Я не буду много и долго рассказывать о социализме и капитализме.
Хотя в своём повествовании иногда придётся упомянуть и ту, и другую формацию.
Речь пойдёт о человеческом обществе в общем и целом.
Как говорят, социализм и, как его следствие, коммунизм, - идеал, фикция, недостижимая мечта идеалистов в розовых очках, заблудившихся в заоблачных мечтах.
Как утверждают, капитализм и, как его следствие, империализм, - реальность, соответствующая человеческой натуре, завистливой и стяжательной.
В том или ином явлении, обществе, общественном устройстве всегда можно выделить и хорошие черты, и плохие.
Так как любое общество – скопление разных людей с различными взглядами, с разнообразными жизненными принципами и позициями, то нужно всего лишь понять, что хорошо для всех и что плохо также для всех, чтобы суметь выделить общие критерии общественного устройства.
Это достаточно проблематично и в то же время достаточно легко сделать, основываясь на некоем усреднении, то есть, если мы будем рассматривать фиктивного среднего человека.
Средняя мораль, средняя нравственность.
Так часто поступают, например, при определении размера потребительской корзины и, как следствие, «оптимальной» величины пенсий, пособий, зарплат и прочего довольствия.
Оптимальной величины с точки зрения чего и кого?
В данном вопросе у всех единая точка зрения: чем больше, тем лучше.
Но тот, кто считает, обычно, на себя не примеряет.
Могу предложить модель, каким образом отказаться от усреднения и одновременно соблюсти паритет.
Судить о потребностях и запросах следует следующим образом.
Поскольку без управления, персонального или коллегиального, не обходится ни одно государство, ни одно общественное устройство, то всё сосчитанное и законодательно изданное было бы неплохо сосчитать и издать сначала для себя тем персонам, кто берётся считать, управлять, устанавливать законы и прочее, и постараться сделать так, чтобы, не обижая в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ других, постараться не обидеть ВО ВТОРУЮ очередь себя.
Равенство, которое все так не любят?
Интересно, а куда же от равенства деться?
Нормы потребления, расход калорий и прочие критерии естественной физиологической жизни с большой степенью точности практически одинаковы для каждой возрастной группы, группы половой принадлежности, степени трудовых энергетических затрат и прочего…эстетические запросы не следует сбрасывать со счетов, лишь бы они не были извращением.
Что свыше этих естественных запросов, является излишками.
МЫ ВСЕ РАВНОПРАВНЫ ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ.
То есть сначала – законы для руководителей, а уже после такие же аналогичные законы для населения.
Корзина для тех, кто высоко, а потом такая же корзина для тех, кто низко.
Или наоборот.
Не помню точно где, кажется в Древнем Риме, каждый сенатор, предлагающий закон, добровольно доверял свою голову в петле и куску мыла. При непринятии закона участь его была предрешена. Отпадали законы, которые не учитывали и не состыковали все точки зрения.
Закон – консенсус различных точек зрения. Но в нашем мире законы подстраивают под одномоментные интересы правящей верхушки.
Нужно народ прижать и избавиться от «лишних» работников производств, в Трудовой кодекс вносится поправка о переводе на контрактную основу, причём – на срочные контракты, в отличие от бессрочных, по которым работали некогда в СССР. На процесс увольнения – три дня и без выходного пособия.
Увидели, что люди, не согласные с тюремными условиями работы на предприятиях и с тупыми руководителями-неспециалистами, назначенными сверху, стали разбегаться с производств, и этот процесс нужно бы затормозить, вносят в кодекс различные ухищрения, чтобы человеку вставить побольше палок в колёса, превратив процесс увольнения в адскую процедуру с угрозами дать отрицательную характеристику и, естественно, без выходного пособия…
Но ведь точек зрения много, укажете мне вы, читатели.
Много, но человеческие ценности едины, и чтобы быть. А не слыть законодателями, нужно уметь их объединять воедино: и точки зрения, и ценности, свои и чужие. Прежде всего чужие.
А для этого см. выше : примерять на других граждан государства свои требования к своему уровню жизни.
Компромисс, на который опять-таки никто добровольно и по собственной инициативе идти не любит (о совмещении полярных точек зрения см. ниже).
Пример.
Оплата ночных смен.
Пусть же те, кто устанавливает их оплату или те, кто свыше диктует именно такой размер оплаты ночных смен, установит их в таком размере, который они предназначили бы сами себе в случае именно их работы по ночам.
Во сколько оценят своё желание спокойно спать по ночам, а не пахать на конвейере 12 часов…
Вот для это никто и не готов.
Как же человек может поступиться своими интересами в пользу интересов других? В страшном сне о таком никто не помышляет, тем более в реальности.
Почему? Потому что мы живём и стремимся не к капитализму, не к коммунизму, не к социализму, а к обществу несознательных людей.
Для того, чтобы понять общественное устройство, характеризуемое термином – общество сознательных людей, рассмотрим сначала, что же такое общество несознательных людей.
Итак.
Общество несознательных людей.
Каждый сам за себя – и в горе, и в радости.
За себя отдыхает, на себя трудится (конечно не на себя, но об этом как-то забывается), всё проедает и жалуется, что мало съел, у соседа пузо побольше будет…Если бы размер живота и жировых отложений являлся мерилом благополучия и здоровья…извращённые представления… Но у некоторых народностей, в некоторых семьях именно так и считается.
