Михаил Зильберман
О религиозных представлениях неандертальцев.
В настоящее время принято полагать гейдельбергского человека (Homo heidel-bergensis или Pithecanthropus heidelbergensis), широко распространённого в Африке и в Евразии, и пользующегося ору¬диями ашельской культуры, - последним общим предком современ¬ных людей и не¬андерталь¬цев. Археологические исследования свидетельствуют, что возраст наиболее древних из обнаружен¬ных в Евразии останков неандертальцев сос-тавляет 362-310 тыс. лет (карьер Сигриста, Баден-Вюртемберг, Гер¬мания).
Как известно, в геноме современных людей содержится от 1 до 4% генов, унаследо-ван¬ных от неандертальцев, живших на территории Евразии. Принято полагать, что и т.н. «шапелльские» ("классические") неандертальцы Европы "не остались в стороне" от про-цесса формирования современного человека. «Наука лопаты» убедительно доказывает, что бытиё (образ жизни) и неандертальцев, и кроманьон¬цев, - охотников-собирателей палеолита, было во многом идентичным (сходные ме¬тоды добычи пищи и ору¬дия, подобные протообщины, одинаковое жильё). Хотя и бытует суждение, что материальная культура кро¬маньонцев была более развитой, не¬жели культура неандерталь¬цев, вместе с тем отме¬чается, что, в частности, артефакты неандер¬таль¬ской «улуцциан¬ской» (юг Апен-нин¬ского полу¬острова) культуры (наконеч¬ники, орудия из кости и т.п.) весьма напоми-нают современные им кро¬маньонские (Ж. Риэль-Сальваторе, Колорадский ун-т). Более того, констатируется, что материальная куль¬тура поздних неандертальцев (по принци-пиаль¬ным показателям) весьма близка культуре кро¬маньонцев начальной стадии верхнего пале¬олита («Всемирная история» под ред. А.О. Чубарь¬яна, т I. 2011). О регулярных мирных (деловых) контактах между неандер¬таль¬цами и кро¬маньонцами свидетельствуют, в частности (Л.Н.Асанов. «Тайны пещерных людей»), обнаруженные в пещере Арси-сюр-Кюр (Франция) останки неан¬дертальца с укра¬шениями (подвески, бусины (43-30 тыс. лет до н.э.)), орнаментированными кроманьонскими узорами. Соб-раны, в частности, до¬казательства того, что костяные орудия на территории Европы начали изготовляться ок. 50 тыс. лет назад еще неандертальцами (Ш. Макферрон, М. Ленуар и др., ж-л «Proceedings of the National Academy of Sciences». 2013). Так, орудие для выделки шкур (рус. «лощило», фран. «lissoir») найдено Марией Соресси (Лейденский ун-т) на стоянке неандертальцев «Пеш-дель-Азе» (департ. Дордонь). Считается, что техноло¬гия изготовления такого «ло¬щила» вполне могла быть позаимствована кроманьонцами. «Возможно, это единственное наследие неандертальцев, которое наше общество исполь¬зует и сейчас», - полагает М. Соресси. Более того, существует мнение, что даже некоторые технологические достиже¬ния (приёмы) неандерталь¬цев эпохи «мустье» («поздний мустье) - 65-35 тыс. лет до н.э.) были адаптированы гра¬веттской культурой («граветта» («ориньяк») - 35-25 тыс. лет до н.э.). Сравнительно недавно в Испании были обнаружены ри¬сунки, сделанные неандер¬тальцами 40,3-41,5 тыс.лет до н.э..
