Что в имени твоём. . Философская беседа двух монахов о Боге, о вере, о предназначении. . первая часть
Стоял тёплый сентябрьский день, было ещё тепло, но солнце своей жарой уже не давило. Двор в монастыре был местами мощёный - асфальтированный, а местами немощёный - поросший реденькой травкой. Монастырский двор мели два монаха, исполняя свой дневной трудовой урок. Один монах был старенький и седенький, лет под 70, со смешной седой всклоченной бородёнкой. Второй монах - молодой человек лет 19 - 20, он был худой, угловатый, с резкими угловатыми движениями. И мели эти два монаха монастырский двор по разному. Старый монах неспешно и размеренно взмахивал своей метлой, и точно так- же неспешно и точно проводил метлой по точно намеченному месту, оставляя после проведения своей метлы чистое место. Старый монах явно никуда не спешил - не торопился, что- то бормотал себе под нос и часто улыбался. Молодой- же монах видно торопился сделать по быстрее данный урок, он с силой махал своей метлой, но вместо чистого метения у молодого монаха получалось всё наоборот, мусор не желал выметаться и разлетался в разные стороны. И молодому монаху приходилось снова и снова повторно прометать уже убранную территорию, от чего молодой монах злился и на себя и на своего старого напарника, который явно никуда не торопился. Снова и снова зачищая огрехи своей работы молодой монах с раздражением поглядывал за своим , как он считал, сотоварищем по несчастью. При начале работы монахи как- бы разделили монастырский двор между собой, и прометая свои половины иногда сходились вместе в центре двора. Когда монахи в очередной раз сошлись вместе, молодой в раздражении высказал старому монаху свою обиду: - Эй дед, ты- бы вместо своих улыбок лучше- бы по чаще махал своими руками, быстрее сделаем, быстрее будем свободны. - Свободны от чего, - не понял старый монах. - Как от чего, - начал выходить из себя молодой монах, - от работы конечно. - А, понимаю, - улыбнулся старый монах молодому, - молодой, да ранний, спешишь по быстрее стать настоящим монахом. - Не твоё дело, - со злостью перебил молодой монах, - ты вон старый, седой, а всё равно нагрешил, раз тебя наказали метением двора. - Ну..., - улыбнулся старый монах, - это что считать за грех, и что считать наказанием, - старый монах огляделся и кивнул на лавку у монастырских ворот, - я что- то устал, пойдём отдохнём на лавочке, а там за одно и поговорим о грехе и наказании. И монахи уселись на лавочке в затишке у монастырской стены под лучами ещё тёплого, но уже неназойливого сентябрьского солнышка. - Как звать- то тебя, - обратился старый монах к молодому. - Что, - не понял молодой монах. - Ну... какое имя ты принял при поступлении в монастырь, - поправился старый монах. - Европий, - с гордостью ответил молодой. - А что, разве есть такое имя, - удивился старый монах. - Да, вот нашлось, - засмущался молодой монах, - но зато, - добавил Европий с гордостью, - моё монашеское имя отражает европейский дух - дух свободы. - А в миру - то как тебя звали, - не отставал старый монах. - Да ну, - опять за смущался Европий, - Иваном меня звали, Ванькой..., как-будто мои предки не могли в русском языке более красивого имени для меня найти. - Ну во первых ты, Ваня, неправ, дважды неправ, - остановил Европия старый монах, - предки - это те люди, что жили пред тобой, но уже ушли к Богу, а твои родители ещё живы? - Что за вопрос, - обиделся Европий, - конечно живы. - Вот видишь, Ваня, - удовлетворённо произнёс старый монах, - ты о своих ещё живых родителях отзываешься как о мёртвых, уже ушедших к Богу, разве это справедливо. - Нет, несправедливо, - Европий ещё больше смутился. - И своего мирского имени, Ваня, ты стыдишься зря, - продолжил старый монах, - стыд в человеке обычно рождается от его - человеческого незнания, - старый монах разгладил на своих коленях рясу, - вот например, Ваня, что для тебя обозначает это слово в три буквы - "Имя". - Ну..., - задумался Европий, - это моё осознание в этом мире, если- бы я не знал, как меня зовут, как- бы я смог самоопределиться в этом мире, как- бы другие люди определяли меня, они обращались- бы ко мне типа - "Эй ты, иди сюда", - с укоризной непонимания закончил Европий. - Вот как раз эти три буквы слова "Имя" и несут в себе смыслы определения личности человека в этом мире, - старый монах выслушав вопрос глянул с улыбкой на Европия и продолжил, - буква (и) имеет смысл "живое", буква (м) имеет смысл удовольствие, буква (я) - смысл "мне, моё, наше", и при сложении смыслов этих букв в осмысленное знание само слово "Имя"говорит от себя - Я есть Живое Удовольствие Твоё, вот. Старый монах опершись своей спиной о тёплую стену монастырской стены сзади лавочки снова погладил свои колени. Европию конечно- же было интересно, но он пытался не показывать это старому монаху. - Вот в Миру меня когда- то звали Егором, - продолжил старый монах после некоторого молчания, - но мне моё тогдашнее имя не нравилось, у меня не было понимания смысла своего имени, - старый монах помолчал, - лет тридцать назад, когда я пришёл в монастырь, мне предложили сменить имя или оставить своё имя, назвав меня Егорием, а я..., а я в своём непонимании выбрал смену имени... - И что, - вставил своё слово Европий, - вы жалеете сейчас об этом. - Да нет, не жалею, - устало пожал плечами старый монах, - у меня и сейчас хорошее имя - Порфирий, но понимаешь, Ваня, имя человека даёт человеку мироутверждение и мироотношение, вот имя "Егор" имеет утверждение смыслов - (е)- чувство, (г)- движения, (о)- небесного, (р)- светом Божьей равности, и в Миру - в той светской жизни я был вечно в делах, вечно в каком- то движении, сперва сделаю что- то, а потом подумаю, - Порфирий тяжело вздохнул, - и в монастырь- то я ушёл так- же импульсивно, была семья, вроде всё было хорошо, двоих деток подняли до зрелого возраста, свадьбу младшей дочери от играли, а наследующее утро я обнаружил свою жену в постели со сватом, - Порфирий перевёл дух, - нет, я не стал разбираться с ней, что да как, всё, просто всё оставил жене и детям, а сам в чём был ушёл в никуда..., это потом уже я надумал идти в монастырь... - И вы, дядя Порфирий, даже не знаете, что было между ними, - удивлённо поинтересовался Европий. - А знаешь, Ваня, это уже неинтересно, - грустно улыбнувшись продолжил Порфирий, - я несу своё наказание, моя жена несла своё наказание, а сейчас она уже ушла к Богу и наверное уже дала отчёт своих грехов пред Богом... - А вы, дядя Порфирий, откуда знаете, что ваша жена умерла, - поинтересовался Европий. - Да знаешь, Ваня, - продолжил Порфирий, - она тут недавно, с месяц назад, приходила ко мне просить прощения, и сказала, что её жизнь закончена и она уходит к Богу... - Что, - не понял Европий, - ваша жена нашла вас и приезжала к вам просить прощения. - Нет, Ваня, - улыбнулся Порфирий, - моя жена именно пришла ко мне перед своей смертью, с месяц назад после вечерней молитвы она просто вышла из стены в белом платье и стала передо мной на колени, я спросил её - за чем пришла, а она ответила, что скорее всего она сегодня уйдёт к Богу по Его - Божьему желанию, но перед уходом хотела- бы попросить у меня прощения за..., а я... я давно уже её простил. - Вы что, дядя Порфирий, - удивился Европий, - вы верите в привидения и во всю эту колдовскую лабуду. - Нет, Ваня, не верю, - улыбнулся Порфирий, - но ты тоже пойми, люди, когда уходят к Богу, они не могут оставить на Земле незаконченными свои важные дела, вот и моя жена нашла возможность закончить свои дела со мной. - А ваши дети, - поинтересовался Европий. - А что дети, - печально вздохнул Порфирий, - дети имеют свойство расти и становиться взрослыми, - Порфирий снова тяжело вздохнул, - и мои дети выросли, обзавелись своими семьями, своими детьми, и... и наверное уже и правнуки есть, но моим детям неинтересна моя жизнь, да... и меня их жизнь уже мало волнует, они уже взрослые, хотя..., - Порфирий замолчал и тяжело вздохнул, потом огладил свои колени. - А моё сегодняшнее имя, Ваня, - продолжил Порфирий, - своими смыслами звучит так: . п о р ф и р и й Пор-фи-рий - закон небесный Светом Божьим соединение- объединение живое Божьей равности живое Живому. - То есть, - продолжил свой рассказ Порфирий, - после того, как я поменял своё имя "Егор" на имя "Порфирий", из моей жизни куда- то ушло то неуёмное движение жизни, и как-то не заметно вошли раздумье - размышление - размеренность, хотя я иногда с тоской вспоминаю времена своей молодости, своего вечного движения, вечного праздника. - А ведь и у меня, дядя Порфирий, - с тоской проговорил Европий, - присутствуют воспоминания ощущений моей прежней жизни, какого- то своего вечного движения, желания большого удовольствия, а... здесь почему- то одну злость испытываю и на себя, и на других, хотя нормально понимаю, никто ни в чём не виноват, - с тоской произнёс Европий, - вон даже срываться на других начал, как собака. - Не сердись на себя, Ваня, - улыбнулся Порфирий, - я сейчас тебе расскажу о твоих именах, а там сам решай, правильно- ли ты сделал, сменив себе своё имя, вот имя "Европий"своими смыслами звучит примерно так: . е в р о п и й Ев-ро-пий - чувство звучания равности небесной закон живой Живому. - Понял, Ваня, - обратился Порфирий у Европию. - Не очень, какое- то звучание какому- то живому, - непонимающе попробовал повторить Европий. - Я понимаю тебя, Ваня, - улыбнулся Порфирий, - я сейчас эти смыслы переведу в более понимаемый смысл, а ты, Ваня, сравни моё объяснение со своим пониманием своей теперешней жизни. - Имя "Европий", - продолжил свои объяснения Порфирий, - соответствует по смыслу звучания существованию личности чувствами звучания равности небесной, то есть без резких всплесков - пиков настроения и переживания, как соотношения закона живого сиюминутного усмирения Живому, то есть тебе, Ваня. - Я что- то запутался. - помотал головой Европий, - не до конца догоняю. - Ну значит так, - Профирий попытался найти для Европия более понимаемые слова, - живёшь ты, Ваня, сейчас чувством звучания равности Небесной, то есть живёшь нормальной обыденной жизнью, принуждая себя жить по живому, но не понимаемому тобой закону. - Я сам ушёл от внешнего мира, что- бы найти здесь покой и уединение, - с обидой непонимания ответил Европий. - А так- ли ты, Ваня, жаждешь этого покоя и уединения, - улыбнулся Порфирий, - тем- более спросил - со отнёсся ты с желаниями своей Души, вот, Ваня, тебе один пример для понимания, ты считаешь сегодняшний урок уборки монастырского двора своим наказанием? - Да, мы с вами, дядя
| Помогли сайту Реклама Праздники |
С уважением