Что? Куда? К чему конкретно
Применить свой вещий сон?
Для Ивана - безответно,
Не силён в разгадках он.
Памяти поэта? Слабо, не точно. Он выше, он жив. Поэт памяти – русской национальной памяти. Справедливо, память не может умереть. И он не умер, он жив памятью Народа. Таких героических и путеводных для Руси судеб немного: Пушкин, Тютчев, Лермонтов, Есенин, Маяковский. По их произведениям можно изучать историю Народа и Николай Мельников продолжил сей гордый ряд по праву. А что важно в жизни? Нет, ну вот ради чего мы все живём? Мне кажется, Николай это начал понимать с детства, благодаря семье и окружению. Он сохранил всем нам память, и нет ничего дороже для человека, любящего свою землю, чем память генетическая семьи и историческая, Родины. Это с молоком, оно либо есть, или нет, либо молоко иное... И по этому поводу придётся делать отступления, как не прискорбно. Нас скверно учили, стали учить ещё хуже. Но, неужели мы не видим сами, как частичке правды о Руси сложно пустить росток до сих пор? А десять лет назад, двадцать? Страна летела в катастрофу и, мало кто решился стать её летописцем в ту пору. Настоящим, не лукавым сказителем: вот Народ, что было, что есть и чем успокоитесь. Поэта памяти, Руси памяти, Народа памяти - Человеку с большой буквы - так родилось название в память пророка своего Отечества. И это не пафосно, это достойно его летописи.
Николай Алексеевич Мельников родился 6 марта 1966 года в селе Лысые Злынковского района Брянской области.
А за окошком Россия мелькала,
Снова мой путь - без конца и начала.
Как я люблю тебя! Если б ты знала!
«Проведение - не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик. Он видит общий ход вещей и выводит из оного глубокие предположения, подчас оправданные временем. Но не дано ему предвидеть СЛУЧАЯ - мощного, мгновенного орудия Проведения». (А. Пушкин)
А у поэта на Руси - Так довелось - недолги лета.
Мне тридцать. Господи, спаси!
(Н. Мельников)
Вы писатель? У Вас есть Нобелевская премия по литературе? Грамотного обмануть всегда легче и среди образованцев взращиваются ораторы особенно одарённые милостью извне. И потом, лжекороль далеко не голый, он одет «сноской» на лауреата. Безграмотного в деревне обмануть невозможно! Грамотного в городе запросто, он весь на «ссылках» и авторитетах, как в круге красных флажков. Чем больше привлекаешь лжеучителей в статейку, тем меньше мыслей позволяешь собственных. Не хватает места. Сорняк затмевает культуру - всё как в природе. Именно так выстроено образование. Авторитетов взращивают, а иных образованцев (сленг Солженицына), достаточно послать до античного Херодота, либо по сноскам летописей до первого современного «грека» и, они заблудятся...
Дай, Бог, чтоб милостию неба
Рассудок на Руси воскрес:
Он что-то, кажется, исчез!
(А. Пушкин).
«Я певец дребедени, Лишних мыслей, ломаных линий…». А это И. Бродский и мишура вокруг него и внутри его, что скроено под шапкой. И позвольте узнать: «Что ты вспашешь? Что накосишь? Не приучен ты пахать!». Отвечу себе сам, словами Мельникова из поэмы «Русский Крест». Разве можно сравнивать Бродского с Мельниковым? Давайте подумаем. Современники, каждый видел Россию из своего окна в мир. Можно ли убить правду? И «дребеденью», в том числе... Можно и с кем-то иным сравнить, но не каждый замахивался ставить себе памятник (от дребедени). А это зеркало и, кто как не памятник расскажет лучше о внутреннем содержании человека? Будут короткие отвлечения исключительно в поисках линии горизонта. Всем известно, что «небозем», он способен отдаляться и приближаться, в зависимости от того, на какой высоте расположены твои глаза. Только не все знают, что русский небозем заменила перспектива. Это и есть старинное русское значение загадочной линии, места условного схода неба и земли. Место встречи. Высотой памятника можно увидеть будущее, словно с пожарной каланчи первый дым Отечества. Увидеть, но не сказать, или затрубить, ударить во все колокола. Мельников и Пушкин не противоречат, дополняют, они понятны в акцентах. Их нельзя ставить рядом? Иногда это делать необходимо. Эпоха сама выбирает героев. А каждый из нас выбирает свою «каланчу», и он волен читать или не читать дальше. Истина проста: чтобы увидеть гору, надо отойти и большое видится с расстояния, а «стелить соломку» и «умнеть опосля» - всё это мы знаем не понаслышке.
