Произведение «Памяти Юрия Любимова»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: театрмемуарыСССРвысоцкийрежиссерТаганкакончинаЛюбимов
Сборник: Литературные портреты
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 85
Читатели: 2325 +1
Дата:
«Памяти Юрия Любимова» выбрано прозой недели
05.01.2015
Предисловие:
Любимов

Памяти Юрия Любимова

Памяти Юрия Любимова


  Ему было 97 лет.
  Скончался человек-памятник. Трижды памятник. Памятник стране и эпохе. Памятник легендарному театру. И памятник самому себе – столь же легендарному.
  В 60-ые и 70-ые театр в СССР был больше, чем театр. А Таганка для Москвы была, пожалуй, значительнее, чем это большее. Крохотный и некомфортабельный зал в старом доме рядом с огромной площадью всегда ломился. В стенах коридора были прорезаны оконца, чтобы те, кому не досталось места на полу, могли что-то увидеть. В самом названии был некий вызов советской официальности. Не имени кого-то или чего-то, а просто театр на Таганке. Местоположение не выбиралось. Но сложилось, что Эти края были известны всей стране по Таганской тюрьме. Неведомо, играл ли режиссёр словами, но имечко у театра запоминалось с налёту. Таганку-тюрьму взорвали в 58-ом, а в 64-ом Любимов привёл в Московский театр драмы и комедии, добавив к названию «на Таганке», целый курс Щукинского училища с их дипломным спектаклем – «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда. Брехта. Этот спектакль сделал знаменитым и обновлённый театр, и режиссёра, и занятых в нём артистов: Зинаиду Славину, Аллу Демидову, Бориса Хмельницкого, Николая Губенко. Играл в нём и Владимир Высоцкий. И именно у бокового входа в театральные уборные Таганки поклонницы и поклонники встречали барда аплодисментами. Наверное, Высоцкий для страны и народа значительнее театра на Таганке. Но здесь он был рядовым актёром сильнейшей труппы. Мэтр устраивал строптивому выволочки. Но, думается, что без Таганки был бы немного другой Высоцкий.
   И Высоцкий был Любимову необходим. Кто, как не он, мог прохрипеть со сцены зонг Брехта:
Власть исходит от народа,
Но куда она приходит,
До чего ж она доходит?
Что за митинг? Живо слазьте!

