Произведение «Почему в России не любят священников?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Сборник: Богословские статьи
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 6
Читатели: 1240 +1
Дата:
Предисловие:
ПОЧЕМУ??? Грязная ругань со стороны не слишком трезвого прохожего в адрес мирно идущего по улице священника. Бывает - полная эмоций брань в адрес духовенства и самого Патриарха из уст бабушек побывавших на патриаршем Богослужении. Псевдо-критика от интеллигенции в адрес священнослужителей полна нарушений законов логики. Публикации о церкви и священстве вызывают вспышки троллинга и стеба.
название

Почему в России не любят священников?

Беспричинная агрессия.
Я очень часто наблюдал у людей самого разного образования, социального положения и отношения к церкви проявления неприязни к священнослужителям. Это может быть и грязная ругань со стороны не слишком трезвого прохожего в адрес мирно идущего по улице священника. Бывает - полная эмоций ругань в адрес духовенства и самого Патриарха из уст бабушек побывавших на патриаршем Богослужении. Примерно так они ругают отрицательных героев телесериалов. Бывает псевдо-аргументированная псевдо-критика от интеллигенции в адрес священнослужителей. Эта критика отличается грубым нарушением законов логики: например, из того, что один священник сделал что-то нехорошее, делается вывод, о том, что все священники плохие. Информация о нехорошем поступке священника принимается из источника, в других случаях не заслуживающего доверия (бульварная газета, запись в блоге и т.п.). Православных священников обвиняют в преступлениях инквизиции инквизицию, которая не имела ни какого отношения к православию и России (интеллигент это не может не знать). То есть взрослые люди ведут себя как двоечники, пытающиеся подогнать решение задачи под подсмотренный правильный ответ. В Интернете публикации о церкви, священниках и православном христианстве вызывают всплески троллинга – бессмысленных гневных высказываний и стеба – весьма плоских шуток с элементами иронии и сарказма. По отношениям к другим социальным группам такого нет. Например, инспекторов ГАИ не любят автомобилисты за то, что те вместо того чтобы оптимизировать дорожное движение занимаются простым вымогательством денег. Те же инспектора наоборот, вызывают симпатию у пешеходов, так как  наказывают водителей, которые ставят машины на тротуарах, мешая пешему движению. Логично было бы, если  к священникам были претензии только со стороны прихожан. Такие претензии бывают, но это уже внутрицерковные конфликты, которые успешно решаются без привлечения внешнего внимания, речь не о них. Но священников не любят те, кто в церковь не ходят, стало быть, со священниками не контактируют! Таким образом, неприязнь к священникам вызвана никак не их профессиональной деятельностью (со всеми недостатками и злоупотреблениями) а чем-то иным.
Так может быть причина не в священниках, а в тех, кто их не любит?

Психологический взгляд на проблему
Если рассмотреть ситуацию с позиции психологии, то получаются интересные результаты. Причем глубоко лезть в психологию не надо, хватает очевидного, с чем каждый, скорее всего, сталкивался в школе, на работе или в ином коллективе. Я специально не буду в статье касаться внутрицерковных проблем, а так же проблем отношения церкви и общества, так как для этого требуется отсутствие предрассудков и компетентность в рассматриваемом вопросе. А если имеет место агрессия против незнакомого человека только из-за того, что он в рясе и с бородой (ибо что еще видит обыватель на улице) то ни о каком отсутствии предрассудков говорить не приходится. Да и с компетенцией проблемы

Священник внешне не такой как все.
Сразу бросается в глаза внешнее отличие священника от обыкновенного человека. Священники носят бороды, что нельзя сказать про большинство мужчин. Одежда священника выделяется из толпы. Казалось бы: ну и что же? Но давайте вспомним школу! Ребенок толстый или рыжий, носит очки, намного выше или ниже сверстников и  его уже начинают в лучшем случае дразнить. В худшем случае он становится объектом жестоких издевательств, если не проявит особые таланты, или кто-то за него не заступится. Страшнее того, что часто так поступают с инвалидами. Дети вырастают, а привычка остается. Человеку могут отказать в приеме на работу по внешним признакам. Не понравился, а повод найдется. Нападкам часто подвергаются люди, принадлежащие к разным субкультурам и религиозным конфессиям, имеющие необычные увлечения. Ни чего плохого за человеком не замечено, но мнение о нем сформировано: он не такой как мы. В бытовой жизни много подобных примеров. Например, когда за столом все пьют водку, а один не пьет, хоть и не за рулем и не закодирован? Не уважает! Все идут в курилку, один не курит. Не уважает!

