Конец двадцатого и начало двадцать первого века- закат революционной эпохи, и начало трансформаций планетарного маштаба. Этот процесс принято называть глобализацией.
Но великая цель, рождает не только великую энергию, она (цель) порождает, и столь же величественные мифы.
Маркс сказал когда-то, что об исторической эпохе, так же как и об отдельном человеке, нельзя судить, основываясь на том, что она (эпоха) думает о себе.
Идею глобального рынка, где каждому обеспечена доля в потреблении, в соответствии с его оплаченным спросом- вполне можно рассматривать
как замену не только социалистическому принципу- от каждого по способностям, каждому по его труду, но и коммунистической максиме- от каждому по способностям, каждому по потребностям.- Человечество не может жить без мечты о всеобщем счастье.
Но существенное различие заключается в том, что мечты социализма и коммунизма, связаны с созидательной деятельностью человечества, а вот мечта о глобальном рынке- исключительно с потреблением.
На это можно возразить- для того чтобы выйти на рынок в качестве потребителя,
необходимо произвести нечто, чтобы подтвердить свой рыночный, потребительский статус.- Проще говоря нужно иметь деньги, которые прежде необходимо заработать.
Так что никакого противоречия- человек работает (созидает), его труд вознаграждается.-Это вознаграждение за труд и есть его"счастие" в денежном выражении, которое воплощено в различных товарах и услугах, приобретаемых на рынке.
И поскольку доходы в каждый данный момент ограничены, а товарная масса в количественном и качественном отношении бесконечна, то человек заинтересован, как можно больше,и главное , как можно лучше работать, повышать свой профессиональный и социальный статус.
Таким образом, созидание является необходимым условием потребления...
Но это на первый, так сказать, идеальный взгляд.
В действительности, в разных регионах планеты, существуют различные условия для "созидания".-
Если в государстве технологически отсталая промышленность (а есть страны, где она вообще отсутствует), и средний уровень доходов такой, что население находится под угрозой голодной смерти, то - о каком "спросе", и следовательно, о каком рынке-можно говорить?
И тем не менее рынок существует и в этих условиях...
Это рынок сырья и дешевой рабочей силы.
И если принять во внимание, что большая часть человечества пребывает, или лучше сказать прозябает именно в таких условиях, то глобализация представляется, как организация угнетения и эксплуатации в планетарных маштабах.
Национальные государства, сложившиеся в результате двух мировых войн, и послужившие основанием для консолидации стран Запада в единое наднациональное пространство- это пик капитализма, как общественно-экономической формации.
Противоречия гражданского общества и крупного (транс-национального) капитала- находят здесь свое разрешение, не теряя при этом своей остроты.
Мощная социальная инфраструктура, созданная во многом под влиянием и по образцу СССР (говорят ведь о шведском социализме), и в тоже время- проникновение крупного капитала во все сферы общественной жизни, включая личную жизнь людей- посредством рекламы, сми, массовой культуры, а так же возникновение института гомосексуальной семьи, как последнего слова социальной инженерии.
По большому счету-это отказ от культурно- исторической традиции западного общества, и как следствие- деградация гражданского общества,и основанного на нем национального государства.
Происходит маргинализация традиционных ценностей- религиозных, светских или атеистических-неважно...
Главное, что они (ценности) стоят на пути крупного капитала, в его стремлении тотальной коммерциализации общественной жизни.
Когда из среды европейских интеллектуалов, раздаются упреки в адрес американских ТНК, по поводу их всеядности и беспринципности, то- это писк рефлексирующего мелкого буржуа под железной пятой крупного капитала.
Европейцы все еще грезят о своем прошлом.- Быть может от того, что их посещают по ночам тени великих предков, шествующих со скорбными лицами, подобно тени отца Гамлета. - Они (европейцы) все еще полны предрассудков, и по прежнему пытаются внимать (весьма неуверенно, впрочем) духу истории.
По этой причине они проигрывают американцам, которые этих предрассудков лишены начисто.
Но разве не они- не европейцы- остановили преходящее мгновение?-
Так стоит ли удивляться, что часы стоят и лемуры копают могилу.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Правда выводов я не увидел, а главное, что можно ей противопоставить?
Мне кажется мы рано хороним капитализм, не придумав вместо него что-то новое.