Да так прохрипеть, что публика заходилась в экстазе.
Да, фига в кармане. Но это сейчас все горазды, рубахи рвать на груди. И чужие рубахи. Время было такое, что читали между строк. Смотрели между кадров. Время было и такое – самиздат, тамиздат, магнитиздат. А Таганка была сцениздатом.
  А прекрасная труппа в театре была всё же на вторых ролях. «Первую роль» узурпировал сам Любимов. Классическая Таганка - это строго режиссёрский театр, подвластный одному человеку. И без Любимова не было бы такого театра. Не было бы толпы перед входом в надежде на лишние билетики. Не было бы стоячих оваций в зале и возгласов: «Ну, Любимов, ну, и даёт». Не было бы и вопросов от вкрадчивых парней, оказавшихся в соседях по креслу: «А у вас в Москве Бродский по рукам ходит». Они знали, где искать. Ибо в те годы театр был, в сущности, оппозиционной партией. И Любимов, в сущности, был одним из лидеров оппозиции.
  За «Добрым человеком…» последовали: «Жизнь Галилея» также по Брехту, «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду, «Послушайте!» по стихам Владимира Маяковского. И даже «Мать» по мотивам Максима Горького. Но это вроде бы по Риду, по Маяковскому, по Горькому. Любимов, без колебаний вставляя в спектакль любые нужные для реализации замысла сюжеты. Да и сам спектакль был «набором аттракционов». Такое определение давал сам режиссер. Автор такого не застал, но уверяют, что спектакль «Десять дней…» на премьерных показах начинался в фойе, когда зрителей встречали солдаты в форме времен гражданской войны с винтовками, на штыки которых накалывались билетики. А на сцене такое творилось, И буффонада, и пантомима, и театр теней, и световой занавес. И очень много пели. И пели своё. Всё это было необычно. Но привлекательно.  
  Соперничающий с Таганкой «Современник» был, пожалуй, звёзднее, но и традиционней.
  А мэтр Таганки добивался желаемого. Сцена и зал становились одним целым.
  Некоторые постановки не доживали до премьеры, иные исчезали с афиш. Но шли «Антимиры» по стихам Вознесенского, есенинский «Пугачёв». И знаменитый спектакль  «Мастер и Маргарита» по роману Булгакова. После него чиновные зрители подходили к хозяину тетра и спрашивали: «А, что Маргарита, действительно, голая сидела?». Каждый искал своё. В 1981 состоялись чеховские «Три сестры». Это, кажись, последнее, что смог выпустить Любимов, и точно последнее, что видел при той, старой Таганке, автор этих строк. Поэтическое  представление «Владимир Высоцкий» и пушкинский «Борис Годунов» были запрещены.
  Но Любимов и его театр продержались да 84-го года. И в сумерки застоя при генсекстве Константина Черненко  мэтр оказался за кордоном, лишённый советского гражданства. Впрочем, театроведы уверяют, что обстановка вокруг Таганки стала накаляться сразу после смерти Высоцкого. Другие считают, что театр погубила новая сцена. Слишком уютно просторно и комфортабельно. Не подполье.
  Потом было возращение. Был и конфликт с родным, но ставшим вовсе чужим коллективом. Автор этих строк знает события лишь со слов. Второй раз ступить в ту же воду не удалось. Да и тщетно было. Иная эпоха, иной театр, иные зрители. Но артисты по-прежнему капризны. «Сукины дети», – бросил разок в сердцах мэтр.
  Однако этот неловкий финал творчества не умаляет феномена Юрия Любимова.
  Светлая ему память.


Старая Таганка
Послесловие:
Смотри также
Из записок старого театрала
Я видел воочию эти 32 безупречных фуэте. Памяти Майи Плисецкой

© Copyright: Александр Зарецкий, 2015 г.
© Рукописи из сундука. № 14. М., 2015 г.
УДК 378.4(470-25).096:070(091)
ББК 74.58(2-2 Москва)+76.01(2-2 Москва)
Р 85
ISBN 5-98405-020-X
Реклама
Обсуждение
     09:11 15.01.2017
1
Казахи говорят ИМАНДЫ БОЛСЫН ...
Гость      23:43 02.08.2015 (1)
Комментарий удален
     23:46 02.08.2015
2
Я помню, что Любимов играл в Вахтангова Гамлета. Сам не видел. Но читал.
Я не настолько театрален, чтобы изучать биографии. Для меня важны мои личные впечатления.
Гость      19:46 02.08.2015 (1)
Комментарий удален
     19:58 02.08.2015 (1)
2
Но уже с 1968 года тучи над Любимовым сгущались и его хотели удалить из театра.

