Положим, я верчу колесо: я остановлю его только тогда, когда сама пожелаю этого. Это глупое колесо не может остановить мою руку. Так же и душа, приводящая в движение все отправления нашего тела, не должна быть изгнана какой-нибудь раной в голове или расстройством пищеварения из-за какого-нибудь омара. Не должна быть изгнана - и изгоняется! Откуда приходится заключить, что душа - чистый вымысел. А это заключение заставляет рушиться одно за другим, как театральные декорации при пожаре, все наши верования, самые существенные, самые дорогие».
(М. Башкирцева. Дневник. 21 апреля 1876 г.)
Это происходит потому, что человек в своём привычном сознании пытается материализовать Душу, а следовательно, придать ей свойства физического тела, не отказываясь притом от своих претензий на бессмертие Души.
Отсюда противоречие. Но Душа - нематериальна. Она - не субстанция. Мы не можем описать, как она выглядит, так же, например, как не можем описать энергию, изучая и измеряя её лишь по косвенным признакам и воздействию на материальный мир.
Некоторыми из признаков существования Души, надо полагать, являются Память и Наследование Информации. Проявления Души умершего человека, прежде всего, мы наблюдаем в том, что называем его духовным наследием. Другими словами, Душа представляет собой, в нашем понимании, тот образ его (ещё живущего или давно умершего человека - неважно!), во всём многообразии ипостасей и представлений, который сложился, пусть и субъективно, в нашем сознании. Степень же влияния, силу воздействия этого образа на нашу повседневную жизнь, поведение, поступки, мышление, мировоззрение, чувства, эмоции и т.д. можно, соответственно, отнести на Величие этой Души. Так чего же мы ещё хотим, соплеменники? Материализовать её? Но это обратный процесс… Загнать в новую плоть? Но это маразм… Перевоплотить в камне? - Зачем?
Марк Порций Катон (Катон-старший), крупный государственный и общественный деятель Римской Империи, снискавший огромный успех, популярность и уважение римлян за свои заслуги, согласно легенде, когда его спросили, почему же до сих пор в сенате нет статуи Катона, ответил: «Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит». Мудрый Катон уже тогда не хотел размениваться по мелочам…
Прижизненный почёт - не лучше паперти:
Осилит тот дорогу в облака,
Кто проживёт в потомков чистой памяти
Не годы, не десятки их - века!
Это сказал наш современник - Рубен Саркисян.
Оппоненты, я думаю, возразят, дескать, происходит подмена понятий. Термин, к примеру, «Память» подменяется «Душой». Если говорить так, то почему не наоборот? Разве не бессмертная Душа человека воплощается в памяти об этом человеке, представляя собой всё Содержание последней?
С Душой несколько разобрались в том смысле, что можно от чего-то отталкиваться. Но как уяснить для себя суть бессмертия? Ведь если попытаться понять всерьёз, хотим ли мы этого или нет, то надо, как минимум, сделать так, чтобы это «нечто» (бессмертие) для нас что-то собой представляло. И тогда не взыщите, если Ваш покорный слуга, призвав на помощь убогий потенциал своего необразованного ума, предпримет робкую попытку найти ответ на этот вопрос. Но для того, чтобы не быть слишком субъективным, давайте попробуем взглянуть на проблему с двух сторон: с позиции человека разумного (гомо сапиенс) и его предшественника, отнюдь, как оказалось, не вымершего (а благополучно здравствующего поныне, благодаря реЭволюционному процессу, проще говоря, деградации части общества)…
Итак (с одной стороны), примеряя шкуру гипотетического неандертальца или современной философствующей мартышки, следуя диалектической логике смею предположить, что всякой земной твари, мало-мальски похожей на обезьяну, очень хочется жить… вечно. Другое дело, что далеко не каждый подобного рода экземпляр настолько же хочет, как и может, пальцем пошевелить, чтобы спасти свою реликтовую шкуру. Но это другой разговор.
Мы же с вами, глубокомыслящие сограждане, вынуждены признать не только то, что желание жить вечно свойственно всем и каждому, но и что оно, это желание, естественно по своей сути, объяснимо, оправдано и даже позитивно, хотя бы уже потому, что приводит, если и не к конечному результату, то вполне промежуточному: стимулирует борьбу за выживание, увеличивает срок жизни, улучшает наследственные качества, проходит тест естественного отбора, и т.д. И это уже хорошо. Потому что это - эволюция, развитие, сама жизнь.
Не будь такого развития, жизнь, как случайность, имела бы разовый характер: однажды появившись, она исчезла бы навсегда. Да и появиться, скорее всего, не смогла бы, вследствие того, что не было бы предпосылок к этому.
С другой точки зрения, человека разумного, желать бессмертия (вечной жизни) глупо, нелогично и даже преступно по закону самой природы, так как, по достижению оного (бессмертия) отменяется необходимость и неизбежность Развития, что уже не есть Жизнь. Недаром народный эпос рисует нам образ Кащея Бессмертного как отрицательного героя, олицетворением дьявола и потустороннего мира… Зачем что-то менять, за что бороться, если ты - бессмертен? И что вообще можно менять в этом случае - степень бессмертия?
