Седьмое марта ярко светило солнце. Алёнка возвращалась домой из школы. Настроение было, честно говоря, не очень хорошее. Перед уроками мальчишки-одноклассники забаррикадировались, не впускали девчонок. Наконец можно войти. Оказывается, парни сделали девочкам сюрприз. На каждой девчоночьей парте стоял подарок - жирный пластмассовый тонкошеий лебедь. Алёнка хотела взять своего лебедя, чтобы рассмотреть поближе, но почувствовала, что её руки оказались испачканными чем-то мерзким, липким и осклизлым.
Очевидно, кто-то из "рыцарей"-одноклассников высморкался на Алёнкину парту возле лебедя. Алёна знала, что "этот" пристально следит за ней, в надежде увидеть слёзы на её глазах, бешенство, обиду - реакцию, которая могла бы порадовать и доставить мелкое подлое удовольствие, но она и глазом не моргнула, просто вытерла руки и парту носовым платком, вышла в туалет, выбросила платочек в мусорку, тщательно вымыла руки и вернулась в класс. Казалось, никто ничего не заметил, ничего не сказал. Алёне оставалось лишь догадываться кто совершил этот мерзкий поступок.
Мальчишки её не любили, и она отвечала им взаимностью. Алёнка никогда не понимала рано созревших одноклассниц, некоторые из которых уже начали подкрашивать губы, глаза и ногти, носили запрещённые серёжки и босоножки "на скале". Надо сказать, что школьные годы Алёнки пришлись на время, именуемое сейчас "брежневский застой" - дефицит всего в магазинах, лицемерные лозунги и фальшивые праздники. Таким был и праздник женщин - восьмое марта, придуманный соратницей Ленина - Кларой Цеткин.
Алёнке было грустно, хоть и не была ещё женщиной, и, казалось, не имела права на поздравления и подарки к Женскому дню. Конечно, она была типичным "ботаником" - много читала самой разнообразной литературы, была записана сразу в несколько библиотек. Чтение было для неё убежищем от мира, жестокость которого она ещё не успела ощутить в полной мере, но, очевидно, уже предчувствовала своим ещё незрелым даром предвидения.
Как типичный интроверт, она страшно уставала от общения с людьми, поэтому, придя домой после школы, садилась на папину тахту, даже не раздевшись. Просто замирала и сидела, медитируя до прихода родителей. Школа высасывала, опустошала, полностью лишала энергии.
Алёнка не ждала ничего особенного от будущего, не мечтала, не хотела "стать взрослой", как большинство её одноклассников.
Нельзя сказать, что домашние задания, учёба давались ей с трудом, но, она была посредственной ученицей, хоть однажды, в шестом классе была четверть, когда в графе "отметки за четверть" стояли одни "пятёрки".
Как она понимала уже тогда, в подростковом возрасте, она не обладала честолюбием, необходимым тому, кто хочет чего-то добиться во взрослой жизни.
Хотя, Алёнка без особого труда, могла бы учиться отлично, её привлекало другое - искусство просто сводило с ума. Она могла часами разглядывать старинные картины, выставленные в местном художественном музее.
Почему-то, когда Алёна ходила на экспозиции современных художников, она смотрела с удовольствием, но не чувствовала того трепета, который был обязательным, когда она видела работы художников девятнадцатого века - Маковского, Брюллова, Крамского, Перова.
Как она мечтала однажды посетить Русский музей, Эрмитаж в Ленинграде, Третьяковку, Пушкинский в Москве!
Как описать это чувство, когда сердце трепещет и сладостно сжимается, словно душа встречается с чем-то бесконечно близким и родным!
Она была довольно странным подростком, и, естественно, не вызывала симпатии у одноклассников, особенно мальчишек.
Её женственность так и не проснулась, желания нравиться мальчишкам не было. Скорее всего, это было связано с замедленным физическим и психическим развитием. Она не понимала первых страстей, уже начинавших разгораться среди ровесников. Эротические переживания ограничивались мечтами о прекрасном принце, либо пирате, похожем на героя романтических фильмов...
Итак, седьмого марта Алёнка шла из школы, и хоть настроение было испорчено физиологическими испражнениями пока ещё неизвестного ей мерзавца, она была достаточно бодра, и ей не хотелось возвращаться в жарко натопленную квартиру.
Алёнка решила побаловать себя десертом духовным - ноги сами понесли её в художественный музей.
Возле музея стояла небольшая очередь. Оказалось, открылась новая экспозиция - выставка картин из Третьяковской галереи.
Первая же картина, которая привлекла Алёнкино внимание, был "Неравный брак" Пукирева, которую она уже много раз видела в репродукциях - в учебниках, в журналах; но когда открыла для себя оригинал, была потрясена.
Алёна увидела в невесте себя - ровесница, девушка, почти ребёнок, в полуобморочном состоянии, в бесконечно красивом кружевном венчальном платье. Но лицо, опухшие заплаканные глаза выдавали жертву... Жертвоприношение... и жертвой была эта прекрасная юная невеста, безжалостная судьба отдавала её этому дракону в человеческом обличье - старому морщинистому господину, одетому парадный мундир со звездой, со взглядом лицемера, ханжи, скупца...
Конечно, на выставке было много других прекрасных картин, но мысли о "Неравном браке" не оставляли Алёнку. Мелкая пакость, преподнесенная ей сегодня как-то потускнела и перестала волновать; теперь всё внимание было сосредоточено на картине.
Юная прекрасная невеста, дряхлый жених, старенький сгорбленный священник, дрожащей рукой благословляющий неравный брак. Кажется, его седая голова низко склоняется от стыда за то, что он принимает на свою душу грех сопричастия в преступном сговоре.
Вдруг Алёнка заметила фигуру мужчины-шафера, стоящего сзади невесты. Всё его существо протестовало. Лицо, полное угрюмой скорби и тоски излучало такую нестерпимую боль, что этот персонаж второго плана выходил на авансцену картины и привлекал внимание не меньше, чем основные герои.
"Этот человек влюблён в невесту!" - вихрем пронеслось в голове. "Что же будет? Неужели он спокойно отдаст свою любимую в костлявые руки старца?"
Картина заинтриговала Алёнку настолько, что она тут же отправилась в библиотеку, расположенную недалеко от музея. Открыв энциклопедию на странице, посвящённой творчеству художника Василия Владимировича Пукирева, Алёнка прочла, что картина "Неравный брак" была написана по следам душевной драмы, случившейся с другом художника - молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, влюблённым в свою ровесницу - 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты посчитали, что не имеющий достаточного веса в обществе, жених не сможет достойно содержать их дочь, и предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире Андрея Александровича Карзинкина. В силу сложившихся обстоятельств (сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова - Николаем), Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, в качестве шафера. Конечно же, Андрей Александрович Карзинкин не имел ничего общего с отвратительным старцем, изображённым на картине Пукирева. Он был довольно симпатичным, да и старше невесты всего лишь на тринадцать лет. Но, вполне вероятно, что такая разница в возрасте казалась отвергнутому влюблённому сверхъестественной.
Как и всякий художник, Пукирев, чтобы увеличить воздействие картины заострил детали, сделал гротескным образ жениха, преувеличив его возраст, а возраст невесты, напротив, уменьшил.
Сначала Пукирев в образе влюблённого шафера изобразил Сергея Варенцова, но, поскольку тот запротестовал, потому что не хотел обнародовать свою личную трагедию, художник сначала пририсовал этому персонажу бороду, а затем и вовсе придал ему свои собственные черты лица.
Моделью для образа невесты была выбрана Прасковья Матвеева Варенцова. Девушка была несостоявшейся невестой Пукирева, которая вскоре предпочла другого - более богатого и знатного жениха.
На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. И.Е.Репин заметил, что Пукирев "много крови испортил не одному старому генералу", а историк Н.И.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.
Картина "Неравный брак" нанесла роковой отпечаток на судьбу художника. После её написания он стал одним из самых известных живописцев. Академия наградила его званием профессора. Но личная жизнь Пукирева не складывалась, он не мог забыть свою любимую - Прасковью Варенцову. Чтобы заглушить личные страдания, начал прикладываться к бутылке, чем дальше, тем больше. В конце концов, он заболел настолько, что уже не смог работать, товарищи-художники добились для него пенсии, но денег не хватало. Умер полузабытый Василий Пукирев в бедности.
А любимая художника скончалась в богадельне в глубокой старости, но её юный прекрасный образ с картины "Неравный брак" будет вечно волновать всех, у кого есть сердце и душа.
Пройдут годы, Алёнка придёт на Ваганьковское кладбище на заросшую травой могилу, положит алую розу в память о бесконечно талантливом художнике с трагической судьбой, великая картина которого будет жить вечно, как извечный сюжет, изображённый гением.
Но это будет через много лет, а сейчас уже вечер седьмого марта. Алёнка возвращается домой, видит на столе рядом с великолепным букетом тюльпанов, подаренным отцом маме, маленький букетик мимозы в кобальтовой керамической вазочке и открытку - на ней бравый солдатик-суворовец всё с той же мимозой, а на обороте надпись: "С праздником, любимая Алёнушка!", без подписи...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
И второе, как можно было не заметить сопли на парте?
"Алёнка хотела взять своего лебедя, чтобы рассмотреть поближе, но почувствовала, что её руки оказались испачканными чем-то мерзким, липким и осклизлым", - думаю в предложении не правильно изложена последовательность действий, или пропущено одно из действий..
"хотела взять ... но почувствовала",- чтобы почувствовать сопли, мало хотеть взять, надо до них дотронуться.
Эпизод с соплями неприятный, я в такое даже поверить не могу. У нас бы за такое бошку отвернули. Где такое могло случиться не представляю.
Я конечно тоже видел идиотов, но такого мне видеть не приходилось.
А почему девочка "придя домой после школы, садилась на папину тахту, даже не раздевшись. Просто замирала и сидела, медитируя до прихода"?
Что значит "даже не раздевшись"? Так, в пальто и шапке сидела до прихода родителей? И Вы это называете медитацией?
Это ступор какой-то...
"настроение было испорчено физиологическими испражнениями пока ещё неизвестного ей мерзавца", - сопли это не испражнения.
Испражнения (кал, faeces, kopros), содержимое нижних отделов кишечника, образовавшееся в результате акта пищеварения и выделяющееся при акте дефекации...
В целом, рассказ ужасный, а местами ничего...