Версий много. Вплоть до того, что дети Андропова, а я не знаю точно, что у него за дети, были как-то связаны с Таганкой.
Сам Любимов говорил, что его программа-максимум - это разозлить Моссовет. На большее он не замахивается. Дескать, его расхождения с властью лишь в стилистике.  "Мать" же начиналась так. На сцене стоит человек в смазных сапогах и косоворотке, опирается на раструб граммофона, лузгает семечки и плюет в зал. Так встречали рассаживающихся зрителей.    
Но символично, что театр "прихлопнули"  уже при Черненко. Во время явного кризиса в стране и  лежании генсека во власти. Значит, счёты сводили этажами ниже.
Гость      20:09 02.08.2015 (1)
Комментарий удален
     20:17 02.08.2015
2
Прожекторы Любимов любил.
Он вообще тщательно работал на мизансценами.
     20:10 02.11.2014 (1)
1
Вот при всем моем сложном отношении и к Любимову, и к театру - обожаю! Любимов (для меня) - интереснее своих спектаклей, интереснее своих актеров, интереснее ауры театра.
Он купался в этом всем - интриги с актерами, интриги с партийным руководством, с министерством культура СССР и РФ, бесконечные репетиции, бесконечные запреты спектаклей, редакция, вымарывание текста, - ему это было в кайф(!!) - по ощущениям.    
За записки - спасибо! Если есть еще чего - выкладывайте немедленно!
     20:28 02.11.2014 (1)
3
Ходили сплетни, что Любимов в неформальных общениях признавался, что его главная задача - это привести в исступление Минкульт и Моссовет. Это, конечно, бравада, но ложится в контекст.
Ну, Высоцкий-то в конце 60-ых ещё не был всенародным. Это уже, когда пошли нормальные магнитофоны. Ходили и сплетни про покровительство театру Андропова, у которого был личный интерес, не служебный. Не знаю. Ходили сплетни, что Высоцкий после загулов стоял на коленях и каялся. Я к закулисью всегда был равнодушен. Но коль скоро это помню, то охват сплетнями был широкий.
Настоящие же театралы спорили, кто сильнее  "китайского" лётчика играет - Высоцкий или Губенко. Большинство было за второго.
     21:00 02.11.2014 (2)
2
Мне про Любимова, Брежнева, Фурцеву, Таганку, Андропова и Высоцкого (и о многом-другом) рассказывал Бурлацкий.
Я все никак не могу собраться, - написать, т.е. записки есть, но не систематизированные.
Видимо, сознание, что через "вторые руки" "тормозит".
Но то, что у вас - довольно точно пересекается с рассказами Бурлацкого.
Мне, вообще, эта эпоха интересна - 1961-1981.
И еще период "дела врачей" - так я и не смог реконструировать, что на самом деле имел ввиду т.Сталин... У вас есть что-то по поводу этого периода - финал 52 - начало 53 гг.? Вдруг есть, я бы почитал с удовольствием!
     12:59 04.11.2014 (2)
2
рассказывал Бурлацкий

Ишшо один кремлевский подпевало
и классический жополиз.
     14:00 04.11.2014
2
Это мы сейчас все горазды.
А у кого было вот так:
Пусть каналий рвут камелии,
И в канаве мы переспим.
Наши песенки не допели мы
– Из Лефортова прохрипим.
     13:05 04.11.2014 (1)
3
Ну что же вы так-то сразу... Бурлацкий, в меру сил и разумения, - старался...
     13:44 04.11.2014
2
Бурлацкий, в меру сил и разумения, - старался.

Так много, уж так много
таких старающихся было
под рукой партии Ленина,
что ахнуть можно.
     22:05 02.11.2014 (1)
1
Про дело врачей написано больше всего. Это, прежде всего, связано со случайностью. Их ещё не успели истребить, а Сталин помре. И они стали первыми реабилитантами. Да ещё и профессия такая, что были широкие знакомства. И эти знакомства вздохнули с облегчением. Да и национальный фактор сыграл роль. Вон, Плетнёв "откусил" грудь у пациентки  в 30-ых, попал в приспешники Бухарина, "Правда" о нём написала. Том стенографического отчёта о процессе выпустили. Но и забыли. И вспомнили уж при реабилитации от комиссии Яковлева.  
Фёдора Бурлацкого я помню. Раз или два с ним разговаривал. В 90-ые. Но он тогда уже на излёте был.
     23:12 02.11.2014 (1)
1
Про дело врачей написано больше всего. - присоветуйте что-нить проверенное, более, чем другое, достоверное.
А то я про 53 год всякое ... читал...
     23:38 02.11.2014 (1)
2
Я ж не учёный и про достоверность мне судить трудно. Потом меня всегда интересовала коллизия, анекдот, а не соответствие жизни. А с делом врачей у меня нет никаких личных цепочек. Мне интереснее был Бухарин, например.  
Я мемуаристику и прочее начинал с "Люди, годы, жизнь" Ильи Эренбурга. Ждал номера "Нового мира". Помню, Никита обругал, и один год был без мемуаров. Пожалуй, из Эренбурга я впервые про дело врачей и узнал. Если не путаю за давностью лет. Но я тогда ещё мальчишкой был.
В принципе, наиболее фактографичны публикации горбачёвских лет и 90-ых. Не то, что было больше правды, а то, что было меньше фантазий.
А в 53-ем всё было просто. Рано или поздно он должен был сделать это. Сталин умер. Стали делить власть. У меня много полуфантастических рассказов о событиях на местах. Армия vs Лубянка. Ничего особо серьёзного не произошло, но игры были. Пока в Москве всё не решилось.
Но, на мой взгляд, режим бы был сменён при любом вожде.
     23:46 02.11.2014 (3)
2
А в 53-ем всё было просто. Рано или поздно он должен был сделать это. - да вот это-то и смущает!
У многих я читал "предчувствия" "неизбежного". А с чего?!!
     19:58 13.11.2014 (2)
У многих я читал "предчувствия" "неизбежного". А с чего?!!


