Произведение «НЕМЕЦКИЕ СТРУНЫ РУССКОЙ ДУШИ» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Произведения к празднику: День воинской славы России — Ледовое побоище 1242
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 5
Читатели: 923 +1
Дата:

НЕМЕЦКИЕ СТРУНЫ РУССКОЙ ДУШИ

Бывают выборы и бывает Выбор


- Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? - спросил Берлиоз.
- Да, консультантом.
- Вы - немец? - осведомился Бездомный.
- Я-то?.. - переспросил профессор и вдруг
задумался. - Да, пожалуй, немец… - сказал  он.
                      М.Булгаков. "Мастер и Маргарита"


    Что представлял себе Михаил Булгаков, когда написал свое "…и вдруг задумался"? Почему булгаковский Воланд  вдруг задумался, если до этого в разговоре с двумя писателями шутя водил их за нос, да и потом  по ходу действия романа в тупик никогда не становился?  Эта дьявольская задумчивость  выглядит как-то подозрительно;  как говорил один медвежонок: "Это жж-жж - неспроста." Но то был умный английский медвежонок и он точно знал почему неспроста.  А здесь почему?
    Начать с того, что  слово "немец" - слово совершенно особое. В самом деле, француз живет во Франции, американец - в Америке, китаец - в Китае. Один лишь  немец - в  Германии.  Вполне возможно  (сдается мне так), "немец" -  единственный исконно русский этноним для обозначения национальной принадлежности. Происходит он от русского корня  "нем" - "немой", "немец" - некогда именно так сердобольно-добродушные  тетки на московском торжище прозвали  странно одетых чудаков - чужеземцев, ни бельмеса не понимающих на таком простом и понятном русском языке.  Но вот ведь парадокс: по-русски не понимали не только эти  чужеземцы, но и многие другие; а вот свое собственное, незаемное  родное слово нашлось только для этих. Даже для евреев (вот действительно чертовщина!) не нашлось родного русского слова -  "жид" всего лишь польская транскрипция  немецкого "юде", т.е. еврей..  Это, знаете ли, как  для  родного  всегда  найдется ласково-шутливое или грубовато-серьезное  словечко, так для чужака  - только  безразличное  ко всему, кроме пола,  обращение  "мужчина -женщина".
    Не знаю, насколько грешные мысли лезли в головы московских красавиц   при виде немцев, но убежден - без  последствий  эти мысли не остались. Душа России - женская душа (можно считать общим местом  без доказательств).  Душа России всегда была между Востоком и Западом примерно как женщина между мужем и любовником. То есть тело отдано одному, душа - другому.  Одного - любит, другого - просто уважает. К одному тянет как магнитом, от другого страшно оторваться - как в омут головой. Но иногда бывает  - нужно  выбирать.  Бывают, в общем, Выборы с большой буквы. Этих Выборов, в конечном счете, бывает  два -  по числу как бы полярных альтернатив. То есть, если  тысячу лет назад вместе с византийским христианством   Россия выбрала Запад (несколько условно, поскольку формат учения все же был не латинский),  семьсот лет назад вместе с формой централизованного московского государства  и луковицами куполов храмов - Восток, то триста  лет  назад   непостоянное женское  сердце ее вновь склонилось… Или не склонилось? Или это  всего лишь  большевик № 1 - Петр Первый  - и последующие большевики силой всем навязали, а Россия вовсе и не хотела всего этого:
• Регулярная армия ("полки нового строя") и морской флот
• Высшее образование (Университет) и  современная наука (Академия)
• Могучее бюрократическое государство (Империя царского и советского образцов)
• Индустрия западного типа  (с почти поголовным раскрестьяниванием и пролетаризацией)
• Стили в искусстве (барокко, классика, модерн)  
• Литература  и философия  (западники и как реакция на них - славянофилы).
    И  перечень этот далеко не полон - того, что получила Россия с Запада, в основном  прямо от немцев. А вместо спасибо генералиссимус А.Суворов сочинил стихи для государя императора Павла I (по крови почти чистого немца, как и все российские императоры,  начиная с Екатерины II):
    "Букли не пушки,
     Коса не тесак,
     А  я, Ваше Величество, не немец
     А природный русак!"
