Никто не знает достоверно где происходила и как закончилась знаменитая Ситская битва XIII ст., с которой началась трагическая история т.н. татаро-монгольского нашествия на Святую Русь. Георгий Всеволодович, князь владимирский, собирал войска под свою великокняжескую руку для отражения неприятеля . Но к нему не пришли его племянник Александр Ярославич(«Невский») с новгородскими воинами и его младший брат , отец Александра, Ярослав Всеволодович с войсками киевскими.
Русская рать собиралась на Красном Холме, как считают писатели Василий Ян (см. книгу «Батый») и Владимир Чивилихин (см. книгу «Память»). Такого же взгляда придерживался и архиепископ Тверской Дмитрий Самбикин (см. «Тверской Патерик», 1907 г.). С датой битвы под нашим Холмом, 17 марта 1238 г., которой на будущий год исполняется 770 лет, связано и возникновение женской Шестоковской обители, монахини которой молились об упокоении православных воинов и подворье которой находилось в нашем городе у р. Неледины. ( 1880-1910 гг.)
Знаменитый мужской Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь(1461-1930 гг), что в трех километрах от города Красного Холма, пожалуй единственный из подобных архитектурных ансамблей, был возведен на искусственной насыпной площадке между реками Неледина и Могоча у их слияния . Площадка имеет высоту в 2,5 сажени , длину 67 сажень , и ширину 45 сажень.
Возникает закономерный вопрос, зачем в основание монастыря нужно было завозить 1,5 тысячи вагонов земли по 60 тонн и что - то засыпать?
Не с целью ли сокрыть место сражения проводились эти грандиозные таинственные земляные работы? А может монастырь сознательно, с целью прославления Русского воинства строили «на крови»?
Может быть не случайно второй по времени белокаменный храм (1492-1498 г.г.) был освящен в честь покровителя православного воинства св. Димитрия Солунского и в конце XVI-го столетия его разобрали и, чтобы мы забыли свою ратную славу, на этом месте возвели двухъярусное кирпичное сооружение с монастырскими службами и тюрьмами из 16 сажень по длине которого лишь только 6 сажень наверху было отведено под храм Покрова Богородицы (именовать его именем св. Димитрия было запрещено царём Федором Иоанновичем)!
Что же касается стоящих и ныне древнейших в Тверской области белокаменных руин Никольского собора (1481г., арх. Аристотель Фиорованти, см. «Угличский летописец») то появление сего храма связано с чудотворной иконой св. Николая, явленной на Древе, как и в Большом Китеже, что найден недавно на водном пути «из Варяг в Арабы» - на реке Смородине – «молочной реке с кисельными берегами» - Мологе, притоке реки Ра (Волги), так и у нас – в Малом Китеже - г.Красном Холме, и в те же 1480 –е годы.
Недаром Камеральное изложение истории земель Тверского Наместничества середины XVIII-го столетия вспоминает наиболее почитаемый в народе древнейший Крестный Ход на стругах по реке Мологе с иконой св. Николая из Николо-Теребенского монастыря, где ныне сами собой обновляются фрески работы А.Г.Венецианова.
В Красном Холме также был Крестный Ход с иконой св. Николая по притоку реки Мологи - Могоче. Таковым образом крестный ход был от Китежа Большого до Китежа Малого, и расстояние между ними, как и в легенде сто вёрст.
Местоположение нашего города задано природой и историей. Красный Холм располагается на высоком историческом холме, царящем над равниной у впадения р. Неледины в р. Могочу, там где начинался судоходный водный путь в Мологу.
Сюда же подходил древнейший в русской истории торговый путь «из Ростова Великого на Белаозеро» (в XVIII ст.- «Елизаветинский тракт» ).