Одно большое-пребольшое бахвальство. Даже в 1991-м мало кто мог даже из политологов предположить, что КПСС, а вместе с нею и Советский Союз, как становой хребет, в одночасье сломается. Поэтому в августе 1991-го в Шереметьево встречались: бегущие туда, как крысы с тонущего корабля (главный редактор "Огонька", например) и оттуда сюда, фактически, на смерть (Ростропович, попрощавшийся с женой и детьми).
     20:45 13.11.2014 (1)
3
Мандраж был лишь 19-го и то до начала пресс-конференции.
Правда, я шёл на работу, не зная, войду ли в здание. Прошёл кольцо автоматчиков и всё глядел на проходную. Сменили ли охрану. Я звонил, но деталями не интересовался, ибо, если всё серьёзно, то тот номер не мог быть чистым. И вдруг сообразил, что иду один по пространству, где всегда было людно. И ночью даже. Стало неуютно. Прошёл проходную, миновал автоматчиков в холле, а у лифтов подумал: "А как теперь отсюда выйти?"
А на этаже милиционер на внутреннем посту спрашивает: "Александр Иваныч, у вас заявление Ельцина есть?"  "Нет, - отвечаю, - но через минуту будет". О заявлении я в тот момент ничего не знал, но через 10 минут попросил отнести на пост пачку ксерокопий.
День был забавнейший.
     21:09 13.11.2014 (1)
1
Классно! А про это у вас подробнее где можно почитать? Вы Ельцина знали?
     21:19 13.11.2014 (1)
1
     22:06 13.11.2014 (1)
1
[quote][Это на"Фабуле"/quote]

Ну и шуточки у Вас...
     22:29 13.11.2014
Что за шуточки?
     20:34 13.11.2014 (1)
2
Одно большое-пребольшое бахвальство. - совершенно согласен. СССР был вечен (в моем, например, восприятии)
     21:05 13.11.2014 (1)
1
Про то, что СССР может распасться, я лично в 90-ом году и, вовсе не первым, и далеко не первым, сказал по телевизору. И в связи с этим потребовал немедленно вернуть России Крым. Чтобы потом проблем не было. Тогда надо мной хихикали. И сейчас премии за идею не получил.
     21:36 13.11.2014 (1)
И сейчас премии за идею не получил


Обошли, сволочи, да? Не отчаивайтесь. так всегда бывает с пророками в своем Отечестве.
     22:37 13.11.2014
1
Да. Я уж всей своей той команде наобещал. Дескать, наша взяла. Они тоже ждали.
Но я тогда лишь про Крым говорил. А народ это совсем не воспринимал. Ещё в залах получал записки. С недоумениями. На митингах тоже на этот лозунг не хлопали. Я в последних тиражах листовок вообще эту тему вниз сдвинул.
     15:02 11.11.2014 (1)
3
Предчувствие неизбежного?  Интересно, хотя выглядит иррационально... В статье на этом сайте я пытаюсь дать рациональное объяснение, посмотрите "Циклы российской истории".  Думаю,  в 1950-62 гг. в СССР случилась очередная революция...
     16:56 11.11.2014 (2)
2
Революция-то вряд ли. Скорее перераспределение власти. И резкая смена режима. Кстати, бунты при Хрущёве были побочным плодом либерализации. Люди поняли, что у них есть кое-какие права.
     20:06 13.11.2014 (1)
Не забывайте про массовый расстрел рабочих в Новочеркасске. Руководил Микоян, выполняя личное партийное поручение демократа Хрущева.
     20:43 13.11.2014 (2)
1
Новочеркасск - это самое громкое. О нём шептались. Я ещё в студенческие годы не всё, но кое-что знал. Были и другие бунты. Первый в Грозном. Он правда, был против чеченов, вернувшихся. Бийск, Иваново, кажись.  
И эти бунты были, как ни странно, следствием либерализации. Люди поняли, что у них есть какие-то права.  Но при Хрущёве была и Венгрия. И весьма кровавая. Но её народ воспринял как продолжение Той войны.
     06:55 14.11.2014
1
События в Темиртау из того же ряда. Рассказывали очевидцы, что на строительство Карметкомбината привезли болгарских рабочих, которым создали условия более-менее. А своих кормили всякой дрянью - вот народ и возмутился... В народной памяти эти события  сохранились как "забастовка"
     21:30 13.11.2014 (1)
Первый в Грозном