Смотрите сами и вникайте: «На независимость Украины» было написано Бродским во времена Сахарова, когда Ельцин делил Русь, что ландшафт грифелем, а жизни – косой траву. Однако «На возвращение Крыма» особо не пророчествовал. Не тот уровень, тут плоскостью от «моря полуправд», его вздыбленный Пегас свалился в пропасть, и получилось - опять в войну. Небозём раскололся. О чём бы, провидение запада не посылало симптомы вскормленному глашатаю, хоть Возрождение, хоть Ренессанс, русским выпадает - война. Только так, и что немцу хорошо (им вдолбили), то русскому не очень. Однако смерть национальности не спрашивает, а все походы заканчиваются на истоке Дуная. Безызвестные могилы мальчишкам и памятники лжецам. Это закон. И отыскивает могилы павшим защитникам, сам Народ. Если с этой плоскости наблюдать, с закатной стороны, тогда да. Тогда и его, и других, можно было считать пророческим провидением. А авансом можно? Можно, можно и президенту зла за дело мира в мире и будущую демократию. Круг замкнут.
«Если же поэт - слабый, поэт-пустышка, причем сам себя считающий Великим - у того и проза будет - слабая!!». Владимир Данилин о Бродском: «Н. Мельников. Поставьте Памятник Деревне». http://www.stihi.ru/2011/05/25/5933
Вы уж, простите, продолжаю о нём, о «слабом». И.А. Бродский, «Я памятник воздвиг себе иной!»:
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной – лицом.
И грудь велосипедным колесом.
А ягодицы к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
Чего бы ни пришлось мне извинять, -
Я облик свой не стану изменять.
Когда же мы научимся различать постыдные облики? «Злое, тихое вторженье В душу русскую извне» (Мельников). Война, боль, кровь и слёзы, а мы о личных ягодицах? Что о любви к ландшафту... Латынь, не русское словцо, - не о земле и Руси печётся страдалец.
Россия это видела не раз,
Россия это знает не по книжкам,
И снова эшелоны на Кавказ,
И снова в пекло русские мальчишки.
Разве можно сравнивать Бродского с Мельниковым? Нужно. Чтобы понять, что Мельников это пирамида залитая солнцем, она сама из солнечных лучей, это Русь, это русская деревня и запах яблок. Чтобы понять, что деревня портит ландшафт, читайте других: «Я памятник воздвиг себе иной! И грудь... и ягодицы...» - и все признаки при нём, и до мельчайших подробностей, «облика неизменного», колесоподобного. Так он ещё и извинять кого-то будет? Нет, не будет, - «слабый» извинять Русь, испортившую ландшафт?.. Да и, лично мне его «извиняйте», не к чему. Что плевок сверху.
А Мельников другой уровень, ему не нужен памятник себе самому, от себя лично. Мельников это национальная идея, это честь и совесть Народа. Главное в его произведениях - памятник Народу:
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве...
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час.
Ему не было и 30, когда за свои стихотворения («Поставьте памятник деревне» и «Поле Куликово»), он стал первым лауреатом Всероссийской литературной премии имени поэта Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи...». И вот приходит просвещенье, и каждому в свой час видней. А. Ивантер:
С каждым годом всё проще становлюсь и светлей,
Ближе Бунин и Пушкин, дальше Бродский и Рейн...