Священнику что-то дарят
Каждому нравится получать подарки, ибо подарки – это знак внимания. А уделенное одному из членов группы внимание часто настраивает против него всю группу. Угостил директор школы одного мальчика из класса яблоком. Просто потому что у него в руках было яблоко, и он зашел с ним в класс. Если это не отличник, то часто дети сразу озлобляются: «почему ему?» Начинаются подозрения. Могут даже побить. У взрослых то же самое. Люди занимаются одной и той же работой, и вдруг у кого-то в ведомости по зарплате стоит сумма чуть-чуть больше, чем у других.  Сразу начинаются шептания за спиной. Особенно это хорошо было видно в больших женских коллективах советских канцелярий и бухгалтерий. Деятельность священника связана со сбором пожертвований. Причем из этих пожертвований состоит и зарплата священника. Священникам дарят не только дорогие автомобили. Дорогие подарки получают единицы, у которых в приходе есть настолько богатые люди, для которых подержанный роскошный автомобиль ценен не более, чем для обывателя поношенная куртка, которую он готов кому то отдать, чтобы не занимала место в шкафу, а выбросить жалко. В отдаленной деревне священник будет рад и ведру картошки. Но! Это самое ведро картошки ни кто и ни когда не подарит просто так простому трактористу. А батюшке, то продукты подарят, то одежду, то бытовую технику. А ведь он, когда не в облачении, то простой мужик. И это порой вызывает дикую зависть. Завидует не тому, какую вещь подарили, а самому принципу, что подарили.

Священник занят непонятной работой
Большинство россиян не слишком хорошо представляют себе, в чем заключается работа священника. А все непонятное уже вызывает раздражение у окружающих. За это часто ненавидят отличников в школе. Почему он не в компании, а  на каких то подготовительных курсах? Во взрослой жизни на этом основан конфликт между производительными силами и производственными отношениями. «Почему я целую смену за станком в горячем цеху работаю и получаю меньше чем директор, который сидит  в мягком кресле в отдельном кабинете?» - типичное возмущение рабочего. Политикам достается еще больше ненависти, ибо их работа еще менее понятна, ведь далеко не все изучали макроэкономику и политологию.

Почему такой проблемы нет в других религиях
Возникает вопрос: почему такого нет в других религиях? Я думаю основная причина в том, что контраст между священнослужителем и обывателем не так велик. В исламских странах сильны родственные связи, поэтому люди меньше страдают от недостатка внимания. Да и внешних отличий меньше: как минимум, все мужики бородатые. В европейских христианских странах религия изучается в школе, и существует много общественных организаций, где можно видеть работу священнослужителей. Кроме того, ведется с детства воспитание уважения личности и терпимости к непохожим. Попытки применения подобного в России известны как «воспитание толлерантности» и, похоже, успеха не имели. Толерантность изначально – это не дразнить рыжего или носящего очки,  в безногом не видеть безмозглого, а в онкологически больном не видеть «не успевший умереть труп». Однако в понимании обывателя толерантность вошла, как идея свободы наркомании и сексуальных извращений. Похоже, что в России еще не готовы начать уважать человеческую личность и не видеть изгоя в «не таких, как все».

Как исправить положение
Таким образом, получаются, что причины нелюбви к священникам лежат не в священниках, а в тех, кто их не любит, то есть в обществе. Движущие силы этой ненависти – зависть и страх. Священник выглядит не так как все. Священник получает, что-то в дар. Священник занимается непонятной работой. Поэтому он будет ненавидим. И эта ненависть не «за имя Христово» а ненависть толпы к «не таким, как все». Ненависть «за имя Христово» добавится, когда священник начнет говорить о христианстве.
Исправить отношения к священнослужителям внешними силами невозможно.  Можно приставить охрану, и защитить от хулиганских действий, но нельзя защитить от человеческой неприязни. Единственное что возможно – это каждому отдельному священнику за счет своих личных талантов и помощи Божьей изменить отношение людей себе. И история Церкви знает много примеров, когда священникам это удалось.