Кстати, тот самый Чечено-ингушский бунт, точнее, средневековая  резня, сейчас почему-то замалчивается. А ведь с интернационализмом на Кавказе не все было и тогда гладко. В самом деле, одни вайнахи резали безжалостно других вайнахов. Помню, с какой ненавистью знакомый ингуш рассказывал о кровожадности чеченцев того, советского времени.
     23:03 13.11.2014
1
Там начались трения после воссоздания республики. До этого же была Грозненская область. И люди штурмовали обком. Бунт был русским.
     13:20 12.11.2014 (2)
1
Конечно!  Другой режим - я бы назвал его классическим советским (1938-1974 гг.). Ранний советский режим - это большевизм (1902-1938 гг.),  после кризиса 40-х годов установился хрущевский классический советский, а уж после Брежнева установился постсоветский Горбачевско-Ельцинский (1974-2010 гг.). Деятелей революции (Ленин-Хрущев-Горбачев/Ельцин) сменяют деятели застоя (Сталин-Брежнев-Путин), чья власть обычно переходит и на период кризиса, а уж после них - революция, т.е резкое изменение режима.
Заметьте, в начале каждого цикла бывает локальная война: Японская (1904-1905 гг.), Финская (1939-1940 гг.), Афганская (1979-1989 гг.),  Грузинская (2008)...  не знаю, можно ли добавить - Украинская (2014). Почему?
     21:38 13.11.2014
не знаю, можно ли добавить - Украинская (2014).