    И еще: "Русские прусских всегда бивали!" Ну да, бивали во время войн, а во время мира всегда бывали биты сами (в культурно-экономическом смысле).  Россия выиграла у Германии  войну и проиграла мир - известное выражение.  Как бы ни храбрились русские воины, Россия - существо женского рода. И когда умолкали пушки, в сердце ее вновь и вновь ныла старая любовь к вчерашнему врагу, любовь тем более сильная, чем менее реализована она была на практике.  Хотя и на практике получалось довольно неплохо в том смысле, что немецкие формы жизни  и деятельности во множестве воспроизводились в жизни русской (обычно лет через сто):
• после книгоиздателя Иогана  Гутенберга - "первопечатник" Иван Федоров
• после Лютера - патриарх Никон  (религиозные реформаторы)  
• после Лейбница - Ломоносов (универсальные гении)
• после Гете - Пушкин (реформаторы  литературного  языка)
• после Лессинга - Белинский (великие критики)
• после Моцарта - Чайковский (великие композиторы)
• после Маркса - русские марксисты и в некотором смысле весь советский народ.
    То, что происходило с русским сознанием  в эпоху Нового времени, Освальд Шпенглер назвал псевдоморфозой - случаем, когда "чужая старая культура настолько сильно довлеет над страной, что местной молодой культуре нечем дышать…".  Он писал в 1922 году: "Вслед за московским периодом великих боярских родов и патриархов, когда старорусская партия вела постоянную борьбу с приверженцами  западной культуры, после основания Петербурга (1703) наступает псевдоморфоза, которая втиснула примитивную русскую душу  сначала в чуждые формы развитого барокко, затем эпохи Просвещения и, наконец, XIX века. Народ, чьим предназначением было еще на протяжении многих поколений жить без истории, был втиснут в искусственную и придуманную историю, дух которой не мог быть понят исконно русскими людьми. На просторах страны, не имевшей городов, заселенной крестьянством, разрослись, словно опухоли, города чуждого стиля. Они были насквозь неестественными и ложными. Так же призрачно и невероятно выглядели роскошные эллинские города среди арамейских деревень. Такими их видел Иисус в своей Галилее. Такое же ощущение, вероятно, было и у апостола Петра, когда он впервые увидел имперский Рим."
    Далее, для уяснения двух главных российских духовных тенденций, Шпенглер сравнивает  дух творчества  Льва Толстого и  творчества  Достоевского.  "Толстой - это прошлое России, а Достоевский - ее будущее. Толстой - это событие в европейской цивилизации. Он находится посередине между Петром Великим и большевизмом. Все они не видели русской земли. То,  с чем они боролись, будет вновь признано посредством формы, в которой они  это делали.  Достоевского невозможно поставить рядом с кем-нибудь, разве что с апостолами раннего христианства. Для него нет никакой разницы между консервативным и революционным: и то, и другое - порождение Запада.  Его душа выше всего социального. Достоевский живет уже в мире непосредственно предстоящего религиозного творчества. Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, а имел в виду Маркса. Христианство Достоевского принадлежит следующему тысячелетию."  Отмечая  неорганичность российской души, Шпенглер тем не менее  верит  в ее "особую форму жизни, собственную религию, собственную будущую историю."  То, с чем боролись, будет вновь признано… Да послужит его вера утешением всем скорбящим !
    Думаю,  дух немецкого и русского народов  Нового времени  соотносятся между собой и с духом этой исторической эпохи так же,  как дух греческого и римского народов соотносились между собой и с духом Античности. Древние греки  в своей  исторической судьбе  точно  уложились во временные и идейные рамки Античности  - от Троянской войны и Гомера до закрытия платоновской Академии в Афинах и  первых константинопольских патриархов.  Греки - подлинные творцы и дети Античности, но вот сколько-нибудь длительного политического могущества они так и не имели. Римлян же многие считают искусными подражателями, тащившими по всему свету эллинскую культуру (правда, в мертвом виде - по другому ее не утащить).  Зато политически римляне господствовали в западном мире  полтысячи лет как минимум.  Роли как бы поделились:  греки  глобально отвечали за культуру, римляне - за политику  в античном мире. Духовный упадок римлян во времена Христа  был предопределен истощением греческого гения;  прекратилась греческая торговая и культурная экспансия, умерла религия.  А затем рухнула Римская империя.  Как в сказке про Кощея Бессмертного,  что ли - Кощей сам по себе, а смерть его  сама по себе.
