……………………………………………
Клубок первый.
На заросшей травою завалинке, у точёного шашелем[2] дряхлого дома, под стрекот кузнечика и шушуканье юных шалопаев, вальяжно переминаясь с бока на бок, перехожий[3] дед давал очередной концерт. Сам – в одну бороду. Потому как повидал он многое: – «Достаточно», – говорил, да и было ему что поведать, а может чин у него такой иль забава, об этом не сказывал.
А величали его, кто как, но с уважением и добром: Калика[4]-тень, Знич[5], брада (борода) или просто, по-свойски – Пихто[6]!
Откашлявшись в кулак и, сетуя на затруднённый газообмен[7], дед Пихто решительно затянул свою песню:
– Робятня! А кто из вас не знает про сказки? Ну-ну, пóлно, зачирикали, тише. Кху, кху. Некоторые «баюны» такие фортеля выбрыкивают, диву даёшься.
Кхе КХЕе КХЕееЕЯ – вот взяло меня не по-детски, никак косая Маланья своим вражьим глазом пробила, кху кху КХюуй, сволота… ХХХР ТЬфууу.
Вот так по-простому, начинались летние деревенские вечера далёкого детства. То было раньше, сейчас-то что, где такого найдёшь? И деревня пуста, а здоровый дед, СТА лет, вовсе нонсенс. А этот здоров, розовощёк, хоть и тощ, да надо будет и палкой его не забьёшь, не одного зуба не выплюнул, ну прям жеребец!
Бывало, идёт дед вдоль околицы, а местные мужики с огородов кличут его:
– Дед! Будь здоров! Самосадику не желаешь подымить? И газетка есть!
– Буду, буду… здоров, благодарю! И вам того же! А про энту вонь, сыно, ты мне лучше не сказывай, не надо мне дь! Курить – душу гнобить, а про тело вообче молчу.
– А, ну прощевай тогда!
– Угу.
Оттого может и здоров был, что не губил себя? А что, очень даже логично.
Интересный такой дед, и где только его нет, и там он, и тут, и знают его все, и любят:
Постучат, бывает, в двери – тукъ, тукъ, тукъ!
– Да-да, кто там пришёл?
– Как кто? – ДЕД ПИХТО!
– А! Ну, заходи тогда, гостем будешь!
А сегодня, у крайнего дома сам Старина приглашал проходящую мимо детвору составить ему компанию: – «А ну, подходите, подходите, ещё не все тут смотрю, давайте, давайте, не робейте детушки, да на травушку седайте, дедо вам сказку про жизнь расскажет и вы девочки тоже, не всё одним мальчикам уши греть.
Где и чем жил он никто и не ведал, да и ненадобно это никому стало, потому как примелькался он в деревнях и весях, просить ничего не просил и не плакал. Одинокий волк руку в мольбе не протянет, чужое не возьмёт, а живёт своим умом, там, где хочет.
Сегодня зашёл в Мурановку отдохнуть да детей потешить, а на завтра опять в путь. Дорог на Руси хватает.
– Кху кху. А вы робятушки и послушайте, да вникайте, деда вам плохого не скажет, потому как все вы моя родня и род наш от одних предков! А предки те славой помнятся, да удалью бравой. И складно всё у них было и весело жили, здорóвы сами, и приветливы ко живому, к природе! КХой, не то, что щас – одна Маланья чего стоит, змея-лужёное горло! – раскочегаривал себя, как старый самовар для дела, дед Пихто.
Напевал складно да ласково, кто-то и спал под его дуду, а то и сам мог провалиться. Буди его потом, тряся за бороду.
– О чём это я? Ах да, сказки! – прохрипел баюн, размазав очередную комариху по щербатому челу. – Вот вы, пострелятушки, небось, думаете что вам всю правдочку в книжках пишут, да? Так вот, дорогие, дам наказ вам, а вы передайте при случае, кому надобно, что много хулы на земле русской развелось, а всё оттого что зависть людей губит, а то и не люди это мож.
– Это как, не люди? – затрезвонила школота.
– А так! Есть такие сказочники, которые сами жить не хотят и другим мешают, кхе кхе. Человек-то он пользу несёт, а те – кровососы, юшку только и пьют, какие же они люди, так – беда одна.
И сказывают-то они славно, как дышат, а-ха-ха-ха, кхой, умора! Главное, чтобы народ «за своё» принял и дальше понёс, понимэ? Кха КХА ааа ААпЧХИиии… оой… Вся правда, туточко.
– Не-е-ет дедо, не понимаем, ты проще скажи, да с примером.
– Да скажу, скажу, к тому и веду, что вы заладили, трататушечки свои. А ну-ка, держите ландрину, завалялось у меня тут случайно, да слушайте, – пошарив рукой за пазухой Пихто, ощерив рот, извлёк из-за отворота теплушки припасённую именно для этого вечера коробочку детского счастья. – И смотрите, чтобы всем хватило, да степенней мните, а то ненароком подавитесь ишшо. А я сыт, и кашель уже прошёл.
– Спасибо СТАрче, – запищали от предвкушения мальцы и протянули руки к вожделенной сладости.
С полминуты потребовалось на расхват конфет.
– Много ли ребёнку надоть, – довольный путник запрокинул голову и, смакуя впалыми глазищами рдеющую зарю, радовался жизни. – А хорошо! Инде мои лета – озорства облака? Улетели!
– Деда…
– Мм?
– А про сказки?!
