он, вероятно, в аду — по какому-нибудь недоразумению; и притом не в страшном с огнями, а в каком-нибудь очень неприютном, голом, пыльном и сухом месте; но сам бог, раздающий праведникам жизнь, не так понимает всю тонкость и красоту жизни, как этот скромный, пыльный, забытый грешник».
     00:12 25.08.2016
Интеллигент в самом точном смысле этого слова!
     19:19 24.08.2016 (1)
Я тобой восхищаюсь. Скромница, добрая душа. Умница и мудрая. Мой тебе поклон.
     19:21 24.08.2016 (1)
1
Танечка, ну, что ты...
Мне неловко.Я этих слов не заслуживаю.
Но, правда, очень хочу к ним приблизиться!!!
Спасибо тебе, дорогая моя!
     19:22 24.08.2016 (1)
 Не стесняйся . Тебя читать- праздник души.
     19:32 24.08.2016 (1)
1
     19:32 24.08.2016
Да- да.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама