Змей Горыныч – фигурант многих русских сказок. Но в основе мифов – часто реальные события. Так откуда же взялся этот герой? Есть много версий. Попробую здесь воспроизвести лишь некоторые из них, показавшиеся наиболее вероятными.
Древняя русская мифология донесла до нас вполне реальный образ Горыныча – если судить по древнерусскому мифу, корни которого уходят в древнеарийские корни, то землю создал некий Ящер – Праотец. Именно из его яйца вылупился наш мир. Скопление поклонников культа ящера особенно заметно на северо-западе Древней Руси. В Псковских и Новгородских землях. Возможно, такой культ существовал из-за того, что там на самом деле жили когда-то такие ящеры. В северных народах так же широко известен миф о змее, который вечером проглатывал солнце, а утром изрыгал его в небо. Даже Геродот вел рассказы о неком народе, который живет в северных землях. Они вынуждены были покинуть свою землю из-за распространения неких, ужасных змиев. Данные события, относятся приблизительно к шестому веку до н.э.. Ни одна народность на земле и не одно поселение не будет просто так оставлено человеком из-за каких-то несуществующих ящеров.
Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» написал по этому поводу следующее: «В нашей теме связанной с ящером, свое внимание можно остановить на подлинных гуслях XII века, которые были найдены при раскопках в Новгороде. Инструмент представляет из себя плоское корытце со специальными пазами для шести колков. Левая сторона гуслей сделана скульптурно, в виде части туловища и головы ящера. Чуть ниже его головы изображены две небольшие головки маленьких ящеров. На задней стороне инструмента нарисованы птица и лев. Получается, что в орнаментации есть все жизненные зоны. Это - небо (птица), земля (лев) и подводный мир (ящеры). В орнаменте гуслей видно, что ящер имеет превосходство и объединяет обе стороны инструмента, при помощи своей трехмерной скульптурности. При раскопках в псковской и новгородской землях огромное количество изображений ящера встречаются, в первую очередь, на ручках ковшей и на конструкциях домов.
А вот запись неизвестного псковского летописца, жившего в XVI веке: «В лета 7090 (1582 год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша». Но пришествие крокодилов было не всегда столь страшным. Грандиозные сведения оставил нам в своих «Записках о Московии», которые были написаны в начале XVI века, Сигизмунд Герберштейн (немецкий ученый-путешественник). Повествует ученый о звероящерах, прирученных русскими людьми. «Там и на сегодняшний день довольно большое количество поклоняющихся идолам. У себя дома, они кормят змей с четырьмя короткими лапами. Змеи эти похожи на ящериц с жирным телом черной окраски, размером не более трех пядей в длину, что примерно составляет 60-70 сантиметров. Называют их гивоитами. В определенные дни люди наводят порядок в своем доме и с непонятным страхом, всей семьей поклоняются им, выползающим к преподнесенной пище. Все недуги и несчастья приписывают к тем, чей гивоит, то есть ящер был плохо накормлен».
В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века, называемой в кругу специалистов «Цветник», говорится: «Наше же христианское истинное слово... О сем окоянном чародеи и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтан-ми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым». В рукописи повествуется, что «ящер» плыл вверх по течению, а не вниз. Это означает, что он был живой, а затем непонятным образом был убит в воде, а возможно и умер своей смертью. Но вероятнее всего, все же был убит христианами, после чего его тело было захоронено местными язычниками. Беспощадное истребление водных ящер проводилось одновременно с переубеждением жителей, что данное животное — это не бог, а всего лишь обычный, отвратительный зверь.
В полесских деревнях до сих пор рассказывают о том, как в стародавние времена, когда русские города приглашали варяжских воинов на княжеские столы, один из северных рыцарей явился в глухую деревушку, что расположилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь. Дружина у него была небольшая, но в поселище народу было мало, так что захватил рыцарь-разбойник островок без особых проблем. А дальше случилось необычное: вместо того, чтобы сесть князем на захваченном островке, как другие такие же северные воины, рыцарь выбил всех местных жителей поголовно. Поселище обнесли дубовым частоколом и начались разбойничьи набеги. Место для разбойничьего лагеря было очень удобное – рыцарь сел как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни в те времена бегали челны торговых людей, везли диковинные и дорогие товары. Рыцарь был жаден, подати с купцов за свободный проезд не собирал, всегда отбирал все. Людей же убивал. За такой характер прозвали его Змеем, ну а по расположению – Змеем с Горыни, или попросту – Змеем Горынычем.
Среди болот между Припятью и Горынью есть маленький островок, который до сих пор называют Змеиным Поселищем. На том островке давно уже никто не селился, кроме очень злобных гадюк. Говорят, что именно там и располагался Змей Горыныч со своей дружиной, пока его хитростью не заманили в ловушку, а поселище не сожгли дотла. В другом варианте – Горынь тогда была безымянной рекой. А когда жгли поселище Змеиное (утверждают, что греческим огнем – монах какой-то помог, составил смесь для благого дела), и злое пламя взметывалось до самого неба, получила река имя – Горынь. И рыцарь, который до той поры был просто Змеем, вошел в предания уже как Змей Горыныч. На Полесье утверждают, что у Змея Горыныча было два сына, которые вместе с отцом командовали дружиной. И были они такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что их называли Змеенышами, а то и Змейскими Головами. Вот и получился в сказаниях Змей не только Горыныч, но еще и Трехглавый. И тогда понятно, почему он собирал дань молодыми девушками.
Наибольшее отражение в русском фольклоре нашли языческие Веды и события времен татаро-монгольского ига. Змей Горыныч прославил и возвеличил трех русских богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Народную славу они приобрели именно в борьбе с этим знаменитым Змеем. В арсенале каждого из этих богатырей имеется хотя бы одна былина, в которой он борется с лютой погибелью земли Русской – Змеем Горынычем. По последним научным данным, Змей Горыныч оказался не живым существом, а секретным оружием все тех же татаро-монгол, наподобие легендарного «греческого огня». В начале XII века армия монголов была не только самой многочисленной, но и наиболее современной в мире. Монголы успешно перенимали у других народов их военные разработки и доводили их до высочайшего уровня. В частности у китайцев они позаимствовали секрет изготовления пороха, горючих смесей и метательных машин для снарядов на этой основе.
Но наибольшее уважение татаро-монгольских военачальников получило оружие на основе сырой нефти. К примеру, Чингиз-хан любил применять в сражениях гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем. Так в 1206 году флот одного из китайских полководцев был сожжен татаро-монголами с помощью подобных огневых стрел. А уже спустя почти двадцать лет, в 1225 году, при осаде Хорезма, монгольские войска забрасывали город ракетами и пороховыми снарядами. Но и на этом военная машина татаро-монгол не остановила свое развитие. Спустя семь лет, при осаде города Бянь, она проявила себя во всей красе: город был сожжен огромными огненными баллистами, которые лавиной обрушивали на город монгольские пушки. И вот после обкатки своего оружия на Поднебесной империи татаро-монгольские военачальники двинули свои полчища на Русь.
Вот лишь некоторые виды вооружений, которыми обладала монгольская армия ко времени похода на Русь:
Осколочно-зажигательные снаряды: основными частями снаряда были пороховой состав и железные колючки. Взрывной силы хватало для того, чтобы разбросать железные колючки, поражая ими конницу и пехоту.
Снаряды осколочно-взрывного действия:
1) железная оболочка с пороховым содержимым;
2) «огневой» горшок — керамический тонкостенный сосуд с пороховым зарядом;
3) «железный пороховой снаряд взрывчатого действия». Действие этих снарядов было одинаковым: при взрыве их оболочки превращались в осколки, обладающие большой пробивной силой. Так, взрыв чжэнь тянь лэй был слышен в радиусе 100 ли (около 50 км) и пробивал своими осколками даже латы;
4) «огневой шар со звуком грома» — технология изготовления этого снаряда предусматривала при взрыве образование не только большого количества фарфоровых осколков, но и «грохот, подобный грому», что должно было оказывать на противника устрашающее воздействие.
Снаряды отравляющего действия:
1) «дымовой» шар — шары выпускались пяти различных модификаций (дым пяти разных окрасок) с целью маскировки действия войск. Различные добавки токсических веществ вызывали тяжелые отравления;
2) «шар ядовитого дыма» — к пороховому составу примешивались сильнодействующие яды: выделенные из аконита, белены и плодов кретонового деревца. Следствием разрыва снаряда являлись не только ожоги, но и обильные кровотечения из носа и рта;
3) «снаряды, начиненные известью», — использовались для ослепления противника;
4) «снаряд-горшок с фекалиями» — приготовленный особым образом состав снаряда при попадании на открытые кожные поверхности вызывал тяжелые нарывы.
Реактивные снаряды: «огневая стрела» — имела нескольких модификаций. У одних в головной части прикреплялся пороховой шар определенной величины, в зависимости от силы метания лука или арбалета. Другие снабжались трубкой, наполненной порохом, и которую привязывали к верхней части древка. Пороховой состав трубки поджигался при помощи фитиля, и стрела в полете получала дополнительный реактивный импульс. Судя по описаниям и чертежам, многие «огневые стрелы» представляли собой настоящую ракету, состоящую из полой бамбуковой трубки и порохового заряда. Реактивные снаряды предназначались для зажигания деревянных стен крепостей и городских строений. Сопоставим описания Змея Горыныча с техническими характеристиками монгольского оружия.
Начнем с главного признака Змея Горыныча – пышущей огнем пасти («летит, из ноздрей пламя пышет»). Это описание как нельзя лучше подходит для огневых снарядов или гранат фонтанирующего действия. При подлете к цели заранее подожженная горючая смесь циркулировала в замкнутом объеме оболочки, выпуская через оставленные отверстия огненный фонтан пороховых газов. Этим же объясняется и неразрывно связанный в текстах былин следующий признак Змея – «из ушей дым валит»: смесь поджигалась при помощи запальных шнуров, которые в полете отчаянно дымили. Многоголовость Змея
|