С глубокой древности на нашем Холме упоминаются два деревянных храма : Храм Спаса, и храм Живоначальной Троицы. Так «Красная грамота» князя Симеона Иоанновича Калужского, сына Ивана III-его дана была в 1508 году «на Спас, на Преображение Христово, на Холм», а его же грамота 1518 года жалует монастырю « село Преображение Христова на Холму и село Живоначальной Троицы на Холму».
Стоит упомянуть, что храм Спаса был построен «брёвнами вверьх» , Cтолпным, что символизировало Родовое Древо Жизни. В настоящее время такие постройки сохранились в Скандинавии.
То, что на Горе стояли два храма, соответствует языческим представлениям: Спасами называли языческих Богов, а наличие второго храма в честь Богини Живы (впоследствии Живоначальной Троицы) указывает нам на праздник «Красная Горка», отмечавшийся 6 мая древними русичами в день Бога Велеса- в христианской традиции- св. Георгия Победоносца .
Когда на Горе в 1950 –е годы сносили храмы были обнаружены остатки древних деревянных сооружений и доломитовые топоры уральского происхождения. Тогда же и ещё раньше, в 1930 –е годы, когда сносили Троицкий собор под Холмом, у чудом уцелевшей колокольни, были засыпаны входы в подземелья, ведущие в пещеры связанные подземными ходами с монастырём, окончательно разрушенном в то же время (Мальчишки забрались в пещеры, и для того, чтобы воспрепятствовать новым их попыткам их засыпали песком).
Историки по сей день бесплодно ищут место битвы 1238 года на реке Сити и не могут найти там её следов. Так Нижегородская археографическая комиссия под руководством А. С. Гацисского ( 1890-е годы) отрицает наличие в курганах на реке Сити ( Станилово, Колычево, Сить-Покровское, Божонка и пр.) захоронений периода монгольского нашествия, а наши тверские современные археологи не удосужились провести раскопки в Краснохолмском крае и Бежецком Верхе: на реке Ситьково (по – карельски «Уйвешь»), у сёл: Георгиевское, Воронья Нога, Новокотово, Большое Рашино, Костерино, Алабузино, где бежецкий краевед 18 –го столетия Пётр Воинов находит ставку Батыя.
Отчего шёл сюда и собирал именно здесь, у Малого Китежа, войска Великий князь всея Руси Георгий Всеволодович Владимирский? - Он защищал Святыни Большого Китежа («Сварги» или «Асгарда»), шёл на богатые погосты Бежецкой Украйны.
К тому же именно здесь русские войска могли пополниться не только людьми, но и оружием, ковавшимся из болотного железа местными кузнецами-умельцами, которые именовали себя «сицкарями» и создали впоследствии Сицкое государство ныне забытое и выброшенное чьей- то нечистой рукой из нашей истории так же как и Холмское княжество, и его столица-древний город Холм, который ныне безуспешно и бессмысленно ищут современные тверские археологи в районе Погорелого Городища на юго-западе от древней Твери, в смоленско-литовской земле.
Забыта уникальная культура Сицкого княжества, своеобразный язык и неприхотливый быт сицкарей, которые как казаки спали на земле зимой и летом, жили в глухом лесу в суровых условиях, строили добротные , украшенные богато резьбой дома, лёгкие и надёжные струги. Сицкари добывали из болот многопудовые крицы железа, были кузнецами и оружейниками, но при том не знали начальства и жили всегда и везде вольно.
В наших краях всегда было много старообрядцев и сицкарей. В т.н. «Мещерской стороне» Краснохолмского уезда видим сёла с казачьими названиями: Бекрень, Ратшево(не в честь ли славного предка Пушкиных новгородского воеводы Ратши?), Шаблыкино- имение Шереметевых, Хабоцкое – имение Романовых, Васьки, Гришки, Стяжки. К югу от Холма: Старое Гвоздино, Русское Кошево, Грудино, Карельское Кошево.
