IV
Согласные буквы встретили их в просторном холле своего дома. Они проснулись от шума и яркой иллюминации, но не решились выйти на улицу.
Буквы тут же представили им своих звуковичков. Согласные буквы, так же как и когда-то гласные, не поверили, что у них могут быть звуковички. Гласные буквы растерялись, не зная, что предпринять дальше. Они беспомощно смотрели друг на друга.
Тут вперёд вышел Твёрдый знаки обратился к согласным :
–Вы хотите вернуть себе память?
Буквы дружно закивали в ответ.
–Тогда идём за гласными - сказал Твёрдый знак. И он первым двинулся вслед за звуковичками и гласными буквами. За ним потянулись остальные. Замыкал необычное шествие Мягкий знак.
Пошли буквы в лес по тропинкам, освещаемым светлячками, но не нашли ни одного звуковичка. Расстроились согласные буквы: неужели они так и не вспомнят свои имена?!
Твёрдый знак предложил передохнуть на лугу. Много прошло времени. Стало светать. Долго бродили буквы среди луговых растений, но и здесь не было звуковичков согласных букв. Совсем приуныли буквы, теперь уже и гласные были в панике: неужели они не смогут составлять слова?!
Тогда Мягкий знак нерешительно предложил посмотреть звуковичков в поле. Медленно двинулись все по просёлочной дороге в сторону поля. Дошли до первой лесопосадки. Такие лесопосадки огораживали поля, деля их на неравные четырёхугольники. Состояли лесочки, в основном, из берёз и клёнов. Под деревьями росла густая трава, в которой мелькали головки полевых цветов. Остановились буквы у края дороги и замерли: кругом расстилалось бескрайнее пшеничное поле. Вот подул лёгкий ветерок, и колосья зашевелились. Поле показалось огромным золотистым морем, по которому бежали волны. Буквам стало страшно. Их мучил один вопрос: где искать звуковичков?
Тут звуковички гласных букв взлетели, собрались в круг, а затем разлетелись в разные стороны, обследуя огромные просторы пшеничного поля. Когда они вернулись, то рассказали, что все звуковички согласных букв находятся в середине поля. Они все спят таким крепким сном, что их невозможно разбудить. Согласные буквы сначала обрадовались, что нашлись их звуковички, а затем вновь опечалились, потому что не знали, как же разбудить своих звуковичков.
Вперёд шагнула буква «Р» и попросила отнести её на середину поля. Звуковички /ы/ и /и/ схватили букву «Р» за руки и перенесли в центр поля. Здесь был большой круг травы,где расположились звуковички. Они продолжали спать.
Звуковички /ы/ и /и/ осторожно опустили букву «Р» на землю, а сами зависли в воздухе, ожидая дальнейших событий. Они были готовы в любой момент опуститься.
«Р» полюбовалась издали на необыкновенно красочное зрелище. Крылышки половины звуковичков была синего цвета. Эта синева вонзалась в зелень, потому что вторая половина звуковичков была зелёного цвета. Глубоко вздохнув, буква «Р» осторожно подошла к спящим. Она проходила мимо лежащих, легко касаясь каждого. Ничего не происходило. Но вот один из звуковичков синего цвета пошевелился, открыл глаза, а затем закричал радостно и весело во весь голос:
–Ура! Меня нашла моя буква «Р». Как я рад!
Затем он взлетел и стал будить звуковичка зелёного цвета. Едва тот открыл глаза, как тут же подлетел к букве «Р» и закричал громко-громко:
–Ура! Меня нашла моя буква «Р» .
Буква «Р» посмотрела на одного звуковичка, на другого и не смогла вымолвить ни слова: сначала не было ни одного звуковичка, а теперь целых два.
Звуковички взяли букву за руки один слева, другой справа и произнесли:
–/р/ (р-р-р),-это прозвучало твёрдо и раскатисто.
–/р;/ (рь-рь-рь),- это прозвучало мягко и ласково.
Буква «Р» рассмеялась облегчённо и сказала:
–Меня зовут буква «Р» (эр). У меня два звуковичка, потому что букву «Р» можно произнести и твёрдо, и мягко.
Звуковички осторожно взлетели, увлекая за собой свою букву. Звуковички /ы/ и /и/ увидели эту троицу и полетели к остальным буквам.
Когда посланцы вернулись, согласные буквы захотели все до одной разбудить своих звуковичков. Работа пошла быстрее. Звуковички с радостью относили буквы по одной в центр поля. Возвращались буквы уже со своими звуковичками.
Когда вернулись все буквы, началось настоящее столпотворение: звуковички летали, буквы кричали.
Твёрдый знак громко закричал:
–Успокойтесь!
Все буквы замерли,а он продолжил:
–Давайте подведём итоги нашего приключения и выясним, все ли буквы могут назвать свои имена.
Все буквы стали по очереди называть свои имена и пояснять, как они произносятся. Звуковички помогали им с произношением.
После переклички звуки и буквы весёлой гурьбой отправились в город Забвения. Они остановились на своей улице, с удивлением разглядывая свои дома. Только теперь они поняли, что поселились в городе Забвения не как попало, а по правилам грамматики.
Парные согласные жили в центре своего большого дома. На первом этаже согласные звонкие, на втором- глухие.
Б Г Д З В Ж
П К Т С Ф Ш
Согласные непарные звонкие выбрали левую башню, согласные непарные глухие- правую.
М Л Н Р Й --------------Х Ц Ч Щ
Гласные буквы разместились в домике поменьше, потому что их было всего десять. Одни из них выбрали верхний этаж, другие- нижний.
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
Гласные буквы тут же рассказали присутствующим, что они бывают первого ряда и второго. В зависимости от этого они выполняют разную работу: гласные первого ряда показывают твёрдость согласных букв, гласные второго ряда- мягкость.
Мягкий знак робко напомнил, что мягкость согласных показывают не только гласные второго ряда. Гласные дружно согласились, что Мягкий знак тоже всегда показывает мягкость согласных.
Буквы радостно улыбались, только знаки тревожно поглядывали вокруг. Они надеялись, что Фея Грамматики услышит разговор букв и отменит своё наказание. Шло время, но Фея так и не появилась...
| Помогли сайту Реклама Праздники |