    Немцы в Новое время - это отдельная  тема. Подобно грекам Античности, немцы  - в наибольшей степени творцы и дети Нового времени. Начиная с Реформации  (начало XVI века) - этого "первого акта буржуазной революции" (Ф.Энгельс) и заканчивая коммунистическим учением - этим свидетелем упадка западной "фаустовской" культуры (по О.Шпенглеру), немцы  век за веком "пропустили" через себя  все то содержание, которое мы в культурно-историческом смысле обозначаем понятием "Новое время". Участвовали  на первых ролях во всех крупных и кровавых  политических "мероприятиях"  (Тридцатилетняя война,  Семилетняя война, Наполеоновские войны, Первая и Вторая мировые войны).  Добились  выдающихся результатов в   экономике, культуре, науке. Реформировали христианство (Лютер, Кальвин, Цвингли, Мюнцер). Вся вершина философии Нового времени - немецкая (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). В общем,  народ  этот был, без преувеличения, "барометром" эпохи.  Возможно, немцы  не имели столь значительной культурной монополии как греки в Античности - все же рядом творили итальянцы, англичане, французы, голландцы -  но  зато немцы  все творчество соседей  как бы  аккумулировали - и … передавали на восток.
    Кому передавали - вопрос совершенно излишний. Разумеется, духовным детям - русским.  И русские это в глубине сердца своего всегда помнили и благоговейно чтили; недаром два раза совершенно бескровно вернули побежденным  немцам их Берлин и  часть страны (в 1760 и 1989 году); подписали сепаратный Брестский мир в 1918 году и договор  о ненападении в 1939 году,  еще в начале 1941 года гнали в Германию эшелоны с зерном. Бывает ли столько совпадений, вернее -  не называется ли такое количество совпадений закономерностью?
    Дьявол  представился двоим русским  - немцем,  как римлянам  он представился бы греком,  а древним иудеям -  египтянином. У всех  свой собственный злой гений.  Пока он в силе, мучает нас  - жизнь продолжается; когда же он исчезает - наступает … нирвана? атараксия? гомеостазис? еще какая-нибудь дрянь? - дьявол ведает, а поскольку он исчезает, то и спросить не у кого.
    И все-таки  я верю примерно как в завтрашний день - в российский фашизм, например. Это же будет просто смешно - не воспроизвести столь заметное явление на родной отечественной почве. Это будет как  свадьба без спиртного - некогда пытались такие учредить, да затея провалилась.
   [i] Ну да ничего, читатель. Возможно, не все так уж  мрачно в нашей жизни; возможно, ученый немец Освальд Шпенглер много  лет назад все-таки малость преувеличил насчет заката Европы. И зря назвал историю

Реклама
Обсуждение
     21:10 12.12.2014 (1)
1
Интересная статья!
Будет приятно, забавно обсуждать
"Ломоносов (универсальные гении)
• после Гете - Пушкин (реформаторы  литературного  языка)"
А не Ломоносов ли реформатор лит.языка?
     21:57 12.12.2014
В смысле, "нарушение" в логике списка?
Нет, не думаю. Ломоносов - универсал и первооткрыватель, Пушкин - литературная вершина своей эпохи. А оды Ломоносова и читать -то невозможно)) Даже если это и  предвзятое подчеркивание  отдельных черт этих личностей, все же в общем контексте они на месте!