Вокруг Холма уже во времена Екатерины 2-ой после подавления пугачёвского восстания появились сёла : Дураково, Остолопово, Лохово, Сварухино, Глумцово . Глумились над нашим краем сознательно и с древнейших времён. Не давала покоя слава бояр Фёдоровых-Челядниных, Шереметевых, Кошкиных, Кобылиных, Колычевых, Орловых, Бутурлиных, Пушкиных, Тютчевых, князей – Рюриковичей Холмских и Сицких, Мещерских, Щербатовых…
Москва сводила счёты с окружением Марии Александровны Холмской, супруги Великого князя московского Симеона Гордого (вспомним церковный интердикт, наложенный митрополитом Феогностом на московские храмы с целью не допустить сие венчание), с окружением митрополита Романа – родственника Холмских князей, поставленного Константинопольским Патриархом на Тверь, Литву и Украину. Но более всего не давала москвичам покоя слава сына Ульяны Александровны Холмской и Великого литовского князя Ольгерда, короля литовского и польского Владислава (Ягайло), победителя тевтонских рыцарей под Грюнвальдом в 1408 году.
Надо полагать, что и Великая княгиня Тверская («Кашинская»?!) Анна проживала в Холме. Как могла истинная православная христианка оставить без вспомоществования четырёх внуков и двух внучек от убиенного в Орде старшего её сына Александра Михайловича, которых несправедливо и злобно преследовали московские князья, татары и нечестивый её младший сын Василий Кашинский ?! Не оставим без внимания и то , что правнук Св.Анны Юрий Всеволодович Холмский, требуя по справедливости «треть Твери», просил отдать ему Кашин, расположенный неподалёку от Холма .
В начале XVIIIст. Краснохолмский монастырь перевели из первой категории во вторую, а затем в XIXст. в третью, разобрали монастырские стены более чем на половину, так что из трёх с лишним сажень по высоте осталось полторы.
А когда Екатерина II-я высочайше соизволила организовать якобы из села «Преображения Христова на Холму» (не правда ли странное название для села?) город Красный Холм и при нём уезд, в монастыре разместили магистрат, суд, тюрьму и прочие городские прелести и в связи с этим население Красного Холма (3550 жителей в 1760-е годы) уменьшилось до 2000 и затем в течении всего XIX столетия так и не смогло перейти этот рубеж.
Более того, в конце XVIII–го столетия город был лишён уезда, проект перепланировки города 1778 года так и не был осуществлён, а в 1820 году архиепископ тверской ( в последствии митрополит московский Филарет Дроздов) «по просьбе верующих» указал снести с Холма тёплый собор Живоначальной Троицы, отстроенный в камне в 1733 году, якобы крыша протекала и стены дали трещины, совсем как в безбожные недавние времена.
А когда построили под горой Троицкий собор на «доброхотные подаяния местных обывателей» его 12 лет не приезжали из Твери освящать. То ли ехать не хотели в нашу «тверскую Сибирь», то ли были другие причины… Показалось наверное, что два собора слишком много для одного небольшого сельского Холма?!
Советская власть ударно завершила разрушительную работу, начатую Москвой. Так Краснохолмский район в начале 30-х годов занял первое место в стране по раскулачиванию. Тогда же снесли Троицкий собор. В пятидесятые годы, во время «хрущёвской оттепели» разрушили храмы на Холме.
В семидесятые годы в усадьбе жилкомхоза, что разместилась в монастыре, появились охранные доски на руинах соборов и келий, и возможно в связи с этой трогательной заботой администрации город в 1974 году занял первое место в Советском Союзе по реализации алкогольной продукции.
В настоящее время какие либо следы охраны монастыря отсутствуют.
Никого не интересует краснохолмская земля. Археологические раскопки производились эпизодически и лишь для видимости. Правда, архитектор А. М. Салимов разработал проект реставрации белокаменного Никольского собора.
Рядом в монастырской слободе местный житель Юрий Иванович Чистяков собственными силами восстанавливает
| Помогли сайту Реклама Праздники |