«Шлаковое озеро на промзоне около Кирзавода в Улан_Удэ» | | Улан-Удэ, озеро - отходы от завода синтетического бензина, вывезенного из поверженной нацистской Германии... Иногда этот шлак покрывается водой, а потом опять высыхает... | |
ШЛАКОВОЕ ОЗЕРО В ЦЕНТРЕ УЛАН-УДЭ — ОТ ТРОФЕЙНОГО БЕНЗИНОВОГО ЗАВОДА НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ?
В Улан-Удэ есть старый промышленный микрорайон под названием Кирзавод. Находится он практически в центре этого 400-тысячного города, но народу на «Кирзухе» живет немного: остаток советской бурной индустриализации окружён пустырями и прочими промышленными зонами. Давно (в 90-х) закрылся Кирпичный завод, имевший свой жилсектор, до сих настораживающий коренных улан-удэнцев своими нравами. Есть там и железная дорога — сам Транссиб рассекает эти пустыри!
На Кирзаводе есть и еще один фактор СТРАХА: озеро размером с целый квартал неправильной формы. Затерявшееся и совершенно неразличимое ни с одного из городских шоссе. К востоку от него – проспект Автомобилистов, к северо-западу – улица Лимонова – к западу и юго-западу – посёлок Кирзавод и ТЭЦ-1, а к югу – Транссибирская магистраль!
Это фенольное озеро, по старой улан-удэнской легенде, досталось в наследство забайкальскому городу от поверженной в 1945 фашистской Германии. Озеро обычно изображают на всех план-схемах и картах Улан-Удэ. Обозначено оно синим цветом, будто там родниковая или дождевая вода.
Но какое там! – "Кирзуха" и вся ее и тэцэвская промзона – это возвышенность, выше которой только холмы к северу…
Писали, что Озеро состоит из серого шлака, причем из токсичного шлака – из фенольных отходов производства.
Но если забраться на одну из гор к северу, иногда и в самом деле видна водная гладь и даже нечто вроде земляного причала, выдающегося далеко в озеро!
Но зачастую воды в озере не видно. Действительно, оно периодически высыхает, поэтому, его опять заливают водой (чтобы пыль не шла на людей).
Когда озеро сухое, ветер гоняет целые тучи пыли по его сухому дну и дальше – обычно в сторону проспекта Автомобилистов, где находится много хозяйственных магазинов и прочей инфраструктуры для обслуживания автомобилей (такая у нас роза ветров преобладает – с северо-запада).
По словам старожилов, там раньше находился завод, вывезенный из Германии после ее капитуляции. Есть версия, что это завод, производивший газ из угля. По другой – синтетический бензин. Но по составу это же самое, поскольку синтетический бензин немцы производили из угля – по очень сложной и токсичной технологии (потому в мире этот способ особо и не прижился).
Нацистская Германия остро нуждалась в топливе для ведения войны (потому так и стремились на Кавказ, к Бакинским нефтяным приискам). Говорят, что отходом производства и являлся это ядовитый фенол, часто используемый в нефтехимической и даже в текстильной промышленности.
Неужели озеро на улан-удэнской «Кирзухе» - фенольное?!!
Что же далее гласит легенда?
Оборудование завода было вывезено в Союз, причем газогенераторная станция оказалась в Улан-Удэ на Локомотиво-вагоноремонтном заводе (ЛВРЗ, или он тогда еще назывался ПВЗ – паровозный завод). ЛВРЗ - гигант сибирской индустрии по ремонту поездов – сосед Кирзавода находится в каком-то километре-двух к северо-западу от него – практически в одной промзоне.
Говорят, что раньше фенол сбрасывали в реку Уду, а та, через два километра, впадает в Селенгу (уже в деловом и историческом центре Улан-Удэ). А Селенга впадает в Байкал. При подготовке к номинации Байкала как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, будто бы прекратили сброс в реку, решив временно организовать рукотворное озеро (что странно, ибо озеро обозначено и на картах советского времени). Далее пишут, что в годы президентства Бурятией Леонида Потапова (1994-2007 гг.), который был раньше главным инженером ЛВРЗ, проблему сброса отходов не решали, а ставили лишь во время предвыборных кампаний.
Также сообщают, что в фенольном озере находится целая таблица Менделеева. Здесь и диоксид азота и углерода, которые тоже ядовиты.
Люди жалуются и на сажу на окнах и подоконниках. В последние годы стало еще труднее. Семь фонтанов, сбивавших поднимавшуюся с отстойников пыль, «пересохли». К осени 2013 года, правда, озеро каким-то образом снова заполнилось водой… Но незадолго до этого, еще в августе, там от ветра вздымались страшные клубы темной пыли, которых внизу в городе никто не видит.
А вообще, задыхаются жители Кирзовода и части микрорайона ЛВРЗ уже не первый десяток лет. За это время чиновники, надзорные органы не раз говорили, что шлакоотвал нужно ликвидировать. Но дальше слов дело не сдвинулось. Говорят, что ТЭЦ-1 продолжает сливать в озеро отравляющие вещества.
ЧТО ЭТО БЫЛО? ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ:
Процесс, скорее всего, был такой: для литейной промышленности нужен кокс. Кокс получают из каменного угля, с образованием коксового газа. Газ этот конденсируясь, превращается в каменноугольную смолу. Из этой смолы получают фенол. Вполне возможно, что в Улан-Удэ привезли и собрали обычную доменную печь. Просто по тем временам продвинутую.
Немцы производили не газ, а синтетический бензин с начала войны. Пишут, что на поле наши танки горели с черным чадом (соляра), а немецкие с белым дымом. Уголь у немцев водился в большом количестве и хорошего качества.
Синтетический бензин в разных странах производят и сейчас, включая ФРГ (10% потребляемого бензина). ЮАР много лет выдерживала санкции на воз нефти из-за апартеида - благодаря такому же синтетическому бензину, производимому из угля.
Фенольное озеро на кирзаводе стоит на каменных породах, которые не дают стекать отходам в грунтовые воды. Но разными путями альдегиды и кетоны таки в Селенгу идут. Люди предполагают, что поможет только бетонирование и дренаж.
Действительно ли каменное дно этого фенольного озера? Неужели, в самом деле нельзя сделать над ним бетонный саркофаг, чтоб хотя бы воздух был чище? В почву – пуст стекает, раз говорят, что каменное дно… Но отрава же в воздухе, на Стрелку и проспект Автомобилистов дует… Людям там не видно, но что с того?
А если всё-таки вывезти шлак, утилизовать в другом месте?
ПОЧЕМУ ЖЕ РАБОТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СИНТЕТИЧЕОГО БЕНЗИНА СВЕРНУЛИ?
..Не следует забывать, что для отечественных танковых двигателей требовался только высокосортный бензин (для Т-26 не хуже «Грозненского», а для БТ и Т-28 – не хуже «Бакинского»). А согласно «Военному дневнику» Ф. Гальдера, немцы испытывали в 1940-42 гг. острейший дефицит натуральной нефти и, как следствие, высокосортного бензина. Его немецкой армии не хватало даже для авиации, зачем Немецкий же синтетический бензин отечественные танковые моторы «кушать» отказывались. Это было характерно не только для танков довоенного выпуска: двигатели Т-60, Т-70 и СУ-76 также нуждались в высокосортном бензине.
Как это ни парадоксально звучит, но с питанием Т-34 и KB у немцев тоже было еще хуже. В 1941-42 гг. в германской армии недостаток дизельного топлива (солярки, газойля и т.д.) ощущался еще более остро
|