Николай Алексеевич Мельников — русский поэт, актер, режиссер, член Союза писателей России с 1995 г. Жил и работал в Москве. В 1995 году за произведение «Поставьте памятник деревне» на совещании молодых писателей в Переделкино Николай Мельников был принят в Союз писателей России. В 1995—96 годы поэт создает своё самоё основное хрестоматийное произведение - поэму «Русский крест». Поэма о настоящем и грядущих судьбах России. Воистину, провидение, основанное на любви и знаниях:
Что мечталось – не случилось,
Что хотелось – не сбылось,
Что имелось – погубилось,
Пролетело, пронеслось...
«На мне стоит клеймо поэта...», и далее следует, почти предсказание...
24 мая 2006 года Николай Мельников был найден мертвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная (есть и неофициальная версия - убийство) причина смерти - сердечная недостаточность. Согласно завещанию, похоронен на кладбище родного села Лысые.
Именно про таких людей писал Ф. Виньон
Кто знает цену, строг к себе бывает.
Кто строг к себе, тот истинно велик!
Пушкин и Тютчев - пророки на Руси - цвета радуги после дождичка, спектр белого света от красного до фиолетового, от любви и жизни до цвета траура, - это наше всё. Это натурально, волшебно и празднично! Радуга и чистый воздух. Николай видел не просто подкову-семицветик, опирающуюся на землю. Он видел волшебный круг правды, полностью. Настолько высоки и глубоки одновременно, оказались его знания. Радуга обязательно должна уходить ниже. Настолько ниже, чтобы она была видна всем людям.
Сияньем радуги кольца
(в нимб ореола и венца),
Велик Язык и потому —
сберёг истории тропу!
А ещё есть тьма, усечённая пирамида и направленный прожектор. Помните программу «Прожектор перестройки»? Вот в эти годы он и погиб, душа отделилась позже. Попал под луч. Как попал Олесь Бузина сегодня. Тогда и сейчас, по устойчиво навязчивым брендам легко узнать стремления власти. Иногда и она не понимает, что творит, и пишет «Тотальный диктант» на Руси, и он войдёт в летопись уже другого провидца... Уметь бы различать, да понимать, кто крутит той призмой в преломление луча каждый раз, в нужную сторону...
Те, кто знаком с его стихами,
Твердили хором: - Он не с нами.
Есть место и Бродскому в поэзии. М. Цветаева не любила Чехова - кстати и, Мандельштам с Ахматовой не любили - они его понимали, потому и не любили - Вьюн не пользовался кредитами и выжил, как бы его мужики не пороли... А мальчик Ваня просился обратно в деревню к дедушке. По ним легче различать, добро от зла: смотришь на «Чудо Георгия о Змие», и понимаешь где они. Смиренно уползающие, на поводке. Смиренно, ли? Все русские поэты, любившие жизнь и судьба их, - словно под копирку - наводит на размышление... Разве можно победить солнечный свет? Настоящее мы всегда чуем по запаху молока матери и находим даже в потёмках.
Слова Николая, посвящённые матери, неразрывны с Россией, и весь путь его - это выстраданный жизнью и смертью подвиг:
А за окошком Россия мелькала,
Снова мой путь - без конца и начала.
Как я люблю тебя! Если б ты знала!
Кроме Николая, в семье Алексея Харитоновича и Раисы Фёдоровны росли ещё две дочери - Валентина и Наталья. (Сайт «Русская народная линия» http://ruskline.ru/analitika/2011/01/25/put_i_krest_nikolaya_melnikova). Отец Николая был очень любознательным и разносторонним человеком, сплачивал вокруг себя талантливых односельчан, был очень музыкален, как и его супруга. Поэтому не случайно, что в их семье постоянно звучала
Начало рассказа:
От Пальмиры в никуда http://www.chitalnya.ru/work/1681728/
Николай Алексеевич Мельников
Поэт, режиссер, лауреат литературной премии имени А.Фатьянова.
Провидец.
небозём -самое волшебное место, при чём в разные периоды, оно иное...и,
с каким уважением, Вы пишите о русском поэте, даже некоторой нежностью. С удовольствием прочитала, это, когда читаешь долго, смакуешь написанное о поэте, Николае Мельникове.