Несмотря на то, что современное человечество в своём физическом развитии и не проходило неандерталь¬ской фазы, тем не менее, при непредвзятом рассмотрении нельзя не заметить, что немало са¬кральных пред¬ставлений неандер¬тальцев пережило их самих. В частности (В.С. Житенёв «Культ медведя в палеолите Европы». 2000), подмечено, что «некоторые внешние проявления ритуальной деятельности человека с эпохи мустье и до конца позд¬него палеолита остаются практически не¬изменны... на всем протяжении верхнего палеолита... сохраня¬ются некоторые явные архаизмы». Так, философ-религиовед Мирча Элиаде («История веры и религи¬озных идей» т I. 2002) полагал, что «если рассматривать палеоантропов как полноценных лю¬дей, то надо допустить, что [и] у них был набор своих верований и своих обрядов, поскольку... опыт священного входит в саму структуру сознания... Сегодня все уже в принципе согласились, что у палеоантропов была религия... [однако] оха¬рактеризовать ее содержание на практике трудно или вообще невозможно». Констатируется также, что "как бы там ни было, нужно при¬знать, что у неандертальцев, по-видимому, [всё же] существовало представление о «загробной» жизни" (Ф. Кликс. 1982). Так, установлено "История Европы. т.1. Древняя Европа". отв. ред. Е.С. Голубцова. 1988), что большинство мустьерских погребений устраивалось в пределах неандертальских поселений/жилья (в основном, в пещерах). Могильные ямы для погребений - неглубокие, но явно приготовленные специально для захоронений (рукотворные). Типичное (принятое) трупоположение при погребении - поза "эмбриона", головой на запад или восток. Почти везде встречается красная охра. По¬гребения своих сородичей неандертальцы нередко "обкладывали камнями", что также служит "веским аргументом в пользу гипотезы о существовании погребальных традиций и [а также] самосознания" (Ф. Кликс «Пробуждающееся мышление». 1982). Отмечается ("Всемирная история. Т.1. 1956, стр. 48), что в основе "заботы об умершем члене первобытной общины" у неандертальцев лежало "представление... о самом человеке, о жизни и смерти", о посмертной участи [характерно, что неандертальские захоронения не сопровождались погребальным инвентарём, а, следовательно, у них бытовала концепция посмертного возрождения к новой земной жизни ("Древний человек и божество")], "которые являются... непременной составной частью каждой религии".
Итак, неоднократное использование неандертальцами дошедших до нас образцов их «абст¬рактных» знаков и символов (см. ниже), а также воспроизводимость ритуалов их сложной похоронной практики (включая обращение с черепами животных и людей), свидетельствуют о том, что неандертальские религиозно-ми¬фологиче¬ские представления заметно переросли исходные, зачаточные понятия, пройдя до¬вольно длительный путь развития (при этом, очевидно, использовались и развивались традиционные пред-ставления предшествующих гоминид). Вполне воз¬можно, что ещё религиозное чувство гей¬дельбергского человека понуждало его соблюдать определён¬ные ритуалы при погребе¬нии ро¬дича ибо, как отмечает В.А. Алекшин (посвятивший много времени и сил изучению неандер¬тальских погребений): очевидно, что и «в среднем палеолите существовали обря¬довые действия с телами умерших».
Исследования, проведённые в 2016 г. в пещере Брюникель (юг Франции, Пиренеи), открытой в 1990 г. (Жан Жобер и др. (ун-т Бордо); ж-л "Nature", 2016. V), позволили обнаружить в самой просторной её камере (336 м от входа) святилище, содержащее две рукотворные, расположенные рядом, кольцевые структуры довольно правильной формы, выложенные неандер¬тальцами из кусков (ок. 400 фрагментов) сталагмитов (при этом, некоторые из сталагмитов лежали горизонтально, слоями; другие были прислонены к ним сбоку, как подпорки; третьи стояли вертикально), - овал с диагоналями 6,7х4,5 м (большая диагональ практически ориентирована в направлении север-юг) и круг, диаметром ок. 2,2 м (круг расположен с западной стороны от овала)). Высота сталагмитовых стен, образующих эти постройки, составляла ок. 40 см.
Важно отметить, что большинство из использованных конструктивных элементов сооружения представляло собой среднюю часть сталагмита, без основания и верхушки. При этом сталагмиты (как строительные элементы) подбирались при укладке по толщине, дабы высота стенки была постоянной, что служит довольно убедительным доказательст¬вом того, что и сами конструкции, и их возведение было продумано.