Полное равнодушие ко всему происходящему в надежде отсидеться с краю во всех областях жизни общества. Это можно было бы назвать боязнью потерять те малые крохи, которые многие привыкли собирать у подножия колоссов.
Ладно, пусть так - боимся, одновременно – завидуем и ещё одновременней – пытаемся вырвать кусочек у соседа, кусочек спокойствия. Кусочек - обвес, обсчёт в магазинах, бытовое хамство, кляузы и палки в колёса соседей, прохожих, сослуживцев, которые по большому счёту ни в чём перед нами не виноваты.
Есть хорошая пословица: «Позавидовали нищему, что новая торба» .
Вот так и завидуем друг другу.
У одного в огороде капуста уродилась, но неурожай картошки. Так вот он завидует соседу с урожаем картошки, не видя своих преимуществ и своей выгоды в собственном урожае.
Можно завидовать чьему-то богатству, не помышляя о том, что его обладатель имеет физический дефект и всё своё богатство променял бы на нищее здоровое существование. Зная, что это не реально, последний начинает зло завидовать первому, вымещая злость всеми доступными путями на здоровом и нищем.
Первый - завидовать второму, не зная о его проблемах и желаниях.
Причин для зависти нет, а каждая сторона находит повод.
На деле – беспричинный.
Но не хочет или не может это понять.
Вот такие несостыковки. Каждый не хочет взглянуть на мир глазами другого человека, не хочет искать выгоду в собственном положении.
Вымещать злость на таких же простых людях – есть показатель несознательности, царящей в умах людей из-за неумения извлекать пользу, которую человек может и должен увидеть и извлечь из свой личной жизненной ситуации.
Плоха та танцовщица кордебалета, которая не стремилась бы стать примой.
Но совершенствуясь, кордебалет забывает, что прима тоже совершенствуется, а все не могут играть главную роль.
Довольствоваться вторым-третьим планом очень сложно. Под силу только сильным личностям.
Всеми силами и средствами лезть в первые ряды –признак слабой, несознательной натуры.
Из всего выше сказанного закономерно следует вопрос.
Возможно ли ощущать себя не в первых рядах, но одновременно быть там с чувством собственного достоинства?
Конечно, было бы желание.
Но где отыскать желание?
Дети настолько же одиозны, как и их родители.
Возможно ли воспитать сознательную личность в данных условиях?
Возможно.
Но сначала – осознание фатальной необходимости жить в обществе сознательных людей.
Только тогда, когда каждый человек осознает и через себя пронесёт ту позицию, что можно и должно получать удовольствие для себя (я даже особо подчеркну ДЛЯ СЕБЯ, потому что не к этому ли стремится каждый человек и не это ли является целью жизни каждого?), от танца в кордебалете, от жизни на втором плане.
И доставить этим удовольствие лично себе, а не зрителям.
Ещё один аспект стремления в первые ряды.
Быть лучше (хотя бы фиктивно) в сравнении с другими. Заявить об этом во всеуслышание. Иначе никто не заметит, что ты лучше.
Бывают лучшие пиарщики типа Малевича, а бывают очень-очень даровитые таланты, типа бомжика Васи, которому из чувства сострадания руководство ТЭЦ позволяет ночевать в подсобном помещении, и чьи картины украшают все кабинеты предприятия, и не только кабинеты…и чьи картины, само собой разумеется, в отличие от чёрного квадрата и других картин уровня десятилетнего ребёнка, имеют большую значимость – жаль только, что их не увидит широкая публика.
Многие считают, что собой могут доставить удовольствие другим. (Не для того ли желание быть первым и лучшим, чтобы бравировать перед другими?)
И на этой волне и зависть и всё то, что вытекает из неё.
Большим животом можно гордиться, только если его кто-то увидит. Самому-то тяжело, однако…
Все забывают, что каждый человек основную, большую, часть времени думает о себе.
Подчас женщина, красиво убранная для похода в театр, получив удовольствие от представления (это естественно), одновременно подсознательно до и после спектакля хочет доставить собой удовольствие окружающим (это тоже естественно).
Что сильней перевешивает в душе у каждого, не мне вам рассказывать.
Таких примеров можно привести массу, аналогичные ситуации встречаются повсюду и с каждым человеком.
Каждый думает прежде всего о себе, а потом уже обо всём окружающем мире. С одной стороны, это естественный процесс ощущения собственного Я. Поэтому, с другой стороны, настолько же неестественно кажется думать о других.
Мы думаем каждый о себе одинаково по продолжительности и по значимости с погрешностью, не превышающей пяти - десяти процентов на экстраординарные, чрезвычайные ситуации.
Исключение – матери детей, и то до определённого возраста, и то, к сожалению, – не все.
Но без любви к себе не обойтись. Пусть она уйдёт на задний план, пусть её функция заключается в самодостаточности, в здоровом чувстве собственного достоинства и в умении, а главное, в желании дарить её окружающим.
Человек, как всегда, забывает, а может не знает, что связан с другими людьми энергетическими каналами.
И даря любовь, мы получаем её стократно приумноженной, чтобы даря её снова и снова, приумножать прекрасное чувство, нарушая этим процессом закон сохранения энергии.
Хочется особо остановиться на проблеме совмещении полярных точек зрения.
Убедить в необходимости соблюдать нормы сознательного поведения достаточно сложно, потому что нужно одновременно состыковать на первый взгляд несовместимые вещи:
- думая о себе, понять, что таким же образом ты должен думать о других– думая о других,
| Помогли сайту Реклама Праздники |