Произведение «Кирзачом в девчачью душу»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Сборник: Дядюшка и племянница
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 8
Баллы: 32
Читатели: 757 +1
Дата:

Кирзачом в девчачью душу

Когда наступил сентябрь, когда погода стала портиться чуть ли не каждый час, когда ветры завыли по-волчьи, беспощадно трепля плакучие ивы, когда атмосферное давление заскакало, выкроив несколько минут, прибежала, обеспокоившись, к любимому дядюшке.

Он приготовил чай, а я выложила на стол его любимое овсяное печенье на меду. Ну, знаю же, что сам он такую, как выражается, дороговизну никогда не купит.

Сидим. Гоняем чаи. Гляжу на дядюшку: вроде, бодр, а в глазах нет обычной озорной искринки. Чувствую: какая-то тяжесть давит его душу.

- Что-то со здоровьем? – спрашиваю его.

- С чего взяла? – вопросом на вопрос откликается он.

- Так показалось и… Взгляд какой-то не такой.

- Какой именно, племянница?

- С печалью. Невесело смотришь.

- У меня-то всё благополучно, а вот…

- Ну-ка, дядюшка, выкладывай и всё-все.

- Вот какая история, - неохотно и делая длинные паузы, начал дядюшка открываться. Я замерла, чтобы не вспугнуть неосторожным словом или движением. – Три дня назад гостил у Тамарки, сестрёнки твоей… Посидели рядком, поговорили ладком… Обо всём… Само собой, с ее мужем, Осипом, теперь уже законным, чуть-чуть коньячишка драбалызнули и хорошим шоколадом закусили.

Дядюшка, сделав несколько глотков чая, скривился. Я поняла: чай подостыл и теперь ему не нравится.

- Подогреть?

- Не стоит, - он махнул рукой. – И так допью. Чай, не отравлюсь, - через минутную паузу продолжил. – Тамарка-то, сама знаешь, к этому не очень и Осипа держит в ежовых рукавицах… Наверное, есть к тому повод… Банальность, ясно, но скажу: чужая семья – потёмки… Вот такие дела… Скоро Тамарка нашу теплую компанию оставила: в самом деле, чего хорошего с пьяными мужиками сидеть? И дел у нее невпроворот… Всё на ней, можно сказать. Доченьку избаловала и теперь она в семье не помощница, сама знаешь… Вне брака Алианка девчушку родила… И повесила все заботы на мамку… Бегает, хвостом вертит…

Я осторожно вставила:

- Но для Тамарки – внучка в радость. И тяжести, как мне показалось, от этого не испытывает.

- Верно, но все же Алианка, став матерью, должна была посерьезнеть.

Я попробовала оправдать:

- Молода и ветер в голове свищет.

- Оправдание, но слабое для меня… Впрочем, не о том сейчас речь… Ну, так вот… Сидим вдвоем на кухне – Осип и я. Мужские разговоры ведем. Тут вбегает моя правнучка, стало быть, внучка Тамарки… Девочка, скажу тебе, добрая и заботливая: меня из дома не отпустит без поцелуя на прощанье и какого-нибудь подарка… Когда прихожу, то первый ее вопрос: «Дедуля, не хотите ли покушать, - и летит на кухню, опережая бабушку, и оттуда зовет. – Проходите. Я сейчас разогрею». Не девочка, а золото. Ты, конечно, помнишь, что ей, Иринке, десять лет исполнилось и только что пошла в четвертый класс… О-хо-хо, беда наша, человечья. Ну, как-то так… Вбегает, значит, Иришка, открывает холодильник, там шуршит, достает сосиску и – в рот. Осип, увидев, чуть ли не позеленел. Вскочил… Не знаю, что бы последовало дальше, если бы меня тут не было… Но и того, что случилось на моих глазах, более чем достаточно… для меня.

- А… что случилось, дядюшка? – осторожно спросила я и тут только заметила в его глазах слёзы.

- Скверное, племянница, - тихо ответил он и усилил сказанное, - прескверное… Осип заорал на девчушку: «Ты и так жирная свинья; хочешь стать еще жирнее!?» Я онемел… У меня перехватило горло… Я не знал, что должен сделать или сказать… Я, поверь, чуть не потерял сознание… Я жесткий человек, но на свою родную дочь ни разу даже голоса не повысил, а уж про внука и говорить нечего. Тем более не мог я так обхамить ребенка, унизить его, занести свой грязный кирзач и влепить им в душу человечка, начинающего только-только жить. Наконец, это не просто маленький человечек, а девочка, для которой такое услышать… Из рук девочки сосиска выпала и она залилась слезами… Это было для меня всё!..