В той же камере пещеры находилось и 4 (осыпавшихся) кучи (груды) обломков сталагмитов (диаметром от 0,5 м до 2,6 м), выложенных по длинной дуге, ориентирован-ной вдоль (по) большой диагонали овала (две средних "кучи обломков" находились внутри овала). Все шесть сталагмитовых конструкций, а также пол пещеры и кости (най-дены кости волков и медведей) несут следы воздействия огня. Характерно, что некоторые фрагменты костей были вставлены между кусками сталагмитов стенок строений. Возраст артефактов (датированы сталагмиты и кости) - примерно 176,5 тыс. лет.
Примечательно, что пещера не была обжитой: не удалось обнаружить обычных сле-дов присутствия неандертальцев (нет ни захоронений, ни кухонных отходов, ни мест, приспособленных для ночлега, либо изготовления орудий или обработки шкур; - а неан-дер¬тальцы, как выяснилось, обычно "использовали каждую часть пещеры под определен-ные цели" (так, пространство пещеры Кесем (Израиль) было разделено на функциональ-ные зоны: кухню, спальню, место скла¬дирования добычи, место обработки шкур)). Ко-стры же, как представляется, разводились в этой пещере для освещения и в ритуальных целях (вероятно, для жарки мяса тотемных медведя и волка (их обожжённые кости не захоронены)). Следовательно, это сооружение (не имевшее практического применения) вполне могло иметь культовое значение (отчётливо просматривается аналогия с устройст¬вом святилищ в Гёбекли Тепе: овальная (или в форме круга) камен¬ная ограда столь же невысока (ок. 1 м); две Т-образные ко¬лонны внутри "священного места" (святилищ в Гёбекли Тепе) адекватны (воз¬можно, и не только по расположению) двум "кучам" ста¬лагмитов). Примечательно и то, что "священное место" овального типа пещеры Брюни¬кель ориентировано (176,5 тыс. лет тому назад) в направлении се¬вер-юг.
Как уже отмечалось, в настоящее время человечество единодушно во мнении о том, что "в то далёкое время (в палеолите) человек был верующим" ("Всемирная исто¬рия (в 24 т). Каменный век". Из-во "АСТ", 2002). По поводу же того, когда возникла религиозность у неандертальцев, сделан следующий вывод (коллоквиум в Музее ес¬те¬ственной истории (Нью-Йорк)): «появление (зарождение) у предков человека... религиоз¬ной мысли» про-изошло не позд¬нее, чем 350 тыс. лет тому назад (ашельский период); т.е. религиозными были уже древнейшие из неандертальцев Евразии, а к 175 тыс. до н.э. их верования должны были и как-то сформироваться, оформиться, обрести культово-мифологическую подоплеку, прой¬дя немалый путь развития (так, похоронная практика неандертальцев выс¬вечивает сущес¬твование у них концепции посмертного возрождения к новой земной жизни).
Итак, попытаемся (на материале пещеры Брюникель) выяснить, каким же богам поклонялись неандертальцы Европы того времени, для чего при рассмотрении артефактов воспользуемся методом сакральной символики (правомерность такого подхода обосно¬ва¬на сакральными особенностями (свойствами), которыми древний человек (изобразитель¬ным путём) наделял различные предметы).
Известно, что древнейшие антропоморф¬ные статуэтки Великой матери (найдены в Марокко) и датированы периодом 500-300 тыс. лет до н.э., а возраст женских фигурок с Голанских высот (Ханаан) - не менее 200 тыс. лет. И эти артефакты сви¬де¬тельствуют не только об акцентировании неандерталь¬цами приоритетного материнского (женского), начала, но и о антропоморфной персони¬фикации уже тогда образа Великой ма¬тери, о существовании её культа). При этом почитание богини-матери предполагает и веру в сущес¬твование её паредра - бога-отца.
Так,
| Помогли сайту Реклама Праздники |