Произведение «Не поколебать нашей веры»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: вераХристостеизммногобожиеармяне
Произведения к празднику: Пасха
Сборник: Из тетрадки Белой Магини
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 869 +1
Дата:
Предисловие:
Эта семья не может смотреть фильмы о своей родине – Карабахе, потому что рана, полученная много лет назад, сразу начинает кровоточить. Жена в этой семье армянка, а муж  – азербайджанец. Именно его соплеменники, когда началась резня, предупредили: увози жену и маленьких сыновей-погодков, пока они целы. Лучше в 24 часа. Собрали самое необходимое, оставили все нажитое: квартиру с обстановкой, гараж, машину. Попрощались с родными – родителями, братьями, сестрами и, со слезами на глазах, уехали в незнакомую чужую холодную и бедную новую жизнь в России.

Не поколебать нашей веры

Как было бы хорошо, если бы человечество было едино. Тогда и по поводу богов споров не велось – Бог был бы тоже един. Но, к сожалению, человеческая природа не совсем совершенна: всегда хочется выделиться и обособиться. Это – мое, не трогай, а я, как ты понимаешь, выше тебя!

Единый и истинный?

Следуя этой логике, каждый народ может претендовать на то, чтобы его бог был единственным и истинным богом, а потому и единым, подразумевая при этом, что их «единому» богу должны поклоняться все другие народы. Первыми об этом заявили древние египтяне, в «Книге мертвых» которых, найденной в гробницах фараонов, живших за 2600 лет до н.э., сказано: «Ты един еси, Господи, от начала времен. Наследник бессмертия. Несотворенный, Саморожденный; Ты создал Землю и сотворил людей».  

Религиозных споров в семье нет. Жена – христианка, муж – мусульманин. Сыновьям сделали обрезание, один из них любит свинину, другой не ест ее совсем. Праздников отмечают много: все христианские (армянская церковь) и все мусульманские, дверь в их дом не закрывается, потому что у гостеприимной семьи много-премного друзей, теперь уже в России.

Самое время выяснить конфессиональный состав жителей Земли.
Христианами являются 2 миллиарда человек (33 % населения Земли)
Ислам исповедают 1,188 млрд. человек (19,6 %)
Индуизм – 811,3 млн. (13,4 %)
Буддизм – 360 млн. (5,9 %)
Этнические религии – 228,4 млн. (3,8 %)
Иудаизм – 14,4 млн. (0,2 %)
По-видимому, оставшиеся проценты – это атеисты, которые, к слову сказать, не только отрицают всякую веру, но порой еще говорят о необходимости утверждения гуманизма.

Об основных противоречиях

Для правоверных иудеев Христос вовсе не бог, и даже не сын бога Яхве, а самый настоящий самозванец. В Талмуде говорится, что Христос шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. Там сказано также, что описание распятия Христа – ложь, что он был казнен четырьмя разными способами (Санхедрин 105а-в). Учение христиан о Христе настолько неприемлемо, что «евреи должны уничтожать книги (христиан)» (Шаббат 116а).

В свою очередь и мусульмане не хотят признавать единым Богом Христа. По их вероучению Христос вообще не бог, а всего лишь пророк, к тому же не главный. Называть своего Аллаха именами других богов (например, именем Яхве, он же Йегова) никому из мусульман в голову не придёт. Так правоверный поступить не может, т. к. это будет прямым оскорблением Аллаха!

«Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29). В то же время Аллаха можно называть другими именами – их всего 99, но все они являются не именами других богов, а прекрасными эпитетами его собственного имени (например: Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Милостивый и т. д.).

Аллах – очень древнее имя бога. Оно связано своим корнем (Илляха) с общесемитским Эл, Элоха. Есть основания полагать, что Аллах пользовался почитанием и у других племен, помимо курейшиов, но не в качестве единственного, а в качестве сильного или верховного бога.

Аллаху приписываются те же свойства, которыми наделяют своих богов иудаизм, христианство и зороастризм: всеведение, всемогущество, праведность. В то же время кораническому Аллаху приписываются многие неприглядные качества, свойственные обывателю того времени: мстительность, противоречивость, пристрастность, тщеславие.

В иудаизме и христианстве говорится «Не сотвори себе кумира», т. е. не поклоняйся другому богу. То же и в исламе «Нет бога, кроме Аллаха!». Из этих заклинаний следует, что, хотя наличие других богов и признается, но поклоняться надо лишь одному - Яхве, Христу или Аллаху!

