Произведение «ТОТ, КТО ЛЕГКО СМЕНИЛ СВОЮ ВЕРУ, НЕ ИМЕЛ НИКАКОЙ»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4
Баллы: 1
Читатели: 945 +2
Дата:

ТОТ, КТО ЛЕГКО СМЕНИЛ СВОЮ ВЕРУ, НЕ ИМЕЛ НИКАКОЙ

               

К сожалению, наш человек в своей массе изменился – и не в лучшую сторону. Многие научились грести только  под себя. Мол, от себя гребут лишь бульдозер и курица. Бульдозеру всё равно, он железный, а курица – дура.
Прошедшие десятилетия, годы культа, застоя, губительных «реформ» не прошли даром, сделали своё дело. Под давлением страха, лжи, разочарований человек стал хуже по сравнению с тем, каким он был в 20-30-ые годы. Когда, зажжённые огнём революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, шли на работу с песнями, пылко и самоотверженно возводили могучую индустрию. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой веры, и люди трудились, делая чудеса. Порыв этот длился поразительно долго. Его не могли исчерпать ни голод, ни тяжкий быт, ни раскулачивание, ни повсюду возникшие «враги народа». Но со временем почва народного доверия истощилась. Моральные показатели падали. Честности становилось меньше, а халтуры – больше. Убыль коснулась, казалось, не зависимых от политики черт: заботы о родителях и детях, семейных устоев. Прибавилось злости, жестокости.                
Наверное, нет для человека ничего более гнетущего, чем разочарование в вере, в идеалах – это отбирает соки жизни, делает её бесцельной, утратившей смысл.
Тот, кто легко сменил свою веру, не имел никакой. Не меняю своих убеждений, как перчатки. Коммунистическую идею принимаю потому, что считаю её воплощением всего гуманного, нравственного и справедливого, что было создано умом и сердцем человеческим за все годы существования цивилизации. Сегодня эта идея в глазах народа дискредитирована, и невозможно убедить людей снова, что она в своей основе всё-таки правильна. Наверное, сменится несколько поколений, прежде чем обида и разочарование забудутся, а историческая необходимость снова заставит к ней вернуться. Она будет реабилитирована в той или иной форме, с другой, может быть, терминологией.
В.И. Ленин в своё время писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни». Но «двигать дальше» охотников у нас в стране находилось немного. Разрешалось это только вождям. А те осторожничали в силу разных причин. Остальных же объявляли ревизионистами – людьми, подвергающими ревизии святое, основы основ.
Да, многие догмы марксизма-ленинизма устарели давно и безнадёжно, а за них всё цеплялись и цеплялись наши идеологи-догматики. Советский Союз всё больше и больше отставал в своём развитии от Запада, а нас продолжали потчевать сказками о его загнивании. Нет, капитализм оказался жизнеспособен и динамичен, притом воспринял от нас социальные программы, мобилизовал возможности научно-технического прогресса. Да, он эффективен, потому что зиждется на жадности и лидерстве. Но также и на любознательности – от образованности. И на некоторой идейности – от христианства. В основе – индивидуализм, даже эгоизм. Но они тренируют тело и волю.
Вдохновляет ли на подражание эта вечная гонка конкурентов? Сильных – да, слабых – нет.  Годится ли она как идеал для человечества?  Нет, потому что большинству граждан это тяжело и счастья не обещает. Люди не могут жить только ради куска хлеба или нового коттеджа, иначе они, как правило, несчастливы. Кроме того, планета не выдержит такого сумасшедшего потребления ресурсов.
Наш знаменитый хирург и писатель Николай Амосов, который провёл в своей клинике более 50 тысяч операций на сердце, свыше 30 лет руководил отделом в Институте кибернетики имени В.М. Глушкова, где вместе с коллегами занимался созданием эвристических моделей сложных систем – от организма до общества. В 1969 году ему удалось напечатать маленькую брошюрку – «Моделирование общественных систем», тиражом 100 экземпляров, но её быстро изъяли.
В своей статье «Реальности, идеалы и модели» (Литературная газета, октябрь 1988г.) он писал: «Почитаешь наших учёных, так получается, что всё, что ниже глаз – почти как у шимпанзе, а выше – продукт общества; сделай революцию, уничтожь частную собственность, повторяй лозунги – и коммунизм обеспечен.
Почему не получилось?
Люди оказались неподходящие. Не такие, как думали. Впрочем, в этом и сейчас никто не признаётся….
В нашей литературе есть несколько ошибочных, на мой взгляд, представлений о человеке. Вот они:
• Люди принимаются одинаковыми. В действительности диапазон различий – по набору потребностей и силе характера – примерно 1:3;
• Воспитуемость считают почти безграничной. Мол, из каждого воспитанием можно сделать ангелочка, и он ещё передаст своё ангельство потомкам. Это неверно. К сожалению, степень воспитуемости неизвестна. Мы берём в своих моделях 40-50 процентов;
• Коллективизм в человеке сильнее индивидуализма. Как раз наоборот: человек прежде всего эгоист. Хотя альтруизм ему присущ и воспитуем.
• Ещё один предрассудок: бедные и угнетённые являются носителями высших моральных ценностей и поэтому призваны принести их всему человечеству. Этому нет доказательств»…

Всё же робко и чрезвычайно медленно, но ситуация в стране с конца 90-ых годов стала меняться к лучшему. Канули в прошлое времена, когда сторонники либеральной идеи бодро и с большим апломбом обличали советский тоталитаризм и расписывали ожидаемые прелести перехода к свободному обществу. Сейчас им это стало делать трудновато, ведь практика – лучший критерий истины.
       Не так рьяно и дружно  оплёвывается наша история потомками Швондера. В прошлом стали искать не только плохое, но и хорошее, то, на что можно опереться в настоящем.  В этом смысле рубежным шагом было возвращение советского гимна: знаменитая музыка Александрова осталась без изменений, а явно устаревший текст заменили новым. Что-то похожее происходит и с другими культовыми элементами советского прошлого, ключевыми элементами «выставки достижений народного хозяйства». А вот на витрине нового российского капитализма не выставлено почти ничего. Пока все большие наши победы – в прошлом. Последние десятилетия не принесли нам практически ничего, чем мы могли бы гордиться. Стыдного – много, предметов для гордости – почти нет. В общем, как говорится, если сложить тёмное прошлое (горбачёвско-ельцинское) со светлым будущим, получится серое настоящее.        Настоящее, в котором одни обживают виллы и рестораны Куршевеля, а  пятнадцать процентов населения присваивают пятьдесят семь процентов всех доходов в стране. Настоящее, в котором восемьдесят пять процентов россиян получают сорок три процента совокупных доходов и едва сводят концы с концами. Даже по официальным данным порядка 40% населения пребывают в состоянии нищеты. Значительное число работающих получают зарплату 27 рублей в день: по стандартам ООН это предел нищеты. Разве такое положение  не позор для страны, претендующей на роль мировой державы?
       Растущее расслоение чревато серьёзными социальными потрясениями. Опасно оно и для экономики: отсутствие массового спроса сдерживает развитие производства, которое к тому же давит импорт. В нормальной рыночной экономике спрос рождает предложение. У нас же он вызывает безудержный рост цен.
       По итогам 2006 года темпы прироста валового внутреннего продукта составили 6,8 или 6,9%. Однако радоваться рано. По размеру ВВП на душу населения  современная Россия в 3-4  раза отстаёт от развитых стран мира.. Мы пока так и не достигли уровня ВВП 1990 года, в то время, как страны Запада прибавили за это время минимум 20%. В итоге «реформы» только увеличили наше отставание.

Завидуем, пьём, власть дурную ругаем,
Соблазну, как дети, сдаёмся легко.
Как поздно, как медленно мы запрягаем!
Как лидеры гонки ушли далеко!..
Реклама
Реклама