Колян Платков
Март 2015
Реклама
Обсуждение
     21:59 06.11.2015 (1)
Попытался выразить свою точку зрения в теме на форуме  "православного мира" - был заблокирован и зачищен в первый же день с формулировкой "не наш". В вашей теме и теме о торговле в церкви(любопытно увидеть вашу статью на эту тему) Видимо взвешенная и аргументированная правда - самое страшное для "православного мира"...
Попробую воспроизвести здесь.
Не любовь эта - на генетическом уровне и странно бы было, если бы её не было...
Первые священники - иноземнцы, рушившие веру предков и несшие свою "огнем и мечом"
Потом 300 лет истории церкви под теплой опекой Золотой Орды... отнюдь не теплой для народа...
На протяжении 1000 лет истории христианства на Руси, правители и некоторые иерархи церкви безуспешно пытались бороться с процветающими в ней пьянством, развратом и стяжательством. Управилась только советская власть, а теперь все по новой началось...
В Российской Империи за не посещение церкви, по инициативе попа, вполне можно было угодить в тюрьму или на каторгу, так как вопрос веры попадал под уголовное право с не хилыми сроками наказания... Так откуда взяться народной любви к попам? Сам термин, говорит сам за себя...
И советская власть, где попов на бытовом уровне практически не было, тут не причем...
Хорошо суть вопроса отношения к религии/священникам отражает цитата Герцена
Русский крестьянин суеверен, но равнодушен к религии, которая для  него , впрочем,  является  непроницаемой тайной.  Он  для очистки совести точно соблюдает  все  внешние обряды культа;  он  идет в воскресенье к обедне, чтобы шесть дней больше не думать о церкви.  Священников   он   презирает   как   тунеядцев ,  как   людей   алчных ,  живущих   за   его   счет .  Героем   всех   народных   непристойностей   всех   уличных   песенок ,  предметом   насмешки   и   презрения   всегда   является   поп   и   дьякон   или   их   жены

И это легко проверяется на бытовом уровне - попросите любого, называющего себя "православным" ответить кратко, своими словами, что такое православие/в чем его суть - и вразумительного ответа вы не услышите...
А сказки про хорошего попа мне не известно ни одной...
Сравнивание священника с другими профессиями автоматически низводит вопрос на атеистический уровень, отметая существование бога.
     22:13 06.11.2015 (1)
В вашей теме и теме о торговле в церкви

Тема торговли в церкви меня меньше всего интересует по простой причине: я там ни чего не покупаю. Однако торговля в церкви - это выставка хохм и приколов.
А по поводу отношений язычества и христианства на Руси то тут терпимости было больше чем в любой другой стране. Христианские праздники и языческие замечательно совпадают по месту и по обрядам. А огонь и меч - это на уровне государственной политики. Египтяне, Персы, Китайцы резали своих врагов не меньше чем христиане. На то и война.
А про тюрьму и каторгу то так как церковь была государственной структурой то хула на церковь наказывалась так же как хула на Царский Двор.
     22:32 06.11.2015 (1)
Совпадает, потому что церковь вынуждена была маскировать язычество, которое никуда не делось - вот и получился дикий и непонятный суррогат под вывеской "православие" по факту которого не существует, как и не существует никаких православных - есть люди, почему то себя так называющие, что нисколько не мешает им справлять Новый Год и трескать на непонятную Пасху языческие куличи с яйцами...
А тема торговли, это по сути, приговор для РПЦ... обосновать её с точки зрения веры в принципе не возможно и в прямую касается отношения к священникам.
Ну, а отношение к попам, как я уже отметил - это на подсознательно-генетическом уровне... как к паукам у большинства людей.
Кстати, одна из причин блокировки, как я понимаю - наличие подписи

Богослов - БогОслов?

Смайлик правда несколько другой был.
И недавно встретил, что якобы в такой интерпретации данный термин в ходу в семинарских кругах.
Вы можете прояснить, так ли это?
     23:46 06.11.2015 (1)
Тема православной субкультуры (то есть православие без христианства) мне интересна и я часто обращаюсь к ней в своем творчестве.
Торговля - это самый простой и примитивный бизнес. Строго говоря, церковь по Уставу должна кроме Богослужения заниматься "распростронением и сохранением учения". То есть наукой и образованием. А это сложнее, чем торговать. Нельзя заставить бабку из церковной лавки написать статью о своей вере. А Свидетельница Иеговы торгующая книжками на улице скорее всего это сможет. То есть есть чему поучиться у иноверцев.
Богослов - БогОслов

Это юмор семинаристов. Из серии школьных обзывалок "зубрила" и "ботаник"
     00:12 07.11.2015 (1)
Юмор то с большим смыслом и большим вопросом... А почему не богаслов? Похоже в истории вопроса кто то хорошо постебался. И самое интересное - абсолютное большинство людей этого не замечает.

С точки зрения веры, церковь должна существовать как раз за счет "манны небесной" или никакого бога там нет...

Иеговы идейно довольно слабы и больше на зомбированных сетивиков смахивают, в тупик вгоняются на раз... хотя и выглядят гораздо приличней повально безграмотных адептов "православия"
По мне, наиболее искренними и грамотными воспринимаются баптисты.
Мормоны хорошо марку держат.
     02:22 07.11.2015 (1)
Написал статью про торговлю в храме:
Торговля в храме

С точки зрения веры, церковь должна существовать как раз за счет "манны небесной" или никакого бога там нет...