- Намерение-то благое, - тихо сказала я.

Дядюшка вдруг вскочил. Я посмотрела и увидела, как по складкам старого лица текут слёзы.

Хватило же ума еще и добавить:

- Девочка явно склонна к полноте.

Дядюшка замотал головой и выкрикнул:

- Благими намерениями вымощена дорога в ад!

Он присел и стал большими глотками пить остывший чай. Потом, чуть-чуть успокоившись, продолжил рассказ:

- Я притянул крепко-крепко одной рукой Иришку к себе, а другой стал легонько гладить по голове. Рубашка на груди промокла от ее слез. Мне надо было что-то сказать ребенку, пережившему такой стресс, но я не находил подходящих слов… Осип что-то бубнил в свое оправдание, но я его не слышал, я не хотел его слушать. Ребенок же, всхлипывая, в ухо мне шептал одно и то же: «Дедуль, разве я жирная свинья? Неужели я такая противная?» Собрав в кулак всю свою силу воли, наконец, произнес: «Нет-нет-нет, Ириша, ты очень-очень хорошая девочка… Я тебя люблю… Сильно люблю… Тебя, такую красавицу, не любить невозможно… Тебя, Ириша, любят все!» Девочка, чуть-чуть успокоившись (рыдания, разрывающие мое сердце, приостановились, но слёзы все еще текли), всё также тихо прошептала в ухо: «Но дедушка Осип…» Я сказал: «Не обижайся, девочка моя… Прости его… Он сгоряча… Он не хотел…» Иришка ответила по-взрослому: «Не хотел, а обидел».

Дядюшка замолчал. Чувствовалось, что по-прежнему переживает за ребенка. И говорить на эту тему больше не хочет.

Я встала. Подошла. Обняла старика за шею. Прижалась, не произнося ни слова. И потеряла счет времени. Его боль теперь поселилась и во мне. Надеюсь, ему полегчало. В возрасте дядюшки, сохранившего такое доброе сердце, такую отзывчивую душу, подобные переживания особенно страшны и могут… Нет-нет, я даже произносить не хочу!
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Кирзачом в девчачью душу. Автор Madam Cobakina


Поднятая Вами тема всегда останется актуальной.

А теперь немного моих размышлений, не критики, а размышлений.
На мой вкус название не совсем удачное.
«Кирзачом в девчачью душу»

Фразы «В девчачью», где  звучит назойливое «чач»,   и «кирзачом»,  где тоже  звучит «ч» — плохо сочетается...
И не все сейчас знают, что «кирзач» — это  солдатский сапог, который уже в прошлом.

Не стоит составлять длинные предложения.
«Когда наступил сентябрь, когда погода стала портиться чуть ли не каждый час, когда ветры завыли по-волчьи, беспощадно трепля плакучие ивы, когда атмосферное давление заскакало, выкроив несколько минут, прибежала, обеспокоившись, к любимому дядюшке.»

Вопрос №1: что за слово  образовалось во фразе при  прочтении вслух:  «... когда ветры завыли по-волчьи(штамп!), беспощадно ТРЕПЛЯПЛАкучие ивы(плакучие ивы-штамп!) И почему надо было вносить в описание осени, именно банальные  «плакучие ивы»?  Разве другие деревья не трепал ветер?

Вопрос №2: среди чересчур многочисленных «когдашек» , КТО, выкроив несколько минут «прибежала»  обеспокоившись(кстати, ЧЕМ?) к «любимому дядюшке»?
Получается так:   … «атмосферное давление заскакало, выкроив несколько минут»... Это оно прибежало к дяде?
И зачем столько слов «когда»? Думаете, что читатель  с одного пояснения не поймёт, что это осень?

И ещё несколько мелочей

Немного странно, что дядя так казённо выразился: «Вне брака», обычно говорят: «Без мужа родила, или «в подоле принесла».
Этот дядя выше применяет весьма «специфичное», просторечное и странное :  «драбалызнули», а тут вдруг, как юрист выразился... Неестественно, однако!  
Кстати, благородный  коньяк, который закусили шоколадом, и словечко: «дербалызнули-драбалызнули» — никак не сочетаются! Вот если бы он сказал: «Водочки или водярки «драбалызнули», то было бы вернее.

