Эта, во многих случаях щепетильная тема, была навеяна огромным количеством кулинарных шоу, проходящих на телевидении нескончаемой вереницей. Тема острая и неоднозначная, поскольку «на вкус и цвет» трудно найти согласие.
Сама идея, наверное, стара, как мир. До сих пор ходят слухи о поварских книгах с секретными рецептами изысканных блюд, наполненных тайными ингредиентами. Молва о личных поварах королей, придумавших рецепты бесподобных соусов и… унесших секрет их приготовления на тот свет. До сих пор в частных беседах рачительные хозяйки почти шепотом делятся друг с дружкой тайнами «того самого рецепта». Наверняка в каждой семье найдутся свои кулинарные книги, которых и без того издаётся очень много. Что же касается кондитерских заводов и ресторанов – их рецепты и особенности производства (скажем, «их кухня») представляет и вовсе коммерческую тайну и бережно хранится за семью печатями.
За последние годы уровень жизни в нашей стране изменялся, и мы могли наблюдать удивительные трансформации в общественном питании. Как заводские столовые и немногочисленные городские кафе сменились… бабушками, продающими пирожки из термосов. В городах этого уже не встретишь, но на вокзалах в провинции, на трассах – как будто время остановило свой бег. Потом были киоски, сосиски в тесте с горчицей и кетчупом. Всего несколько лет назад они были повсюду, с той лишь разницей, что в их меню добавились салаты и супы. Прокатилась волна увлеченности японской кухней с её знаменитыми роллами, волна пиццерий, открывающихся – и закрывающихся. И в это время был расцвет частных ресторанов. Они появлялись, как грибы после дождя, десятками. Сегодня по-настоящему достойных осталось не так уж много.
Как ни странно, при этом качество продуктов только ухудшилось. Потому что раньше, покупая продукты на рынке, мы были уверены, что завтра сможем прийти и добиться справедливости. Сейчас, совершая покупки в сети крупных супермаркетов, мы делаем это «на свой страх и риск». Тысячи сотрудников заинтересованы любыми способами «реализовать» (как они это называют) просроченный товар. Иначе – организация вычитает стоимость просроченного товара из зарплат продавцов, с уверенностью, что это они виноваты в том, что не смогли его продать.
Образ жизни подтолкнул очень большое количество населения к домашней кулинарии. В первую очередь причина этого явления – стоимость готовых обедов. Например, один килограмм свежей капусты стоит в среднем 30 рублей, а один килограмм салата из этой капусты – 300 рублей. Интересно, конечно, как это получается, что цена целой капусты отличается от цены нарезанной в 10 (!) раз. Возникает подозрение, что в этом замешана какая-то «капустная мафия», которая реально шинкует капусту. Во-вторых, особенность современного устройства производительной сферы нашей страны – сверхмелкие организации с числом сотрудников до десятка. Что при этом делают управляющие? Выделяют помещение и покупают микроволновую печь. Больше ничего. Если достаток позволяет, некоторые идут в кафе или покупают еду быстрого приготовления. Другим – ничего не остается, как встать у плиты и… учиться. Единственное, что они могут сказать в своё оправдание: «Я, по крайней мере, знаю, из чего это сделано».
Вот таким образом стали очень популярны разного рода кулинарные шоу.
Они идут чуть ли не на каждом телевизионном канале, в субботу ближе к полудню. Или рано утром. Рецепты от звезд шоу-бизнеса, актеров, известных общественных деятелей. Не секрет, что «звезды», как правило, весьма далеки от кухни, кастрюль с антипригарным покрытием и острых, как бритва, разделочных ножей. В одном таком шоу приглашенная актриса театра при камерах чуть не отрезала себе палец, когда ей предложили нашинковать зелень.
Когда блюда готовят любители и оценивают непрофессионалы – это очень необъективно. Зачастую, мы видим «кто во что горазд» и как «на безрыбье рак становится рыбой». Шоу оправдывает своё название в смысле зрелищности, но непригодности к использованию. Больше всего огорчает, что настоящих специалистов, мастеров дела настолько мало – их практически единицы. На фоне общего ажиотажа вокруг домашней кухни некоторые кулинарные шоу выглядят как пропаганда безграмотности.
В задачи утренних шоу не входит объяснять, что повар – это профессия, что существуют соответствующие учебные заведения, проводятся дополнительные курсы и семинары. Для некоторых кулинария - основной источник их заработка. Целая индустрия работает в области продуктов питания. От производителей семян овощей до диетологов и медиков, которые ежедневно сталкиваются с заболеваниями желудка, вызванными неправильным питанием. Это не означает, что приготовление вкусных блюд – удел кулинарных волшебников и следует дома повесить разделочную доску на крючок. Просто ко всему нужен разумный грамотный подход.
Ко мне приехала погостить родственница, проживающая в отдаленном районном центре. Утром как обычно я присел на диван посмотреть, что готовит на завтрак один из полюбившихся мне поваров. Она тоже проснулась, проследовала на кухню и вскоре вернулась с чашкой зеленого чая. Мы молча наблюдали, как перед нами из самых обычных продуктов рождается необыкновенный кулинарный шедевр.
- Минутку, - сказал я,- ты не заметила, добавлял ли он в тирамису пармезан?
Как она на меня посмотрела!
- «Тирамису!» «Пармезан!» Да кто же сегодня тирамису с пармезаном готовит?!
| Помогли сайту Реклама Праздники |