Смелее и скорее добавляйте.
     23:01 12.11.2014 (1)
2
Всё-таки советская история легче периодизируется по вождям. У нас же, что ни вождь, то исторический жребий.
Единственное - это Андропов и Черненко стали просто этапами сумерек застоя.
     14:37 13.11.2014 (1)
1
С точки зрения текущего момента вожди вроде бы менялись ситуационно, но глядя  на все сто лет - довольно закономерно.
     15:26 13.11.2014
3
Логично с закономерностью.
Самая стойкая - это лысый меняет волосатого и наоборот. Эта шутка, как ни странно, оправдывает себя.
Любой новый начальник, прежде всего, отрицание отрицания. Ленин отринул Керенского, Сталин - Ленина, Хрущёв - Сталина и так далее.
Но, если строго...
Ленин - это революция и до конца нэпа. Сталин взял власть в 22-ом, но ещё не был единоличным вождём.
Сталин - с момента индустриализации-коллективизации. И в модифицированной форме до 56-го. В войну де-факто реабилитировали церковь. Возвысился русский патриотизм и так далее.
Хрущёв - с 56-57-го. Низвержение Сталина и начало кормления народа. Жильё, прежде всего,
Брежнев. Это пик социализма и его кризис.
Переходный и метающийся Горби.
Ельцин.
Путин.
     01:23 03.11.2014
2
Здесь две составляющих. Житейская. Всё-таки были люди, которые понимали. что Сталин не бог, что кондрашка на посту. И номенклатурная. Истеблишмент Сталин сменил. Революционеров среди них уже почти не было. Были чиновники. Их специальностью и профессией была власть. Резня в послевоенный период была не столь уж обильная. Но им и этой не хотелось. И уже не было тех, кого можно было бы объявить врагами страны. Как сделали с крестьянами "кулаками". Внутри страны грабить больше было некого. Следовательно, возникала иная политическая и экономическая доминанта.  Сталин, бесспорно, изменил страну. И эта страна отторгла Сталина.
А в нынешних сказочках - 100 процентов невежества и 100 процентов религии.
91-ый вызрел в недрах брежневщины. В принципе, сытого и спокойного времени.
     20:01 13.11.2014 (1)
2
Хорошо пожил Любимов, хорошо. Даже от главы КГБ личную благодарность за что-то сомнительное получил. А под конец вообще понесло. Особенно с женой заграничной, которая разогнала "Таганку", поссорив всех и со всеми. А Любимов? Смотрел и не перечил. Сил, очевидно, уже не было, чтобы сильно топнуть ногой на бабу.
     20:10 13.11.2014 (2)
1
Поздние браки многих губят.
Но времена изменились. Он уже не мог быть своим в новой эпохе. Голых артисток на сцене - табуны.  Матерятся. А у него в "Пугачёве" во время монолога, где были слова "...с трона какая-то... ", били в колокол на точках. И зал всё ждал, что когда-нибудь не синхронизируют.   Пельтцер в "Сатире" что-то подобное произносила. Не помню спектакль.  
Да и Таганка вся вымерла и раздвоилась.
Я последнее, что видел из любимовских, "Три сестры". Году в 80-ом. В новом зале.
     22:04 13.11.2014 (1)
-1
Пельтцер в "Сатире" что-то подобное произносила


Вспомнили Татьяну Пельтцер и у меня на душе, знаете, как хорошо стало. Будто повстречался с хорошим человеком. Не знаю, как Вам, но мне, человеку из провинции была очень приятна и мною любима эта актриса. Вроде, внешне и не красавица, но вот так...
     23:07 13.11.2014
1
Не красавица. Это, кажись, было в пьесе по Брехту. Не помню.
В Сатиру на неё и ходили. И на Миронова с Папановым. И на многих других. Труппа там была серьёзная.
     21:41 13.11.2014
[quote][Да и Таганка вся вымерла и раздвоилась/quote]

Странная роль в этом Смехова. Не находите?
     12:58 04.11.2014 (1)
3
С моей, дилетантской колокольни, Александр,
Любимов не был бойцом с режимом.
Сам Любимов откровенничал.
     13:37 04.11.2014 (1)
2
Ходили сплетни, что Любимов в неформальных общениях признавался, что его главная задача - это привести в исступление Минкульт и Моссовет

Это я и написал в комментарии ниже.
Но объективно. Всё, что не укладывалось в рамки метода соцреализма и не внушало читателям или зрителям (и даже слушателям музыки) мысль о том, что сделан очередной шаг к коммунизму во всемирном масштабе, было против режима. А у любого режима всегда есть армия чиновничков с грязно-тупыми лапами. И им нужно получать зарплату и расти до следующей ступеньки.
Но я пишу о строго определённом времени. Брежневщина, в принципе, была вегетарианским временем. Пугнули мыслящий народ громким процессом Синявского и дальше все по-тихому. Исключения - это кампании против Сахарова и Солженицына. С коллективными письмами и так далее.  Но оба были фигурами мирового масштаба и откровенными врагами режима. Их главная заслуга в том, что они смогли вырасти до такого размера.  
В те годы, свернув в переулок в центре Москвы, войдя в подворотню, можно было постучать в дверь. Она открывалась с вопросом: "Вы приглашены?" Там могли висеть картины. Мог быть и зальчик мест на 200. Играли и показывали не запрещённое, но и не разрешённое.
Была и бульдозерная выставка. Это 74-ый. А потом две выставки нонконформистов на ВДНХ. Вторая (огромная) была в доме культуры. Мы с женой прошли через боковые ворота за час до открытия ВДНХ. Подошли к клубу. Там была уже вполне приличная очередь. Когда выходили (часов в 12) вдоль очереди ездила на машинах милиция и орала в мегафоны: "Залы закрываются в 18 часов. Не занимайте очередь. Не успеете!"
     13:42 04.11.2014 (1)
3
Исключения - это кампании против Сахарова и Солженицына