Всё, о чём мы только что говорили, касается бессмертия нашего тела. И всё, что было сказано выше, боюсь, банально до такой степени, что окончательно дискредитирует меня в глазах мирового сообщества как видного литератора и Великого философа, непризнанного, но всё ещё живого… Но я хотел бы, не смотря на своё ничтожество, внести свежую струю в понимание слова «бессмертие».
На самом деле, нет никакого противоречия в этих двух точках зрения - желания бессмертия и его отрицания. И то, и другое приводит к одинаковому результату - необходимости эволюции - тому единственному, что имеет Смысл в нашем сознании (читай братьев Вавиловых). Об этом же нам говорит и Л. Толстой ещё в раннем своём дневнике:
«…в душе каждого человека нахожу это бессознательное стремление, которое составляет необходимую потребность его души».
И далее пишет:
«Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни - цели общей и полезной, полезной потому, что бессмертная душа, развившись, естественно перейдёт в существо высшее и соответствующее ей. Теперь же жизнь моя будет вся стремлением деятельным и постоянным к этой одной цели».
(17 апреля 1847 г.)
Бессмертная душа… Что это - бред Великих или то, что недоступно простому смертному? Даже далеко не всегда набожные люди, и отнюдь не всуе оперировали этим всерьёз. Ещё Карамзин Николай Михайлович в заключение к предисловию своей знаменитой «Истории государства Российского» говорил:
«…да цветёт Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!»
(7 декабря 1815 г.)
И снова автор «Войны и мира»:
«Когда влечение души приходит в столкновение с влечением плоти, то первое должно брать верх, ибо душа бессмертна…»
(8 июля 1853 г.)
Вот и Толстой туда же: Душа бессмертна… Ах, Лев Николаевич! Ваш бы запас прочности, или, хотя бы, несколько лет распутной молодости поровну поделить с Машей, которая усомнилась не только в её бессмертии, но и в том, что она, эта Душа, вообще существует. Бедное дитя! Мы знаем, в каком контексте прозвучали эти слова отчаяния… Но ведь её прекрасная Душа живёт среди нас, доказывая обратное: что она - есть! Она общается с нами, влияет на нашу жизнь, побуждает мысли, эмоции, чувства…
И теперь, уяснив для себя это, мы постепенно подходим к определению Души.
Подобно тому, как Разум есть высшая форма развития материи, результат эволюции белковых тел, так и Душа - это высшая форма развития Разума, только в каждой отдельно взятой Личности, сознательно культивируемая и формируемая изнутри, и под влиянием внешних обстоятельств.
Далее, рассуждая аналогично тому, как мы говорили о бессмертии телесном, физическом, мне представляется, может возникнуть резонный вопрос: если Душа бессмертна, то какой смысл каждому из нас заботиться о ней, её чистоте, величии, широте и т.д.? Религия даёт нам ответ: врата рая открыты только для тех, кто…
Однако, если допустить мысль, что Бога нет, но Душа, всё же, бессмертна, то теряется смысл противодействия некому злу (смерти души), поскольку оно абстрактно, и тем более, что оно отрицается. Физическая смерть очевидна, поэтому мы противодействуем ей. Будем ли мы также противодействовать смерти своей Души, если заявляем, что она бессмертна? Зачем уж так напрягаться, если нам всем обеспечена вечная жизнь?
Да вот, видите ли, в чём дело… Нам всем, пришедшим жить в этом мире, разве кто обещал каждому по бессмертной Душе? Кто сказал, что Душа - непременный атрибут бренного тела? Да, Душа бессмертна! Но о каком бессмертии своей Души мы можем рассуждать, если таковой у нас нет? Бездуховность, безнравственность, безответственность перед кем бы то ни было, и прежде всего, перед самим собой, разве подразумевают Душу? Если у нас нет духовной жизни, то нет и Души! И с последним своим дыханием мы, в этом случае, испускаем последний вздох, а не Душу в вечное странствие. Если мы не лелеем, не любим Её, не культивируем её лучшие качества, не удовлетворяем духовные потребности, а довольствуемся малым… то и рассчитывать надо на малое…
Закон сохранения энергии! И так же, как уголь, добытый из земли, преобразуется в шлак и тепловую энергию, так и разумная отгоревшая плоть переходит в тлен и Душу, в высшей степени справедливо оставляя нам только то, что мы сами взрастили во время жизни, изваяли своими собственными руками и умом.
Таким образом, следует уточнить, что формирование Души в конкретном теле не есть неизбежность - это лишь следствие активной деятельности головного мозга в гармоничном взаимодействии с другими системами организма. Если мозг человека не пришёл к осознанию культивирования Души, то нет и никаких оснований говорить о её бессмертии.
Бессмертие же, в свою очередь, есть следствие Души (а не наоборот), её невидимый признак, определяющий неограниченное во времени её присутствие в окружающем мире. И наше богатое воображение, не отягощённое правильным квадратом материализма, в логической игре слов подтверждает это: призрак - тоже признак Души (умершего человека), находящейся в тесном контакте с живым. Хотите ещё? - Явление человека во сне. А феномен ясновидения, способность вступать в контакт - вам о чём-нибудь говорит? Не будем далее погружаться в глубины сознания, если только вы убедились, что бессмертие - это также и неотъемлемый признак Души. Так как она не материальна и потому нетленна, но которой, впрочем, может просто не быть у