В Варлаамовском храме – престольный праздник. Алтаря, посвящённого празднуемому списку "Всех скорбящих радостей" с грошиками, под церковной кровлей нет, но сама икона – местночтимая, подарена любимым народом Владыкой Иоанном Разумовым. Кивот с образом Богоматери – при самом входе, в притворе с левой стороны. Память прославления иконы совершается неукоснительно пятого августа по новому стилю. За стеклом в раме сохранился отвалившийся от определённого ему места настоящий дореволюционный грошик.
Служба идёт в просторном никольском приделе, пристроенном в восемнадцатом веке справа от основного четверика. С узкого клироса, куда ведёт винтовая лестница, видно, как батюшка Николай, тезоименный святому покровителю алтаря, совершает каждение окрест народа. Весёлый батюшка, он и с кадилом движется будто бы под плясовую, не так, как ходят владычние архидиаконы – всем улыбается, поворачивается во все стороны согласно одному ему ведомой ангельской мелодии. Должно быть, так Давид плясал перед ковчегом завета. Но Давид был юн, а батюшке далеко за восемьдесят.
Легко, словно на небесах, движется служба. Даже времени не замечаешь. Вот наступает время проповеди. Не берусь пересказать её целиком и так живо, как говорил отец Николай. Ты, мой дорогой читатель, извини бедность моего писательского языка, ибо главную суть постараюсь передать тебе верно.
"В войну был я связистом. Особых проявлений веры на фронте не было. Крестик, что надела на меня моя матушка, провожая на фронт, если кто и видел – не осуждали. Он хранил меня от пули да от осколка. О Боге разговоров в окопах не вели. Главное, казалось, военная дисциплина. Командиры наши все были молодцеватые, подтянутые. Первыми вставали в атаку. Немцы держали оборону, потому их снайпера хорошо видели, по кому стрелять. Один командир-герой сменял в нашей части другого. А вместе с ними гибло немало простых бойцов.
Особенно отчаянно держались фашисты за одну высотку, которую ни слева, ни справа невозможно было обойти – такие там протянулись гиблые болота. Чуть ли не месяц вставали в атаку из окопов, а всё возвращались на прежние позиции. Пополнение шло за пополнением, потери были немалые. После гибели очередного кадрового офицера прислали к нам на замену командира из партизан, по фамилии Снопков. Глянули мы на него – гимнастёрка выцветшая, помятая, ремень распущен, портупея потёртая, кобура сбоку кой-как болтается. По внешнему виду – никакой не сокол, не герой. Что может такой человек против окопавшихся на укреплённой высоте фашистов?
И вот, поднимают нас ночью накануне нового штурма. Думаем: к чему бы? А новый командующий выносит перед всеми эту самую икону Божией Матери, что все мы сегодня празднуем, и говорит: "Будем молиться!". Верующий ли, неверующий, все как один упали на колени вместе с командиром, и каждый от сердца взывал к Заступнице Небесной, как только мог, повторяя слова молитвы. Помню, и я, не слишком на то время воцерковлённый, в своём окопчике с катушкой телефонного провода, стоял коленопреклонённо, горячо просил о заступлении Царицу Небесную. И ночь виделась такой светлой, светлой, хотя, наверно, вокруг была темнота, как во все прежние ночи.
Утром пошли мы в атаку. Немцы сдали высотку без боя, без единого выстрела. Чудо, какое словами не передать. В ужасе бросали они оружие, бежали из окопов, многие восклицали: "Мадонна! Мадонна!". Немцы – тоже ведь люди по-своему богобоязненные, недаром на своих ременных пряжках писали: "С нами Бог". А в то утро они увидели, как Богородица идёт по воздуху, покрывая Своим омофором наших ребят. Сам я был тому свидетелем: все неприятельские солдаты, взятые в плен, говорили об одном и том же видении.
Не скажу за других, а я с того дня по-другому думал о нашей православной вере. Да и о героях, что вели нас в бой, стал судить не по внешней выправке. Вроде как не было ничего особенного в том человеке: простой русский мужик, однако сохранил в безбожные годы отеческую веру, что Божеское сильнее человеческого. И то, что прежние герои-командиры не смогли, положив под той высоткой многие жизни, а заодно и свои, он, по вере своей и вере молившихся с ним солдат, – смог. Заступничеством Божией Матушки, кому следовало по геройским разнарядкам в то утро умереть – остались живыми..."
Вспоминаю, как сейчас, весёлого прозорливого батюшку Николая, рукоположенного в священство уже на склоне лет, чуждого какой-либо храмовой спеси, начётнического лицемерия. Он и мне многое предсказал и указал. Нет оснований ему не верить. А напоследок, мой дорогой читатель, хочу вспомнить вместе с тобой завет истинного русского Генералиссимуса, графа Суворова-Рымникского, тот, что давал он своим солдатам перед взятием неприступной турецкой крепости Измаил:
— День молиться, день поститься, в третий – взять Измаил!
Думаю, если будем мы верны суворовским заветам, как тот командир из партизан по фамилии Снопков, тем самым будет проявляться во все времена наше истинное геройство.
Памяти батюшки протоиерея Николая Карманова, дважды меня исповедавшего и всё обо мне без моего рассказа знавшего.
Кое-что об отце Николае Карманове можно найти тут:
Погост Сенно
Метериалы Общества краеведов при Печорской районной библиотеке
о Варлаамовском храме:
Церковь прп.Варлаама Хутынского на Званице