Произведение «"Ой, гой еси, Песталоцци и Ушинские!" (грустные мысли о некогда самой передовой в мире отечественной педагогике).»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 1
Читатели: 687 +1
Дата:

"Ой, гой еси, Песталоцци и Ушинские!" (грустные мысли о некогда самой передовой в мире отечественной педагогике).

Ещё французский писатель-просветитель 19-го века Эдм-Пьер Бошен сказал, что образование может превратить дурака в учёного, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. То есть если  есть ты по натуре балбес, то будь ты хоть трижды академиком – в душе таким же балбесом и останешься, разве что одетым в академическую мантию. А теперь конкретный пример.
Одна  моя хорошая знакомая,  интеллигентная женщина, преподавательница нашего местного «педа», уже много лет принимает в родном ВУЗе выпускные экзамены.
- Это не будущие учителя, а оторвы какие-то, - призналась она и пояснила. – На днях одной выпускнице я поставила тройку. Ты сам знаешь, человек я  мирный, спокойный и довольно безвредный. Опять же выпускные – это не приёмные, здесь оценки всегда смягчаются: человек отучился, выходит в самостоятельную жизнь – зачем ему её начало портить? Но эта девица «блистала» такими «знаниями», что я при всём моём желании поставить «четыре» просто не могла! Удивляюсь, зачем она вообще-то в наш институт поступила! -  и, увидев мою понимающую усмешку, покраснела ещё больше. ( Не ЗАЧЕМ, Надюша, а ЗА ЧЕМ! За дипломом о высшем образовании, неужели не понятно?)
- В общем, поставила я ей вполне заслуженный трояк, а она мне в ответ прямо  по глазам: «Да… (и моя воспитанная собеседница, академическая душа,  покраснела, но всё же выпалила)…е…ла я, говорит, весь этот ваш ср…ный пед! Мне главное, чтобы «корочка» была! Представляешь? Открытым текстом!
- А чего ж не представить?- ответил я. – Всё понято. Человеку нужен диплом. А что касается профессии – да какая разница? Ты что, серьёзно думала , что она собирается работать в школе? Туда сейчас, по-моему, идут либо законченные романтики-идеалисты, или те, кому просто деваться некуда.
- А вот ехидничать совершенно необязательно, - вспыхнула она.
- Я? Ехидничаю? – удивился я. – Так это не я, а вы её учили, вы ей диплом дали! Я-то тут при чём, что этой девице -  и сколько их таких! -  на всю вашу педагогическую науку наплевать? Да и потом не то жалко, что она всех вас послала, а то, что отучившись целых пять лет, она так и не получила даже элементарных знаний об анатомии и физиологии человека.
Надежда подняла на меня непонимающий  взгляд.
- Осуществить предполагаемый половой акт в той форме, которую она хотела тебе продемонстрировать, она даже при всём её желании не сможет, - пояснил я. - В силу своих анатомических особенностей. Её-то е…ать, возможно, будут (а, может, и уже), а вот она сама – увы… Не дано. Природа так распорядилась.
Надежда снова смутилась, потом рассмеялась, на этом наш разговор о юной педагогической «озорнице-матерщиннице» и закончился.

Конечно, можно было бы и не заострять на таких экстравагантных «половых агрессоршах» внимания, если бы подобное отношение к сегодняшней системе педагогического образования со стороны будущих «песталоцци и ушинских» были единичными явлениями. Но, увы, единичностью здесь уже давно не пахнет. Нет при поступлении в «педы» отбора на профпригодность, поэтому они «выпекают» (именно что «выпекают», а не выпускают!) сейчас кого угодно, от коммунальщиков до офицеров армии и правоохранительных органов, но только не полноценных  (имею в виду стремление и способности к этому виду труднейшему виду гуманитарной деятельности) педагогов. Отчасти это можно объяснить экономическими причинами: студенческих мест здесь больше чем желающих учиться, востребованность в школьных учителях уже не первый год в «минусе», а те места, где они всё ещё нужны, это такие дыры, такие медвежьи углы, от которых выпускники «педов» шарахаются как черти от ладана (и правильно делают. Времена фильма «Первая учительница» с блистательной актрисой и очаровательной стервой Верой Марецкой в главной роли уже давно прошли). Одно время в высоких правительственных сферах вполне логично поднимался вопрос о значительном сокращении педагогических вузов. Ну, не нужно стране столько учителей, причём очень сомнительного качества! (А сомнительное оно потому, что «выпечка» будущих педагогов поставлена на поток, а ведь педагог – это  ш т у ч н ы й  товар. Впрочем, «фабричная» тенденция – результат коммерциализации высшего образования -  сейчас практикуется практически во всех российских гуманитарных вузах.) В результате решили вопрос «гуманно»: переименовали «педы» в какие-то совершенно обезличенные, а оттого совершенно непонятно какого профиля «социально-гуманитарые университеты» (что это такое? С чем их едят? Кого они учат? Кого выпускают? «Социалистов-гуманитариев»? От них недалеко и до социалистов-революционеров-последователей народовольцев. Упаси, как говорится, Господь…). Нет, вроде бы поступили очень благородно: решили ПРОСТО переименовать. Приём , конечно, очень лукавый, но зато неоднократно проверенный-обкатанный, а для отчётности и вообще беспроигрышный: «за указанный вами срок и согласно вашим бесценным указаниям ликвидировали столько-то педагогических институтов». А каким образом (расстреляли, что ли?), и куда они делись (не растаяли же  воздухе!) – это вопрос, как говорил незабвенный товарищ Глеб Егорович,  двадцать четвёртый. Опять же поступили в высшей степени гуманно: в тех бывших «педах-непедах» трудится масса  народу -  куда их в случае закрытия институтов девать? Они же в дворники или слесари-пекари не пойдут (да и какие из них дворники, какие слесари-хлебопёки, если они в своей жизни ничего тяжелее ручки не держали!). Опять же на своих местах большинство из них работает не первый год, уселись-пригрелись основательно, зарплата капает, всё знакомо, всё привычно, и люди очень уважаемые, не какая-нибудь пьянь или бродяги, от которых можно просто отмахнуться – как же их, таких уважаемых, взять и лишить всего этого, кровно выпестанного, многолетними стараниями заработанного? Вот и получилось как в старом анекдоте про публичный дом, который вдруг перестал давать доход, и его владелец стал выдумывать самые разные способы, как бы вернуть заведению былые престиж и популярность. Он и ремонт сделал, и простыни свежие приобрёл, и скидки постоянным посетителям предоставил -  а всё одно: не идёт народ в заведение. Тогда он в отчаянии обратился к уборщице, которая работала здесь уже не один десяток лет: чего, баб Мань, делать-то? А она ему отвечает: надо не фасад красить, не простыни покупать, а или бл…ей менять, или закрываться, потому что вокруг подобных нашему борделей - как грязи. Так и здесь: надо или закрываться, или старую «гвардию», которая и сама понимает всю бесполезность своего труда, убирать и ставить новых, ещё не закостеневших в своих никому сейчас не нужных принципах, расчетливых, прагматичных и циничных. Тогда дело, может быть, и сдвинется с мёртвой точки, и, возможно, будущие выпускницы не будут столько открыто демонстрировать  свою дремучесть в вопросах анатомии и физиологии. Хотя так и остаётся открытым вопрос: пойдут ли такие перестановки на пользу нашей отечественной педагогике? Отвечаю: вряд ли, но хоть лицемерия и ханжества в ней поубавится. Здесь сложилась такая ситуация, что, как говорится, всё к одному концу: и отдавать педагогические ВУЗы этим самым «молодым-деловым» как-то боязно ( уж они-то -  и  в этом не сомневаюсь! – устроят (впрочем, уже устраивают) классической педагогике настоящее «небо в алмазах»! Сегодняшние ЕГЭ – наглядное тому подтверждение.), но и оставлять всё по старинке – значит, окончательно эту и так дышащую на ладан науку угробить. Науку, которая во  времена СССР была одной из самых успешных, самых развитых, самых удачно организованных и самых, замечу, уважаемых в обществе.



Реклама
Обсуждение
     16:00 28.08.2010
Кстати сказать. На злобу дня и к вопросу о состоянии российского образования. Недавнее.
Обращение доцента СПбГУ к Президенту РФ
     00:06 27.08.2010 (1)
Актуальный вопрос вы поднимаете... На мой взгляд (взгляд человека, заканчивающего обучение на филологическом) ситуация в современном образовании похожа на замкнутый круг. Как говорил, кажется, кто-то из великих физиков, "Учёные не меняют взглядов - они просто вымирают". Как это не печально. И это то, что почему-то никак не может произойти - люди на своих тёплых местах естественно за них цепляются. Да, у меня в школе были замечательные учителя русского и литературы. Но сейчас, отучившись пять лет в вузе и пройдя педагогическую практику, я понимаю, что не смогу заставить себя пойти преподавать в школу по одной причине: потому что не хочу учить детей знаниям, основанным на давно устаревшей системе. Потому что чтобы учить "школьному" русскому по стабильным учебникам мне нужно "забыть" всё, чему учили пять лет практически! Да, школьное образование всегда консервативно, это нормально, но не до такой же степени.
Смена поколений должна произойти, хотя она и будет неизбежно болезненной. Но без неё никак не обойтись.

И небольшое замечание по форме: эссе интересное, но неплохо бы разбить на абзацы его вторую часть, а то читать становится тяжело, особенно с монитора..
     16:15 27.08.2010
Здравствуйте, Юкари. Спасибо за интересный комментарий и замечание. Обязательно его учту. Всего хорошего.
Реклама