     14:53 26.11.2014 (2)
1
Не со всем могу согласиться, но это и неважно. Вот только русского фашизма, думаю, не может быть Вернее, могут быть отдельные личности, использующие это течение, но русские несколько иные, более терпимые что ли. Если и бывают всплески розни, то чаще на бытовом уровне, и по сути - меньше всего из-за национальности.
Что касается выбора России. Не всё так просто. И не она выбирала, а ей навязывали, но она через себя всё пропускала, и потому такая смесь Запада и Востока, что никому не разгадать.
     19:32 26.11.2014 (1)
Как не может быть? Обижаете! Как говорил Карлссон: "Что же  по-твоему, я и заболеть как обычный человек не могу?")))
     20:08 26.11.2014 (1)
Во всяком случае я надеюсь. Мы лимиты всех бунтов истратили, но поскольку Мир точно свихнулся, всё может быть. Но тогда...
     12:05 27.11.2014 (1)
Говорите, "лимиты всех бунтов истратили..."  Думаю, лимиты - не лимиты, а вот пассионарную энергию истратили сверх всякой меры. Сейчас - по ходу исторической эпохи - в России пришло  время строить высокую культуру - ту самую, ради которой столько крови  пролили... Будущая революция 2022-34 гг. начнет процесс. Но кому это делать? Кто мог бы - в могиле, эмиграции или в разгоне... В стране депопуляция. Национальную идею так и не смогли сформулировать. Может быть, русский национализм станет знаменем, вокруг которого московская элита соберет народ?
     14:36 27.11.2014 (1)
Александр! Русский национализм в чистом виде не может быть национальной идеей - мы все дико перемешаны, не говоря о том, что России издавно уж очень многонациональная страна. Да, идеи нет, выхолостили, что было, растоптали, развеяли по ветру. Религия не сплотит, нет единой, как на Востоке. И некому знамя поднимать, это точно. Но свято место пусто не бывает. Вопрос в том, что придумают. Правда, и революции не обязательно через войну и кровь. Только гадать не будем.
     18:14 27.11.2014 (1)
"Правда, и революции не обязательно через войну и кровь."
В точку. Кровь и насилие для революции - вещь необязательная.  Просто новая идея должна охватить критическое количество людей. Скажем, через Интернет  
     18:24 27.11.2014
Да, он может помочь. Но пока такая разноголосица!
     15:16 26.11.2014 (1)
Почему русского фашизма не может быть? А недавние еще публичные марши воинствующих баркашовцев по улицам Москвы? А Эдичка Лимонов и его партия "НБП"? Национал-большевики Лимонова ничем не краше национал-социалистов Адольфа Гитлера?
     15:20 26.11.2014 (1)
Лен, не обрашай внимания. Решил блеснуть чем-то
таким разным. Себе понравился, в натуре, как умно
и красиво, прикольно выразился.
     15:28 26.11.2014
Барон! В семье не без урода.  А сочетание национал   и   большевики - это обманное название. И баркашовцы и подобные, мне кажется, поддерживаются властью, чтобы при необходимости выпускать полаять и попугать. И большевиками тоже усиленно пугают, чтобы народ напрочь забыл всё, что было достойного. Очень любят раскрашивать и перекрашивать.
     11:33 09.11.2014 (1)
Русский и немецкий народы очень похожи своей историей. Трагичной, полной крови, раздоров, внутренних конфликтов.
Заметка понравилась.
Только непонятна Ваша "вера" в наше "светлое будущее", высказанная в предпоследнем абзаце.

"И все-таки  я верю примерно как в завтрашний день - в российский фашизм, например". (с)

Вы о чём?
     19:07 09.11.2014 (1)
Спасибо за оценку! Да, согласен - фраза про русский фашизм звучит не очень приятно. Но ведь Вы сами говорите: "Русский и немецкий народы очень похожи своей историей." Вот и я о том же. Похоже, в истории никто не учится на чужих ошибках, все хотят совершить свои собственные. И если русская цивилизация повторяет фазы среднеевропейской - то такое заметное явление как воинствующий национализм (термин фашизм условен, конечно) не минует. Лучше знать об этом и заранее искать методы "мирного использования" этой энергии!
