Национальная идея
В 90-е годы прошлого века много говорилось о необходимости национальной идеи.
Но, несмотря на обилие публикаций и воззваний к обществу (типа, «давайте создадим!»), ничего так и не нашли.
Дело в том, что когда мы в повседневной жизни ищем какой-то предмет или решение проблемы, мы реально представляем как он (она, оно) выглядит и какими характерными свойствами обладает.
Для национальной идеи ничего подобного сделано не было. То есть искали неизвестно что. Результат был предсказуем заранее.
Попробуем восполнить пробел.
Итак, что такое «национальная идея», и какими характерными признаками она должна обладать?
Очевидно, что это должен быть этакий вектор в будущее. То есть указание цели и одновременно призыв двигаться к ней.
Цель должна быть:
1. Грандиозна. Чтобы захватила воображение. И чтобы ради достижения ее было бы престижно даже пожертвовать чем-то менее значительным. Например, жизнью.
2. Привлекательна для всех, а не только для узкого круга избранных.
В этом смысле призыв осваивать космос и «оставлять следы на пыльных тропинках далеких планет» не подходит.
Наоборот, грандиозность этой цели вызовет у большинства отторжение. Какие, мол, тропинки, каких планет? У нас проблема ЖКХ не решена. Улицы от снега очистить не можем, а вы - космос…
3. Выглядеть реально достижимой.
То есть если мы заявим, что будем стремиться к тому, чтобы сделать Россию промышленной супердержавой, занимающей первое место в мире, нам скажут: «Вы, граждане, врите да не завирайтесь. Если Россия и станет супердержавой №1, то не в этом тысячелетии. Нам не дожить».
4. Очевидно, что лозунг типа «Всего будет вдосталь, жрать будем в три глотки» тоже не проходит.
Во-первых, это не идея вообще. Это нечто сугубо материалистическое. Рай для тела, не обремененного душой.
Во-вторых, понятие «всего вдосталь» сугубо индивидуальное. Как говорится, у кого щи пустые, а у кого бисер мелок. Так что этой идеей общество не объединишь, а скорее разъединишь вплоть до гражданской войны. Что, собственно, и показала практика коммунистического строительства. («Всего будет вдосталь, все блага польются полным потоком» - это коммунистический лозунг)
Второй коммунистический лозунг - «Построение царства всеобщей справедливости» не лучше первого. Дело в том, что никто не способен четко сформулировать, что означает «всеобщая справедливость». Следовательно, она недостижима.
* * *
Итак, требования весьма жесткие.
Собственно, это одна из причин, по которым национальная идея так и не была сформулирована.
Но давайте зайдем с другой стороны.
Национальная идея по своей сути - это как бы указатель, ведущий нас в мир всеобщего счастья (Мы же к счастью и процветанию стремимся, а не к бедствиям и катастрофе, верно?).
Тут опять сложность. Надо дать определение: что такое счастье?
Примем такую формулировку: счастье - это наиболее полное удовлетворение всех (в том числе духовных) потребностей.
Ну, а раз мы заговорили о потребностях, сразу приходит мысль о так называемой «пирамиде потребностей Маслоу».
Этот американский ученый с русской фамилией (Maslow) высшее место в иерархии потребностей отводил потребностям в творчестве и самореализации личности.
И, знаете, он был прав. Даже в наше прагматично-торгашеское время нередки случаи, когда люди переходят на более низкооплачиваемую работу в том случае, если на новом месте есть перспектива самореализации, самоактуализации и творческого развития.
Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
В истории известны случаи, когда ради этой самой самоактуализации люди шли на костер (Джордано Бруно, Жан де Моле и т.д.)
В общем, это нечто такое, ради чего стоит жить и умереть.
Цитата: «Если тебе не за что умирать, нет смысла жить».
* * *
Итак, мы нащупали некое рациональное зерно.
Суть предлагаемой национальной идеи можно выразить так:
«Сделаем Россию страной, где каждый имеет возможность творить и самосовершенствоваться»
Сам лозунг, разумеется, нужно продумать, чтобы было кратко, емко и энергично. Ну, на то есть рекламщики-профессионалы.
Кстати, если каждый человек сможет трудиться творчески, то мы и проблемы ЖКХ решим, и космос освоим, и наркоманию победим. Счастливому человеку эрзац (наркотик) не требуется.
Остался пустяк. Разработать государственную программу, которая позволит воплотить заявленную идею в жизнь.
Начатки таковой программы описаны в прилагаемой книге «Мир после 2012 года. Пророчество Диэрры».
А конкретика - это уже дело профессионалов.
| Помогли сайту Реклама Праздники |