Далее скажу точно, что речь дяди —  чисто женская.
Слишком эмоциональная и назидательная, с  явным отттенком дамской чувствительности.
Простите, автор, но мужчина скажет не так многословно,  но яснее и резче!

Неплохо бы Автору прислушаться к окружающим, и уловить особенности и различия  речей разных людей: мужчин и женщин,  выпивающих мужиков, и дегустирующих коньяк интеллигентов, и т. д.
Кроме того, в произведении много мелких сорных слов, которые для раскрытия темы не требуются и самобытного колорита не несут! У меня тоже так часто бывает, и при прочтении через некоторое время месяцев я свой сор удаляю. Иногда даже целый абзац превращаю в два предложения

Дорогой Автор, Вы легко можете очистить свою  новеллу от «перегрузок», и уверяю Вас, она станет ярче, и понятнее читателю.
И чувствительнее, чем с многословием...
Желаю успеха!
Оценка произведения: 8
Владимир Яремчук 14.11.2014
     19:59 25.10.2014 (1)
6
Какой нехороший Осип! Некультурный хам! Но, похоже, в этой семье по настоящему только его заботит будущее девочки.
     20:05 25.10.2014 (1)
5
только его заботит будущее девочки

Будущего ходячего скелета,
который в тридцать,
максимум лет уйдет в другой мир?
     20:11 25.10.2014 (2)
6
Нет, скорее всего, заботами остальных членов семьи - толстушки, с гормональными проблемами, гипертонией, неспособной контролировать количество съеденного и массой комплексов.
Понятно, что Осип - не великий педагог и психолог. И алкогольное опьянение - не оправдание. Но нет оправдания и другим членам семьи, "из любви" откармливающим ребенка, как порося.
     12:48 30.01.2015 (1)
3
толстушки, с гормональными проблемами

Сидоровна, Вас понимаю
толстушек и я не уважаю, ежели как бы даже без
гормональных проблем.
Привет союзнику.
     13:51 30.01.2015
2
Согласен. Плохо, когда чего--то слишком уж много.
     20:15 25.10.2014 (1)
5
Но нет оправдания и другим членам семьи, "из любви" откармливающим ребенка

Согласна. Но
это уже другая крайность.
Надо с ребенком разговаривать, тактично, терпеливо..
     20:54 25.10.2014 (1)
6
Надо с ребенком разговаривать

Но, кроме Осипа, судя по контексту, всех устраивает "пампушка". Хорошего человека должно быть много. Но, как правило, это создает много проблем "хорошим людям". И подростковый возраст - как раз тот период, когда закладываются основы здоровья (или нездоровья) на всю жизнь.
     21:05 25.10.2014 (1)
4
Я на Вашей стороне. И мне по-мужски понятны Ваши заботы. Но с подростком, даже если толстушка, заниматься кто-то должен. Ни родителям, ни другим членам семьи обычно некогда. А наорать - это не воспитание. От ора пользы ноль, а вреда премного.
     21:35 25.10.2014
6
Иногда шоковая терапия - единственный действенный метод. Но повторюсь, не оправдывая Осипа - в данной ситуации остальные члены семьи нисколько не лучше его.
     08:59 30.01.2015 (1)
1
Я плакаль!
     12:45 30.01.2015
3
Дядь Петь,
я тоже.
Пролил как грится,
скупую мужскую слезу.
Оцени свово союзника.
     19:48 25.10.2014 (1)
4
Madam,  
     20:12 25.10.2014
6
Гость      20:03 25.10.2014 (1)
Комментарий удален
     20:08 25.10.2014
5
Это ЗЛОЕ восклицание - тоже самое, что чёрный список

Язык бы оборвать такому деду.
     19:36 25.10.2014 (2)
5
Дааа!  Ситуация.  Хамство  и  жадность  неистребимы.  Больно  ребёнку,  не скоро  девочка  забудет   обиду.
     19:45 25.10.2014
5
Больно  ребёнку


Лично мне обидно больше всего из-за того, что все это происходит в семье, где, казалось, особенно люди друг к другу должны быть внимательны.
     19:42 25.10.2014 (1)
5
не скоро  девочка  забудет   обиду

Ладно если забудет.
Опасно, если разовьется на этой почве комплекс,
а девочки на это особенно сильно реагируют.
     19:52 25.10.2014
4
Это  и  страшно!  Только  большая  любовь  близких  людей может  оборонить  её  от  беды.
     18:22 25.10.2014 (1)
4
Осип заорал на девчушку: «Ты и так жирная свинья; хочешь стать еще жирнее!?»


