Оказавшись в международной изоляции, Россия ищет возможности для оправдания аннексии Крыма. Она использует даже те немногие возможности, что ещё остаются в её распоряжении. Что это за возможности?
Во-первых. Всерьёз воевать с Россией никто не хочет. Это прямо сказал Б.Обама. Это подтвердил и Д.Камерон, фактически отказавшись от выдвижения своих войск в страны восточной Европы. Санкции, как со стороны США, так и со стороны ЕС, выглядят скорее, как предупредительные и символические. Такие санкции не могут заставить Россию отказаться от такого лакомого кусочка Украины, как Крым. Мировая экономика так тесно переплела интересы мировых держав и корпораций, что серьёзная война между ними сегодня вряд ли возможна. Возврат к холодной войне не изменит финансового положения стран-союзниц, тратить большие деньги на оборону никто не готов. Так что воинственными заявлениями и символическими актами дело может и ограничиться.
Сегодня даже на саммит G7 выносится вопрос не «аннексии Крыма», а «ситуации в Крыму». Что это? Украину сливают? Похоже, что Украине придётся самой бороться за Крым.
Всё это позволяет России нагло и бесцеремонно хозяйничать в Крыму. Проигнорировав все просьбы, призывы, предостережения, угрозы западных стран, Москва включила Крым и Севастополь в состав Российской Федерации. Сейчас Кремль действует, не обращая внимания на издержки, а значит, прежней модели отношений с ведущими западными партнерами больше не будет.
Во-вторых. Если не будет нормальных отношений России с западными соседями, то это не означает, что Россия хочет ссориться и с восточными соседями, ведь мировая система тесно взаимосвязана. Чуть ли не тем, что Россию поддержал Китай, представлено россиянам то, что он воздержался в Совете безопасности ООН при голосовании по украинскому вопросу;
В-третьих. Китай оказался в очень выгодной ситуации. Официально поддержать Москву он не может, поскольку в правовом плане все это сомнительно, но понимает, почему России пришлось так поступить, и не хочет, чтобы Москва потерпела поражение в схватке за Украину, поскольку оно будет означать усиление США, основного оппонента. Китай охотно использует представившуюся возможность, чтобы активизировать заявляемый Кремлем поворот на Восток. Несмотря на определённый интерес Китая в Украине, Пекину важнее добиться начала инфраструктурной переориентации Москвы на Азию, поэтому он с удовольствием профинансирует проекты, которые стратегически привяжут Россию к КНР. Иными словами, Китай рассчитывает, что к 2020-м годам, когда стратегическое соперничество с Соединенными Штатами, вероятно, материализуется в военно-политическую форму, Россия не имела бы люфта и оставалась на стороне соседа;
В-четвёртых. Япония вынуждена проявлять солидарность с остальными членами "семерки" и жестко критиковать Москву, хотя для японцев сближение с Россией в Азии куда важнее, чем судьба Украины. И им российский дрейф в сторону Пекина представляется просто жизненно опасным. Отчасти — хотя в гораздо меньшей степени — японские сложности из-за Украины свойственны и Южной Корее, другому опорному союзнику США в этой части мира.
В-пятых. В мире существует некоторые страны целиком и полностью зависящие от России. Россия не дождётся признания своих действий со стороны третьего мира , но и может рассчитывать, что никакой полной блокады в случае дальнейшего обострения с Западом организовать не удастся. Развивающиеся государства теперь отказываются ходить строем и стараются использовать раздоры грандов для укрепления собственных позиций. Отмечу только заявление президента Аргентины Кристины Киршнер, которая поддержала крымский референдум, сопоставив российскую интеграцию полуострова со стремлением Буэнос-Айреса забрать в свою юрисдикцию Фолклендские острова. Подобная экстравагантная поддержка от удаленных стран возможна, но на суть дела она вряд ли повлияет.
В-шестых. Особняком стоит Ближний Восток. Так, Иран рассчитывает на быстрый рост связей с Россией, которые до сих пор ограничивались нежеланием Москвы идти на обострения с Западом. Вся ближневосточная картина может преобразиться, если Россия начнет в еще большей степени, чем до сих пор, оппонировать политике США и их союзников. Многие арабские страны хотели бы, чтобы Россия выступила в регионе противовесом Америке, растерявшей часть своего авторитета.
В-седьмых. Индикатором того, что Москва готова серьезно пересматривать политические отношения с Соединенными Штатами, станет судьба транзитного пункта НАТО в Ульяновске. Пока, несмотря на накал страстей, ни одного слова о замораживании не прозвучало ни с одной стороны.
В чём видится есть угроза для мира от последних действий России и что хотят ведущие мировые страны:
- Им необходимость твердо продемонстрировать, что пересмотра итогов холодной войны они не допустят;
- Нужно сохранить возможность оперативного взаимодействия с Кремлём, поскольку Россия по-прежнему обладает немалым влиянием на Ближнем и Среднем Востоке;
- Страны НАТО не могут не учитывать долгосрочной перспективы того, что отмежевание Запада от России приведет к ее ускоренному сближению с Китаем, а потенциальным главным соперником Америки (как в политическом, так и экономическом отношении) на будущее считается именно он.
Поскольку экономически США мало зависят от России, от них можно ожидать достаточно решительных санкций финансово-экономического характера, которые должны продемонстрировать, кто по-настоящему контролирует мировую экономику. Европа же может оказаться в числе главных проигравших от кризиса. Видится, что самостоятельные амбиции ЕС, скорее всего, окончательно похоронят, и он вернется под американскую крышу, что закрепят договоренностями о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве на условиях США.
Расширение НАТО сегодня едва ли возможно. В 1990-2000-е новым странам Восточной Европы не военная поддержка была нужна, а скорее всего психологическая. НАТО можно было не опасаясь, что из-за них придется рисковать. Сейчас ситуация совсем другая, принятие Украины, Молдавии или Грузии возлагает на натовские государства обязанность вступать в военное противостояние с Россией, а этого не нужно никому. Другое дело, что активизация военного сотрудничества с Украиной неминуема. И здесь понятна задача России: добиться от НАТО, ЕС, США и международных инстанций того, чтобы Украина стала вне интересов НАТО. Таким себе внеблоковым государством и обеспечить себе буфер между Россией и НАТО, на территории которого можно было бы вести боевые действия.
27 марта на Генассамблеи ООН по Крыму предлагает вынести проект резолюции не признавать референдум. В проекте резолюции Генассамблеи ООН по Крыму говорится, что референдум "не может служить основанием для любого изменения статуса АРК или города Севастополь". Смысл резолюции, указывают дипломаты ООН, состоит в дальнейшей изоляции Москвы в ситуации, когда США и Европа предупреждают о возможности введения жестких экономических санкций против России. Ранее, я уже писал, что российская делегация наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, объявляющую плебисцит в Крыму "не имеющим юридической силы". Голосование проходило на внеочередном заседании Совета Безопасности за день до референдума 16 марта. Пресс-секретарь представительства Украины в ООН сообщил, что новый проект резолюции Генеральной Ассамблеи носит более нейтральный характер по сравнению с непринятым текстом Совета Безопасности. Он предположил, что резолюция наберет по меньшей мере 130 голосов.
| Реклама Праздники |