Когда преподаватель вошёл в аудиторию, всего лишь трое студентов, Николай, Ольга и Виктор, сидели за передними партами. Заметив учителя, студенты обернулись и немного удивились тому, что вошедший нёс в руках коробку апельсинового сока и несколько пластиковых стаканчиков.
- Хорошо, что вас немного собралось, а то я боялся, что стаканчиков на всех не хватит, - торопливо начал преподаватель.
Студенты молча переглянулись.
- Итак, это занятие у нас факультативное, поэтому предлагаю провести его… так сказать, немного в неформальной обстановке.
Поставив перед каждым студентом по стаканчику, учитель открыл коробку сока и наполнил им до краев все три пластиковых сосуда.
- Давайте начнём наш семинар с маленькой трапезы. Не переживайте, это обычный апельсиновый сок, который продаётся в ближайшем продуктовом магазине. Угощайтесь.
- Спасибо, - невпопад ответили студенты, взявшись каждый за свой стаканчик.
- Итак…, - снова повторил преподаватель, присаживаясь за свой стол, - уверен, что вы уже осведомлены благодаря расписанию, что тема нашего факультативного занятия - "Путь к счастью".
После этих слов, он поднял глаза на студентов и заметил, что каждый уже отпил почти половину своего стаканчика сока.
- Ну… как вам сок?
- Неплохо. Очень вкусно. Освежает, - ответили студенты.
- Да, кстати, это не натуральный сок, а просто вода, смешанная с различными химическими добавками, вроде всяких красителей, ароматизаторов и так далее…
Студенты замерли. Они явно не ожидали услышать это. Ольга и Николай поморщились, словно проглотили червяка, в то время как Виктор просто улыбнулся.
- Можно, я не буду больше пить этот сок, - нарушила неловкую паузу Ольга и поставила стаканчик на свою парту.
- Конечно, можно, - ответил учитель и внимательно посмотрел на парней, - ну а вы, джентельмены… как поступите?
- Я, пожалуй, допью, - улыбаясь, ответил Виктор и опрокинул остатки сока себе в рот.
Николай, продолжая брезгливо морщиться, сделал ещё пару глотков и, недопив до конца, поставил стакан на стол.
Преподаватель торжественно улыбнулся.
- Так вот, господа студенты, а теперь представьте, что апельсиновый сок - это ваша жизнь. Между этим соком и вашей жизнью есть много общего. Например, и сок, и ваша жизнь были вам подарены, то есть, даны бесплатно, безвозмездно. Во-вторых, и сок, и ваша жизнь изначально представлялись вам как нечто довольно приятное, сладкое, вкусное. Будучи детьми, вы смотрели на жизнь как на бесконечный источник радости и веселья. Но потом, где-то ближе к середине вашей жизни, для кого-то может даже гораздо раньше, вы узнаёте и осознаёте то, что всё не так идеально, как вам бы того хотелось. Вы не просто узнаёте, а всецело понимаете, что, действительно, сок - не натуральный, а жизнь - не бесконечный источник радости и веселья, а даже скорее наоборот, долгий и мучительный источник проблем и неприятностей.
Студенты от удивления открыли рты. Каждый взглянул на свой стаканчик: Ольга - испуганно, Николай - с необъяснимой грустью и тоской, а Виктор - с неизменной и немного нагловатой улыбкой.
- В связи с этим, - продолжил учитель, - можно сделать простой вывод, что если вы поступите со своей жизнью точно также, как с этим соком, то Ольга в возрасте примерно 30 - 35 лет покончит жизнь самоубийством, Николай умрёт немного позже от мучительной болезни, вызванной депрессией или каким-нибудь другим психическим расстройством, а Виктор проживёт долгую, полноценную и счастливую жизнь.
Эти слова ввергли студентов в короткое оцепенение, после чего Ольга изобразила на лице выражение крайнего недовольства.
- А может, вам не стоило говорить нам о том, что это не сок, а всего лишь вода с химикатами, а?! - вырвалось у недовольной такими выводами студентки.
Преподаватель, слегка улыбнувшись, вздохнул, словно ожидая подобный вопрос.
- Во-первых, это было бы нечестно с моей стороны, а во-вторых, в этом - суть эксперимента. В своей жизни вам, так или иначе, придётся столкнуться с неким разочарованием. В жизни каждого человека наступает такой момент… своего рода кризис.
- Но если всё-таки не говорить…, - перебила Ольга.
- Не говорить?! - возмущённо поднял брови учитель, - а вы представьте себе сорокалетнего мужчину, который думает, что его жизнь - это одна большая сказка, где он - супергерой, а на Новый Год Дед Мороз принесёт ему подарки за то, что он весь год вёл себя хорошо. Вот вам пример человека, которому ничего не сказали.
Ольга смущённо опустила глаза.
- Или вы хотите, чтобы человек убегал от осознания несовершенства этой жизни?! Закрыл глаза и уши и заперся в своей комнате до конца жизни?! Если не говорить, человек сам узнает. А если он и сам не станет узнавать, то он не сможет жить нормальной жизнью в обществе. Поймите, что узнать о несовершенстве нашей жизни - это не плохо, и не столько даже хорошо, сколько необходимо нам для… так сказать, дальнейшего адекватного существования.
- Тогда объясните мне, - перебил вдруг Николай, - почему это я умру из-за депрессии или какого-то психического расстройства?
- А вы вспомните, Николай, с каким наслаждением вы пили сок до того, как узнали о его ненатуральности и с каким отвращением продолжили его пить после.
- А что, я должен был наслаждаться химией?
- Я вам отвечу на этот вопрос чуть позже. Смотрите, когда в жизни человека наступает такой момент, его называют по-разному, чаще всего - кризис среднего возраста, но мне больше нравится слово "разочарование", так вот, когда в жизни человека наступает разочарование, у него есть три выхода. Первый - покончить жизнь самоубийством, - сказав это, преподаватель кивнул в сторону смущённой Ольги, - второй - продолжить жить, но испытывая к ней, к самой жизни, отвращение, осознавая её несовершенство, переживая это осознание, что неизменно ведёт к депрессии, недовольству всем вокруг, раздражению, а, следовательно, к несчастью и ухудшению здоровья. И, наконец, третий выход, - учитель улыбнулся и перевёл довольный взгляд на Виктора, - с прежним удовольствием и наслаждением допить жизнь до конца. Виктор, вам понравился сок?
- Да, отличный.
- А почему вы продолжили пить его с прежним удовольствием после того, как я сказал, что это всего лишь вода с химикатами?
- Ну… мне трудно это объяснить. Я, вроде как, смирился с этим.
Преподаватель слегка покачал головой и обратился ко всем троим.
- Смиряются с поражением. Но разочарование - это не поражение. Разве можно назвать поражением тот факт, что вы узнали правду? Нет. "Смирился" - это неподходящее здесь слово. Скорее - "принял", "воспринял как данность".
Преподаватель встал из-за стола и сложил руки, словно собираясь сказать заключительную речь.
- Господа студенты, разочарование неизбежно. Но разве мы должны из-за этого портить нашу жизнь? Ведь она, как этот сок, была подарена нам для наслаждения. И есть вещи, которые мы не в силах изменить. Мы не можем сделать из химии натуральный сок, также как мы не можем изменить нашу жизнь таким образом, чтобы в ней не возникало проблем, неприятностей, несправедливостей, горя и разочарований. Так зачем тогда переживать из-за этого? Но мы можем принять жизнь такой, какая она есть, и продолжать наслаждаться ею. Вот оно - высшее искусство, обретение контроля над своим здоровьем, чувствами, эмоциями, уверенный шаг вперёд и прямой путь к счастью! И, отвечая на ваш вопрос, Николай, должны ли вы были наслаждаться водой с химикатами - я отвечу так: если хотите прожить долгую счастливую жизнь, Николай, - у вас нет другого выбора. Наслаждайтесь тем, что у вас есть, несмотря ни на что. Знать и принять - вот что нам нужно. Запомните, дорогие друзья: счастлив тот, кто сумеет с большим удовольствием допить эту жизнь до конца. Спасибо вам за внимание, вы - свободны.
- До свидания, - улыбнувшись, ответили студенты и вышли из аудитории.
| Помогли сайту Реклама Праздники |