Сколько времени прошло, как прочитал, а не отпускает. По-прежнему думаю об этом.
     18:31 25.10.2014 (1)
5
Тема такая, что не думать нельзя, если человек имеет сердце.
     18:36 25.10.2014 (1)
3
если человек имеет сердце


Все верно, однако что я вижу? Обычное авторское равнодушие. А тема поднята такая, что не говорить о ней нельзя. Более того, во всю глотку надо орать и на каждом перекрестке.
     18:40 25.10.2014 (1)
4
Обычное авторское равнодушие

Все же два
человека  откликнулись.
Уже неплохо.
     18:45 25.10.2014 (1)
3
Уже неплохо


Это за месяц?!
А какие баталии разворачиваются по поводу Украины и ее несчастных детей? Сколько соплей и воплей? А тут свои дети и молчание.
     18:53 25.10.2014 (1)
4
А тут свои дети

Поэтому никому неинтересно.
Как в пословице:
в чужом глазу соринку видим,
а в своем не замечаем и бревна.
     18:56 25.10.2014 (1)
3
Не смотрели на минувшей неделе передачу Андрея Малахова "Пусть говорят"? О том же самом.
     18:58 25.10.2014 (1)
4
Поздно прихожу с работы.
     19:01 25.10.2014 (1)
3
Страшно смотреть на героев передачи, больных анорексией.
     19:03 25.10.2014 (1)
4
Изводят себя.
     19:05 25.10.2014 (1)
3
Какой-то ужас. Не девчонки, а ходячие скелеты. На грани жизни и смерти.
     19:07 25.10.2014 (1)
4
Страшная проблема. С этим я согласна.
Надо что-то делать.
Радикальное.
     19:10 25.10.2014 (1)
3
Я увидел, представьте себе, нечто общее в историях У Малахова и у вас.
     19:11 25.10.2014 (1)
4
Что конкретно?
     19:17 25.10.2014 (1)
3
Истоки одни и те же. То есть начало трагедии сделано либо в семье, либо кто-то из близких поспособствовал. Один из ходячих скелетов на передаче признался, что это была реакция на обвинение в полноте. В другом случае друг сказал: тебе бы в футбольных воротах стоять с такими-то телесами, дескать, ни один мяч не влетит. Девчонки обиделись и в них начался формироваться комплекс.
     19:20 25.10.2014 (1)
4
Я и хотела своей новеллой громко заявить
о проблеме и привлечь внимание.
Не моя вина, что осталась не услышанной.
     19:23 25.10.2014 (1)
3
Не расстраивайтесь. Это не вина ваша, а беда равнодушного общества. Хотя у Малахова невероятно народ активничал.
     19:25 25.10.2014 (1)
4
Перед прицелом телекамер и на таком шоу.
Как себя не показать?
Лицемерие.
     19:28 25.10.2014 (1)
3
Ваша новелла - написана великолепно. Поверьте мне, человеку, проработавшему в печати сорок лет. Я рад за Вас. А не имеете ли какого-либо касательства к печати?
     19:30 25.10.2014 (1)
4
Никакого.
     19:32 25.10.2014 (1)
3
Если так, то Вы самородок. Пишите больше и чаще. На Фабуле так мало толковых авторов.
     19:39 25.10.2014
4
Если так, то Вы самородок

Спасибо но Вы преувеличивает.

Пишите больше и чаще

Пишу редко. Лишь тогда,
когда что-то на меня накатит.

так мало толковых авторов

Простите, но я не согласна:
есть замечательные прозаики и поэты, но
они, как и я, не светятся и не тусуются.
     20:02 13.09.2014 (1)
5
Не хлюпик, а так тронуло, что...
А еще все недоумевают, откуда берутся у девочек комплексы.
Из семьи все идет, из семьи, люди.
     18:29 25.10.2014
3
Спасибо.
     19:50 09.09.2014 (1)
4
Его боль теперь поселилась и во мне. Надеюсь, ему полегчало


Скажите, дядюшка - это литературный прием или?.. Есть реально прототип?
     20:44 10.09.2014
5
Литературный прием. Правда, есть прототип.
Реклама