Но какие исключения.
Громыхнули на
всю матушку вселенную.
     13:47 04.11.2014 (1)
3
Коллективы работали. Не нынешние энтузиасты в интернете.
Но обе те кампании были глупыми.
Вот нынешняя - это феноменальный успех. Даже завидки берут. Мы так не умели.
     13:56 04.11.2014 (1)
3
Даже завидки берут

Во-во!
Мы так не умели

На смену пришли пронырливее.
     14:09 04.11.2014
2
Нет. Просто свобода творчества. При Советах врали по утверждённой в кабинетах тупых шефов догме. А сейчас можно запустить любой похмельный бред.  
А нырять в России всегда умели. При Кобе очень ловко ныряли. Но иные, вынырнув, получали кувалдой по башке.
     12:57 06.10.2014 (1)
1
Да - вторая сцена стала как будто началом конца.
Хотя, ведь нет ничего неизменного.
С предпоследним предложением совершенно согласна.
И с последним.
Светлая память!

V
     13:32 06.10.2014
3
Скорее всего, это всё же совпадения. И Высоцкий, и вторая сцена. Я на ней видел последний любимовский спектакль "Три сестры". С овацией по поводу подлинной (чеховской) фразы Вершинина, что его полк уходит в Польшу. Для Чехова - это было просто географией империи. Не более. Время вложило иной смысл. А ещё продолжалось время поисков вторых смыслов.
Любимов, кстати, не очень охотно осваивал новую сцену. Здание несколько раз перестраивали. Но, скорее всего, это удачная шутка тех лет. Но сейчас смысла с ней спорить нет.
Высоцкий к концу 70-ых перерос театр по масштабам. Из гитарного барда он превратился в национального поэта.
Говорят, что Андропов Таганке покровительствовал. Но именно при нём давление усилилось.
Но и времена уже стояли другие. Уже была Польша, был Афган. И постарели, и поумнели фанаты театра. Всё-таки его аудитория была ограничена. Любимову, естественно, было неуютно. Что не умаляет его личность.  
Театр слишком сильно зависим от власти. В Москве был "Современник", в Питере - БДТ и театр "Комедии". Ну, Малая Бронная. Немного "Сатира".
     00:53 06.10.2014
-1
Огромный пласт истории
     22:59 05.10.2014 (1)
дай Бог и нам дожить до его лет...
     23:01 05.10.2014 (1)
1
Это да, конечно.
Можно и без такой славы.
     23:09 05.10.2014 (1)
во-во, можно без хлеба...
     23:18 05.10.2014 (1)
1
Но с мясом
     23:19 05.10.2014 (1)
мясо, можно и без соли...
     23:24 05.10.2014 (1)
1
Не. Без соли не годится.
Да и хлеба немного к мясу желательно.
В Штатах, гады, этого не понимают. В ресторанчиках.
     23:32 05.10.2014 (1)
вы им передайте, мы скоро их научим другой кухни...
да к 90, мне кажется пофик, соль там хлеб, почмокаем дёснами и в люлю))
     23:36 05.10.2014 (1)
1
Да, вряд ли я успею доехать. Народ на "Фабуле" настроен решительно. Вот-вот сорвутся и помчатся янки бить.
     23:40 05.10.2014 (1)
оо, это точно...)) у нас же реактивные диваны...
     23:47 05.10.2014
2
Ну, полководцы с диванов не снимутся. Они уже победили. Пошлют массовку.
Ну, и бабий батальон двинет. В первом эшелоне. Чтоб раньше всех по магазинам пробежаться.
     23:26 05.10.2014 (1)
1
Жаль, очень... Не восполнить.
     23:32 05.10.2014
2
Из московского театрального бума тех лет, пожалуй, Табаков один остался.
Других не припомню.
Он, кстати, тоже в больнице.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама