Дети сидели на лавочке около спортивной площадки. Они уже наигрались, набегались, теперь вспоминают прошедший день.
– Какой необыкновенный вчера день был, – сказала Таня.
– Да, мы познакомились с Шишкуном, – отозвался Ваня.
– Какой он забавный! – воскликнула девочка.
– И терпеливый, – добавил мальчик. – Он запросто мог нас напугать, но не сделал этого. А мы его обидели.
– Он добрый и простил нас, – сказала Таня. – Хорошо иметь таких знакомых. Он вчера нам так много показал в лесу красивых мест.
– Мне больше всего понравилась земляничная поляна, – Ваня облизнулся, вспоминая аромат душистых ягод.
– Я раньше не была в чаще леса, – сказала Таня. – Какие там высокие деревья! А цветы?! Они мне во сне даже приснились. Раньше я думала, что такая красота бывает только в ботаническом саду*.
– Где, где? – переспросил брат.
– Не помнишь, мы ездили в большой сад, где растут необыкновенные растения со всего мира?
– Да, что-то припоминаю.
Дети посмотрели друг на друга, настроение у них испортилось, когда они вспомнили родителей. Как они скучали по ним!
– А помнишь, как мы радовались, когда оставались одни? – спросила Таня. – Ведь можно было наиграться, набаловаться вволю – никто не одёргивал, никто не ругал.
– Да, помню. А теперь я бы с удовольствием слушал сказки бабушки, наставления отца и упрёки мамы. Они хотели, чтобы мы стали умными и добрыми, а нам казалось, что все к нам придираются.
– Точно! – вздохнула Таня.
Дети вновь замолчали, вспоминая дни, которые раньше казались унылыми и однообразными, а теперь – наполненными радостью общения с близкими.
– Слушай, а родные, наверное, волнуются. Мы же исчезли.
– Я спросила об этом у принцесс. Они сказали, что всё в порядке в нашем мире.
Подбежал Бобик, преследуя бабочку с яркими крылышками.
– Что, малыш, нелегко тебе ловить насекомых, ведь у них крылья? – крикнул Ваня.
Щенок подбежал к хозяевам и радостно залаял.
– Нет уж, Бобик, говори на человеческом языке, ведь можешь, – пожурила щенка девочка.
– Они так-кие кр-рас-сивые, – пролаял Бобик.
– А почему ты раньше не говорил с нами? – поинтересовался Ваня.
– Моя пасть не предназначена для человеческой речи, говорить трудно, – сказал щенок. – Я понимал вас, но не решался завести разговор: а вдруг мне нельзя было, вот и молчал до вчерашнего дня. А когда заговорил Шишкун, понял, что и я могу говорить.
– Расскажи, что тебе нравится больше всего, – попросила Таня. – Может, мы обижали тебя.
– Вы были такие весёлые, что я не помню обид, – щенок завилял хвостиком.
– Извини, если мы были невнимательны, – прошептал мальчик.
– Нор-р-р-маль-н-но всё, – щенок нетерпеливо посмотрел на цветок, где сидела его старая знакомая, весело помахивающая пёстрыми крылышками.
– Беги, беги, – засмеялись дети.
Таня встала и направилась в сторону лужайки, заросшей одуванчиками, Ваня присоединился к сестре.
И вот они уже сидят на травке. Таня плетёт венки из солнечных цветов, Ваня следит за кузнечиками и рассматривает стрекоз. Насекомые не боялись детей, смело садились не только на цветы, росшие рядом, но и на их ладошки.
Незаметно пролетело время. Солнце клонилось к зениту, но было ещё жарко.
Вдруг раздался тревожный лай щенка. Дети уже научились определять настроение друга по его голосу.
Бобик подбежал и загавкал, видно, очень волновался и забыл все слова.
–Успокойся! – Ваня присел и погладил друга. Щенок закрыл глаза и высунул язык. Прошло несколько минут.
– Шишкун расстроен.
– Что случилось? – дети вскочили и повернулись в сторону леса.
– Что-то произошло с бельчонком.
– Где они – показывай, – Ваня решительно взмахнул рукой.
Бобик засеменил, затем побежал, дети не отставали.
Выбежали на знакомую поляну в чаще леса. Здесь на высокой ёлке сидел маленький бельчонок, рядом стоял еловый лев. Он взволнованно поглядывал на Рыжика.
– Что с ним? – закричал Ваня, едва дети поравнялись с Шишкуном.
– Голодный, – прорычал воспитатель.
– Как голодный?! – воскликнула Таня. – Вон сколько шишек на ёлке. В них же вкусные орешки, которые любят все бельчата.
В ответ на реплику девочки Рыжик протянул лапку к шишке, но не смог её сорвать, даже не дотронулся. Шишка переместилась на другую ветку.
– Вот так целый день, – проговорил Шишкун.
– Да, плохо, – сочувственно вздохнула Таня. – Голодать малыши не должны. А где его мама?
Тут же рядом с бельчонком появилась взрослая белка, видимо, мама малютки.
Она попробовала сорвать шишку, но и у неё ничего не получилось.
– Давайте подумаем, что мы можем сделать, – предложил Ваня.
– Я думаю, правило вспомнить надо, – сказала Таня.
– Точно! – обрадовался Ваня. – В слове «шишки» сочетание «ши» пишется с буквой «и», хотя согласный звук (ш) всегда твёрдый.
Звуковички появились на ёлке и составили слово. Рядом метались буквы. Они то пристраивались под звуковичками, то менялись местами. Буква «ы» хотела встать после «ш», но буква «и» её опередила. «И» не стала спорить, вспомнив правило: жи-ши всегда пиши с буквой «и».
– Видимо, здесь буквы будут не такие, какие слышатся звуки,– произнесла Таня, протягивая ладошку к ветке.
Буквы оказались тут же на её руке. Они замерли в ожидании.
– Слышится (шышк;и), а писать «шишки» или «шижки», – задумалась девочка.
– Молодец, сестрёнка! – воскликнул Ваня.– Думаю, это новое правило.
– Правило, правило! – запищали звуковички.
– Какое же правило? – Таня растерянно посмотрела на брата.– Раньше нам правила принцессы объясняли.
– Как видно, теперь мы сами должны сообразить, – высказал мысль мальчик.
– Давай думать, – предложила Таня.
– Давай! – согласился Ваня.
– Много, много! – запели звуковички. – Один-много, большой-маленький.
– О чём это они? – удивился мальчик.
– Что-то пытаются они сказать…
Девочка села в траву, продолжая держать буквы на ладошке.
– Один – много… Шишка – шишки.… Непонятно, – стала рассуждать Таня.
– Большой – маленький… как про шишки сказать?
– Шишка – шишечка, – подсказал Ваня.
– Точно, – обрадовалась сестра подсказке брата. – Здесь ясно слышится буква «ша». Орешки – орешек – тоже буква «ша».
Буквы подпрыгнули и составили слово «шишки» и «орешки». Тотчас шишки на ёлке зашевелились и стали расти, превратившись в большие плоды.
– Смотри! Смотри! – закричал Ваня.
Таня оглянулась. Бельчонок сорвал шишку и стал вынимать из неё орешки зубами.
– Получилось! Получилось! – запрыгали от радости дети.
Вдруг послышался треск и визг бельчонка. Дети остановились. Раздался громкий плач.
– Что с тобой? – подбежал мальчик к дереву. Бельчонок ничего не говорил, только прижал лапку ко рту.
– Зубы, зубы, – пропели звуковички, а буквы вновь заметались по всему дереву.
– Ясно! – произнёс Ваня, присаживая рядом с сестрой.
– Что тебе ясно? – спросила Таня.
– Бельчонок поторопился и повредил зубы.
– Что же делать? Ему же больно, а врачей здесь нет!
– Как что? Лечить с помощью правил, – ответил Ваня.
– Попробуем…– Девочка задумалась на минутку.
– Зуб-зубы.
– Зубки-зубок, – продолжил мальчик.
– Теперь понятно, как пишется это слово, – сказала Таня.
– Как же? – поинтересовался Ваня.
– Здесь слышится звук (п), а буква пишется «б».
– Сейчас посмотрим, права ли ты.
Дети оглянулись. На ёлке бельчонок ловко доставал и грыз орешки, жмурясь от удовольствия.
– Ура! – закричали дети.
– Спасибо! – послышался громкий голос. Это еловый лев подошёл к детям.
– Молодцы! Гав! Гав! Гав! – пролаял Бобик.
Дети улыбнулись, посмотрели друг на друга и побежали к домику.
Принцессы ждали их около беседки.
– Вы становитесь всё серьёзнее и умнее, – сказала Письма.
– А мне нравится ваше трудолюбие, – продолжила Уста.
Брат с сестрой зарделись от похвалы.
– Присаживайтесь, – поторопила Уста, а то скоро ночь.
– Сегодня вы самостоятельно определили ещё одно правило грамматики. Про какие буквы оно? – обратилась к детям Письма, когда они уселись за парту.
– Про согласные буквы, – ответил Ваня.
– Парные согласные, – добавила Таня.
– Правильно, – подтвердила принцесса. – Звучит оно так: парные согласные на конце или в середине слова надо проверять, для этого подбирается проверочное слово, так, чтобы после согласного шёл гласный.
– Зуб – зубы, орешки – орешек, шишки – шишечка, – добавила Уста и спросила: – Какие ещё слова знаете на это правило?
Дети огляделись.
– Дуб – дубы, – сказал Ваня.
– Сад –сады, – сказала Таня.
– Это правило запомните на всю жизнь, оно часто встречается, – сказала Уста.
– А теперь ужинать и спать! – приказала Письма.
___________________
*Ботанический сад — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются и изучаются растения разных частей света и различных климатических зон.
| Помогли сайту Реклама Праздники |