– Ах да-а! Вот, голова с дырой. Забыл уже!
– Хи-хи-хи, – залились смехом, благодарные дети и кто-то прикрикнул: – Хорошо не уснул!
…
– Историю пишут победители, а мифы, да былины, в угоду пришлым обрастают небывальщиной, – заскрипел русской волынкой дед. – И хотел бы человече прикоснуться к корням своим, ан нет, там быльём уж всё поросло, да мохом лживым.
И случалась такая беда-кручинушка и на нашей земле, да много раз. Ой, и полила Русь-матушка горьких слёз, и люд в последний ход провожала, и память свою в устах старцев сокрытую теряла. Уходили те старцы сребровласые в скиты заветные, кто остался жив, до поры, а многие и вовсе на «ту сторону». Вам-то это, знать ненадобно пока, малы ещё, но вернутся они, это помните!
– Во-о-от, что там у нас по намёткам-то? – нашёптывает Пихто себе под мохнатый нос, – ага, вот значит, это еще надо ба, – шаря в седой бороде, ловит новую мысль.
А может ну его к чорту, взять да бы убежать? Так догонют, вон их сколько слетелось, самоочевидно тумаками точно изнежат. Ммда, и конфеты уже все сожрали…
……………………………………………
'1 Всё не случайно, но в сказке всякое может быть.
'2 Шашель – жук, прогрызающий брёвна наскрозь. Работа такая.
'3 Перехожий – да, ни на кого непохожий прохожий, а могут и по нему пройти. Матом. Бывало.
'4 Калика – этот с «перехожим» дружит, бывает и одно целое из себя показывают.
'5 Знич – о, об этом история умалчивает, а зачем стране знать своих героев? Но поговаривают, что Бог с таким именем здравствует.
'6 Пихто – имя такое досталось, что с родителей взять, они-то знали, почему так. Родился, учился, женился и далее по списку, и странно всю жизнь говорил. Да и сейчас, впрочем, так же глаголет.
'7 Дед здоров и светел, как Солнышко, так.. поперхнулся просто, когда из коробки «Ландрина» конфеты тайком доставал и жевал, а всё потому что неудобно, загнув голову под фуфайку, есть (а он сладкоежка, однако, да и лакомство правильное).
……………………………………………
Клубок второй.
– Так, – хлопая себя костлявыми руками по ляжкам, зычным голосом заговорил Знич, как с трибуны, – Расскажу вам, дитятушки, про Дурака! А что, чем не герой? Кипарис[8]! Загляденье.
– Хи-хи-хи, – зазвенела детвора, – деда, а ты ничего не перепутал? Какой же он герой, что он, дурачок, может?
– Вы имеете ввиду глупца, он может и не сдюжит чего, а вот Дурак, это запросто и не задумается даже! А, что ему думать, он в ладу с природой живёт, она и подскажет при случае кой-чего, а то и многое. Мышление у него другое совсем, не как у простых людей, а тем более – расхитителей, поняна? Только Дурак может догадаться искать нужное, там, куда другие и не смотрят, пойти туда, не знамо куда и найти то, о чём некоторые и не мыслят. Он-то знает, где все ответы и где кладезь настоящих ценностей. Дурак смотрит в себя – там Всё, потому-то пешим туда не дойти, а вот найдёшь достаточно. Непредсказуем он, ценит живое и живёт по Кону[9], во славу родных богов и родины. И не важно, какой он народности: русич, индус или перс.
Такие дела. Век живи, век учись – тогда только Дураком и помрёшь, то есть знать будешь как с окружением ладить. Кто-то раньше, конечно, это находит.
А у нас, потому и сказывают: «На Руси две бяды – дураки и дороги!» Первые – светлые люди, просвещённые, знают много, видят, подмечают и материальное им не особо-то и надобно. И проблему могут соделать своим знанием для паразитов, во-о-от.
Паразиты кто такие? Да мало ли их разных, развелось, знаете ли, гадости! Ползают тут и там, басурмане, чего бы сожрать им надо. Природа у них такая, что с них взять, стойно этих комарих, они же дня не могут прожить, как бы ни думать о чужой кровушке, программа у них такая по жизни, вот так и маются они бедные, и сами ужо не рады – скорей бы к Свету, да должность не та.
– А дороги? – навострили ушки юные слушатели.
– Дороги (?), так это понятно, тем Русь и спасается, что шляхов хороших особо и не бывало тут, а по распутице много ли добра да людей в полóн[10] уведёшь? О-от то-то жа.
Вот так землица-то наша кладами и полнится: наберёт ворог поганого металла, да добра всякого в деревнях да лесах-болотах награбит, а нести-то, балбес, не может, дорога-то не пущает, обратно тянет. Так на зло и прикапывает, бесёныш, сокровища разные под дубами в лесах дремучих, а то и в омут прямо с обозом кидает. Гад-то он только нагадить и может! А сам-то и плачет (впился дед пальцами обеих рук в копну своих седых волос и, мотая головой, протяжно завыл): – «Вот, как много МОЕГО добра, приходится от варваров хоронить». Тьфу, будь он неладен, вражина.
А Дурак-то лежит на печи да посмеивается: Дело делаешь! Да, почву тоже рыхлить надо иногда, ну копай копай, да закапывай поболе, Берендеюшка[11] подарочки
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Алексей!?...
Ах-ха-ха...
Автор, АС!
Очень понравился "Дед Пихто"
БлагоДарю, за дедкины потешки, и деткины усмешки.