Церковь существует за счет вмешательства Бога. И церковь не только социальный институт, но и учение. Христианское православное вероучение в течении 2х тысяч лет неизменно. В других религиях такого нет. Не прошло и сотни лет как уже упомянутые иеговисты поменяли свое догматическое учение несколько раз.
А в Библии кроме манны небесной были еще и завоевательные войны и ограбление египтян :)
     03:55 07.11.2015
Христианское православное вероучение в течении 2х тысяч лет неизменно.
Да ладно вам... разве не постановляли что то там на различных "вселенских" соборах? В том числе и считать Иисуса богом...

А в библии да - много чего есть, в том числе и такое
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Я вообще говорю - если бы люди читали библию - прихожан у церкви не осталось бы... не зря первое издание на русском языке было уничтожено с её подачи...
     22:41 30.03.2015 (2)
2
причины нелюбви к священникам лежат
по-моему, в разных местах))). Я бы расширила тему, добавив медиков, полицию, чиновников, учителей... Во-первых, наличие среди них людей не очень хороших дает объективную пищу для такой нелюбви. С другой стороны мы хотим видеть среди представителей таких профессий людей исключительной честности, порядочности, доброты, образованности... Люди не хотят понимать почему-то))), что представители данных профессий являются частью общества, и в целом количество людей честных и нечестных, добрых и недобрых... в любой профессии соответствует количеству таковых в обществе.
     22:18 06.11.2015 (1)
Вы не правы, в разных профессиях он разный...
Начальник тайной полиции Российской империи — начальник Третьего отделения Л. Дубельт в 1848 году писал, что русское монашество — «самая недостойная часть русского народонаселения». По данным полицейского департамента империи, в категории преступлений против нравственности с большим отрывом лидировали попы и монахи. Они совершали преступления подобного рода в два раза чаще, чем все прочие категории населения. «Своды статистических сведений по делам уголовным» отмечают: «Самые грязные преступления — растление малолетних, кровосмешение, скотоложство и проч. — преимущественно распространены среди духовенства»
     23:55 06.11.2015 (1)
Сомневаюсь.
Однако в каждой социальной среде есть и порядочные и непорядочные люди. Тем не менее:
- выяснение отношений на кулаках и ножах
- сквернословие как норам общения
- воровство как доблесть
Я сомневаюсь, что это было у монахов. А у городской и сельской бедноты - движущей силы русской революции это норма жизни. Так что они развратнее монахов.
     00:18 07.11.2015 (1)
Не согласен - и цитата тому подтверждение.
Беднота много работала, а деревня была довольно патриархальна... и родовые устои вовсю работали...
Если архиепископы устраивают драку у "гроба господня" за право вынести "благодатный огонь" и их разнимает полиция, то что говорить про простых монахов... которые там же устраивают массовые драки...

     02:27 07.11.2015
1
И беднота разная и монахи разные. Криминала всегда было больше среди бедноты. А простые монахи работали весьма много. А над ними было еще жирное, зажравшееся ленивое начальство тоже в монашеской рясе. Но одни из крестьян, другие из дворян. Поэтому у одного в монастыре келия как терем а другие в общем бараке. Конечно были аскеты кто из княжеского терема и в пещеру под Киевом или под Псковом но таких было немного.
     01:19 31.03.2015 (1)
Я специально тему не расширяю на тему несоответствия хороших/плохих священников а точнее: различие ожидаемого и реального.
Я пишу об особенностях профессии которые вызывают неприязнь. Например чистильщик канализации вызывает неприязнь своим запахом который неизбежен при его работе. А насколько он честный и порядочный - это уже другой вопрос.
     18:11 31.03.2015
2
Я думаю, священники вызывают неприязнь не более, чем многие другие профессии.
     15:15 28.03.2015 (1)
Хорошая статья
Приглашаю в наш питерский лит.ежемесячник "Мост"
Присылайте тексты гл редактору Диане Дорониной lado_d@mail.ru , она религиевед
     23:45 28.03.2015 (1)
Заманчивое предложение.
А как оформлять письма, есть ли какие либо правила предложения работ? Прислать ссылку на свою страницу на фабуле или скопировать тексты в .doc формат? Требуется ли сопроводительное/рекомендательное письмо?
     08:35 29.03.2015
Лучше тексты в DOC-формат
Хотя и редко бываю в "сети", но Ваши рассказы читаю с удовольствием, так что реомендаций не надо :)
Издание за взнос автора.
Высылаем столько книг журнала, сколько в них Ваших страниц
С уважением
Александр
Гость      11:52 26.03.2015 (1)
Комментарий удален
     13:16 26.03.2015
Я не священник и таковым быть не собираюсь..
В церкви действительно есть иерархия, как и в любой крупной структуре. Следовательно типовые заморочки: священники и выслуживаются перед начальством и подсиживают друг друга. Но эти разборки касаются узкого круга людей и для простых прихожан не заметны (если конечно не просветит наблюдательная бабушка)
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама