Произведение «Жить по совести, или О простоте ответов»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 517 +2
Дата:

Жить по совести, или О простоте ответов

Галина Самусенко, сборник стихов и прозы «Под сенью старых башен», Коломна (Московская область), издательство «Серебро слов», 2015 год.

В новом сборнике Галины Самусенко – пять прозаических  текстов. Четыре из них («Коронный удар», «Неожиданная встреча», «Поездка», «Светочка») это скорее не рассказы, а миниатюры-зарисовки о самых разных бытовых ситуациях. А ситуации эти – простые, и думаю, что не ошибусь, если назову их банальными: у жены – день рожденья, а муж опоздал к столу и к тому же пришёл пьяный («Коронный удар»). Жена не сдержалась, засветила ему своим «коронным» волейбольным ударом в ухо. Наутро муж извинился за своё вчерашнее поведение, и жена его простила. Второй сюжет («Неожиданная встреча»): два мужика пошли на охоту. Один искупался,вылез  и не успел одеться, как почти что нос  к носу столкнулся со здоровенным лосём. «Поездка»: мужик случайно проехал свою остановку. Домашние встревожились и обвинили в этом кондукторшу автобуса. Мужик, узнав о том, что пострадал невиновный человек, расстроился и умер. «Светочка» - повествование о неисправимой  склочнице и кляузнице.
Рассказал вам фабулы этих текстов с единственной целью: подтвердить, что ничего «заумного» в них нет. Да и слава, как говорится, Богу! Вспомнились слова Марины Цветаевой: «в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а твой ответ». А ведь ответ, если речь идёт о жизненной ситуцации НЕ ВЫДУМАННОЙ, не «приитянутой за уши» для создания  «красивости», всегда ПРОСТОЙ, и заключается он в одной-единственной фразе  «ЖИВИТЕ ПО СОВЕСТИ». Вот и всё. В этом совершенно немудрёном совете и заключается вся житейская философия. Муж спьяну обидел жену, жена его за это поколотила – наутро помирились. Типично? Вполне. Надо уметь прощать. Испугался  мужик на охоте лося – и что из этого? На охоту, что ли, больше не ходить? Ерунда какая… Одного человека незаслуженно обидели,  а у другого  из-за этого остановилось сердце. Бывает такое? Бывает. У совестливых. Правда, понятие это – «совесть» - сегодня считается чуть ли не смешным анахронизмом… Склочницы и кляузницы исправляются? Хотелось бы ответить положительно, но вы сами-то верите в такое исправление? Я – нет. Горбатого, как говорится, только могила исправит.
Вот об этом вышеназванные миниатюры Самусенко. О простоте ответов. О их порядочности и чистоплотности (да-да, даже в кляузнице «Светочке»!). Автор этими миниатюрами говорит: вот такая она, жизнь-то. Без всех тех «заумностей», которыми нас сегодня  «закормили» и газеты, и журналы, и радио с телевидением. Живите проще!

А вот текст «Размышления о портрете» стоит в представленном в сборнике  прозаическом ряду особняком. Это своего рода культурологически-историческое эссе о портрете  основоположника отечественного романа, нашего земляка-коломенца  И.И. Лажечникова. Скорее всего, речь идёт о полотне замечательного, сегодня практически забытого художника Алексея Васильевича Тыранова, человека с даже не сложной, а откровенно грустной, если не сказать - трагической судьбой. Окончил Академию Художества с золотой медалью, как тогда говорили, «первого достоинства»,  ученик САМОГО (!) Карла Брюллова - а известен, пожалуй, только лишь портретами Ивана Айвазовского, некоторыми работами на «итальянскую» тему и вышеназванным портретом Лажечникова. Тыранов - тпичный представитель школы русского камерного портрета, умеренно сентиментальный, «поклонник законченых форм».  Да, не Боровиковский и не Венецианов, но всё одно перспективный и многообещающий – а умер в нищете и забвении, не имея даже собственного жилья. Есть в нём что-то от Аркадия, «тупейного художника» из известного рассказа Лескова. Может быть, смысл судьбы?
Впрочем, текст Самусенко не об этом. Да, Лажечников был популярен в дореволюционной России, поэтому  и его тырановский портрет считался чуть ли не непременным атрибутом каждой интеллигентной (или претендующей на интеллигентность) российской семьи. Увы, сегодня Лажечников не в моде (или, как теперь говорят, «не в тренде»). Остаётся надеяться лишь на то,что эта самая мода – девка ветреная и поведения непредсказуемого. Так что не стОит придавать ей серьёзного значения! А Лажечников был, есть и будет. Его произведения важнее всяких дурацких  «трендов». Это – главное. Это – ИСТИНА.
И в заключение несколько слов о самом языке изложения прозаических текстов Самусенко. Чехов говорил: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.». Я повторю: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.». Проза Самусенко написана именно таким языком – простым и изящным. Именно поэтому её тексты  ч и т а е м ы   и   в о с п р и н и м а е м ы ( а это редкость по нынешним «заумным» временам).
Желаю Галине новых творческих успехов. А они будут. Уверен.

Реклама
Реклама