Армяне, как их называли, не вдруг и не сразу свыклись с незнакомыми обычаями и обжились на новом месте. Глава семьи в России так себя и не нашел в профессиональном плане, у него остался сильный акцент. Несколько лет подряд он на полгода уезжал, чтобы на родине предков заработать какие-никакие деньги. Мальчишкам случалось конфликтовать с окружением, ведь темноволосые и смуглые, они очень выделялись среди сверстников. Были не белыми воронами, а, скорее, темными лошадками. До сих пор им трудно принять брошенное в их сторону в сердцах простое русское слово «правды». «Как ты смеешь такое говорить мне, ведь я – кавказец, всегда честный и порядочный?!?» – таков основной довод гордого парня.

У верующих нет единства не только в вопросе о всеобщем едином Боге. Даже в самой христианской Церкви у каждой конфессии есть свое представление о своем Боге, т.е. о Христе. Например, у православных есть свое понимание Христа и его учения, которое в ряде положений отлично от такового у католиков и протестантов. По сути, общим у христиан является только имя их Бога, а учения о нем у каждой христианской конфессии – разные. Более того, христиане ведут себя так, что складывается впечатление, что у каждой христианской конфессии не только свое понимание Христа, но и вообще свой Христос, который мало похож на Христа других христианских Церквей.

Сейчас у наших героев жизнь идет своим чередом: мальчишки выросли и взяли в жены русских девушек. Мать-армянка не нарадуется на снох – и скромницы, и умницы, образование получили, за домом и мужьями следят, да и ей помогают по хозяйству. Очень разные: одна – болтушка и хохотушка, а вторая – тихоня и рукодельница. Старшая уже родила внука – он без всяких возражений со стороны жены, по желанию молодого отца, получил восточное имя.

Многобожие

Самое знакомое по этой теме – легенды и мифы Древней Греции. Вот где было богов! Всех их перечислять нет смысла. И все же, один бог, Зевс, занимает здесь место привилегированное. Что-то похожее было и у славян, верования и религия которых формировались на основе выделения из индоевропейской общности во II-I веках до н. э.

В древнеарабской мифологии верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург, бог неба и дождя.

Во многих мифологиях демиург сливается с образом небесного Бога-Творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, но космос в целом, и не только путем изготовления, но и посредством разных превращений, словесным названием предметов и другими способами. Демиург часто выступает как помощник верховного божества. Демиург сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удаленные, скрытые и т.д.

В архаических мифологиях функции демиурга и культурного героя выполняются одним персонажем – племенным (тотемным) зооморфным и позднее антропоморфным первопредком, который зачастую действует как трикстер или в паре со своим антагонистом-трикстером. В литературе термин «демиург» применяется для обозначения мифологического персонажа, наделенного лишь функциями созидания космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.
В индуизме несколько богов могут выступать разными «ликами» одного и того же Верховного Существа.

В буддизме главное внимание уделяется высшей цели – спасению, а многочисленные боги отходят на второй план. Политеистические религии, как правило, включают в себя веру в демонические и сверхъестественные существа, многие из которых считаются злыми. Вера в демонов, или бесов, встречается даже в монотеистических религиях (Новый Завет). Многобожие может соседствовать с теизмом (например, в семитских религиях).

Теизм – религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм зачастую рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма, теизм утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним. Теизм – идеологическая основа клерикализма, теологии и фидеизма, считается, что он враждебен науке и научному мировоззрению.

Заключение

Согласимся, что приверженцы каждого из богов-творцов ни за что не променяют своего Бога на другого единоправящего Бога. Так нужно ли нам ломать копья, чтобы доказать друг другу очевидное: жить можно/нужно с богом в душе, но еще лучше – в мире с людьми.
Реклама
Обсуждение
     23:11 18.03.2016
С благодарностью освежил, а также восполнил свои довольно скудные познания в данной области.
Мне бы про фа-септ уменьшенный со слабой долей...
     11:18 12.04.2015
Аврамические религии имеют, по-моему, больше общего, чем различий. В целом все народы от многобожия переходили к Богу единому с наслоениями каких-то национальных традиций и особенностей (вероятно обусловленных климатическими, географическими факторами и наследственной склонностью к определенным заболеваниям). А вообще, под легендами, верованиями и проч. часто лежат объективные реальные факторы.
Гость      13:53 12.04.2015 (1)
Комментарий удален
     14:09 12.04.2015 (1)
А у меня всегда так: или не в то ступлю, или просто ступлю.
     15:01 12.04.2015 (1)
Что случается чаще?
     15:02 12.04.2015
В зависимости от времени года.
Реклама