     03:51 10.11.2014 (1)
Элементы воинствующего национализма бывали в истории России. Например, антисемитизм в Российской Империи, и политика, основанная на понятии "инородцы". Или антинемецкие настроения в период первой мировой (кто-то даже хотел всех немцев выгнать из России, а Петербург стал Петроградом).
Для формирования национал-социализма в Германии (как и итальянского фашизма, испанского фалангизма и др. течений фашизма) после первой мировой были социальные и политические предпосылки, обусловленные позорным Версальским миром, унизившим немцев на уровне нации.
Для России подобных предпосылок не было, и, надеюсь, не будет.

Если рассматривать вопрос в ракурсе повторения русской цивилизацией фаз развития средне(обще)европейской, думаю, что когда в 20-40-х гг. 20 века Германия, Италия, Испания и ряд других стран Европы проходила "фазу фашизма", Россия проходила похожую фазу тоталитаризма, построенного на коммунистической идеологии.
Опять же социалистические революции после первой мировой войны были почти во всех странах Европы - но они там потерпели поражение (например, Ноябрьская революция 1918 г. в Германии). А ВОСР в России победила. С тех пор пути разошлись: в Европе фашизм, в России - советский тоталитаризм.
Вывод: надеюсь, и мы, и Европа уже пережили самое страшное.
     08:00 10.11.2014 (1)
Честно говоря, я надеюсь на то же самое)
И с аргументами Вашими я соглашусь. Но, думаю, определенные контраргументы имеются.
1) Конечно, прямого аналога Версальского договора в истории России не было (потенциально мог им стать Брестский мир). Но некая "историческая обида" все же имеется.  Это связано, конечно же, с событиями 90-х годов: развал СЭВа, Варшавского договора, СССР, политика "однополярного мира". Причиной для всплеска национализма я бы не стал все это называть, но поводом - очень даже легко.
2) Стал ли период "коммунистического тоталитаризма" как бы исторической заменой  тоталитаризму, основанному на национальной идеологии?  Сумела ли советская власть использовать национальные чувства людей для своих целей?  Думаю, это сложный вопрос. Предполагаю, что сумела, но в небольшой степени (в основном в проекте "Советский народ"). Но вспомните 1990-91 год и создание РФ из РСФСР: сколько играли на том, что в составе СССР у России не было своей компартии, правительства и т.д. и т.п. И ведь сработало! И одновременно всплеск национализма в остальных 15 республиках, включая Чечню!  Затем стабилизация в нулевых годах, вроде притихли. Но стоило начаться новому циклу в 2010 - вновь вспомнили (Грузия, Карабах, Украина). У нас в Казахстане пока тихо, у власти Назарбаев, но ему уже 74 стукнуло.  В общем -хорошо бы Вы оказались правы и худшее уже позади.
     11:35 10.11.2014 (1)
Украина сейчас - вообще ведьмин шабаш какой-то... Стали русских ненавидеть, причём больше, чем немецко-фашистских захватчиков...
Думал, в Белоруссии нормально. Но поинтересовался и узнал, что там тоже нарастают националистические настроения, причём с русофобскими чертами. И майданутых там тоже пруд пруди...
А как в Казахстане сейчас относятся к русским? К местным русским и к России?
     12:06 10.11.2014
Здесь все определяется, на мой взгляд, двумя главными факторами: авторитетом Назарбаева и глобальным выбором казахской элиты.  С первым, думаю, понятно - пока Назарбаев у власти, курс на интеграцию с Россией будет продолжаться. Со вторым посложнее, но в целом заметно, что между Мусульманской цивилизацией и  Западной (в лице Российской) современная казахская элита выбирает Запад (в глобальном смысле).  Русский язык используется повсеместно, местные русскоязычные чувствуют себя в целом неплохо, хотя эмиграционных настроений в последнее время прибавилось: Россия-матушка зовет...) Отношение к России?  Чувствуется, что третий приход Путина нашего президента несколько смутил. Я бы назвал это легким испугом. Курс он не меняет, но и полностью поддерживать Россию в украинском конфликте тоже не хочет, по-моему.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама