Продолжая создавать портрет типичного американца, нельзя не подчеркнуть, что он с младых ногтей постоянно слышит: твоя страна – самая-самая. Одной из ярких иллюстраций этой характерной для Штатов формулы служит протянувшийся почти на 35 миль Нью-Йорк. Его ночная панорама, открывающаяся в иллюминаторе лайнера, поражает. С высоты птичьего полета строгие жилые кварталы похожи на огромный подсвеченный макет города.
Легендарный 102-этажный небоскреб "Эмпайр стейт билдинг", построенный менее чем за два года, узнаваем, как Московский университет на Воробьевых горах. Как памятник Петру в Петербурге. Узнаваема статуя Свободы, напоминающая об идеалах нации. (Копия ее установлена на крыше одного из зданий близ Линкольн-Центра). Узнаваема штаб-квартира ООН на берегу Ист-Ривер. Около восьмисот зданий Нью-Йорка, по оценке специалистов, представляют исторический, культурный и архитектурный интерес.
Один из самых протяженных в мире – мост Верезано. Его силуэт выглядит легкой паутиной над заливом, паутиной, удерживающей на своих нитях шестирядный поток автомашин. А под ним "не пригибаясь" проплывают океанские корабли. Мост увековечил имя итальянского морехода, обнаружившего землю, на которой возник Нью-Йорк.
Изящный силуэт Бруклинского подвесного моста – одного из величайших достижений инженерной мысли 19 века – вдохновлял многих поэтов, писателей, художников. Словно талантливо выполненная декорация в хорошем театре, он смотрится с любого места.
Между тем в Нью-Йорке есть районы с обшарпанными домами. Доводилось видеть утрами бомжей, бреющихся прямо на улице, нередко заваленной мусором, который не убирают много дней. Кстати, по рассказам старожилов, мусорщики в Штатах – одни из самых богатых людей. Эту не престижную, с нашей точки зрения, работу там наследуют из поколения в поколение.
Ничто человеческое не чуждо городу, не избежавшему "модного" сегодня противостояния между различными ветвями власти. Затяжным стал конфликт городской администрации с судебными властями. Все чаще заявляют о себе различные инициативные группы, защитники окружающей среды.
В городе введена бесплатная телефонная линия, по которой можно сообщить прокурору о поступках, наносящих ущерб природе. Есть телефон, по которому просят звонить в случае утечки воды. Общественность строго контролирует любое нововведение, которое грозит изменить городской ландшафт, создать новые пробки на дорогах, заслонить привычную панораму из окна жилого дома.
Старожилы вспоминают 40-е – 70-.е годы, когда на Манхаттане бульдозером сносили трущобы (в американском понимании этого слова) и на их месте возводили высотные здания, перекидывали мосты, устраивали парковые зоны. Рассказывают, что прежние "отцы города" делали это без оглядки, ни с кем не консультируясь (в нашем понимании этого слова).
Покинувший в 1973 г. пост губернатора штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер (известный покровитель искусства и науки) прокладывал путь к сердцам людей с помощью архитектуры, полагая, что достойное окружение повышает восприимчивость человека ко всякого рода общественно полезным идеям.
Крупнейшие меценаты Рокфеллеры подарили музею современного искусства в Нью-Йорке поистине уникальные полотна, среди которых "Натюрморт с фруктами" Сезанна. Экспозиция, развернутая в дни моего пребывания .в США, объединила шедевры из коллекции Рокфеллеров: от Мане до Пикассо.
Так и не доплывший до Америки в трагическом для него 1912 г. "Титаник" должен был доставить в Нью-Йорк уникальную коллекцию картин мультимиллионера Моргана. Судьба уберегла ее от пучины, которая унесла жизни пассажиров затонувшего корабля. Чудом сохранившаяся коллекция составляет сегодня часть Нью-йоркского музея современного искусства.
Примечательна проводившаяся в этом музее выставка-ретроспектива творчества Анри Матисса, задуманная как ответ тем, кто подвергает сомнению непосредственное воздействие искусства на человеческие чувства. Сегодня, когда практически все в нашей жизни определяется переменчивыми общественно-политическими ветрами, а ценность культуры и искусства в их классическом понимании нередко ставится под вопрос, эта акция одного из престижных американских музеев приобретает особую актуальность.
Чем-то до боли знакомым повеяло на меня и от статьи в "Нью-Йорк Таймс" "Как спасти от вымирания американские оркестры". Речь в ней – о финансовом дефиците, испытываемом оркестрами США. Между тем внешне у американцев всегда "все о' кей" Они умеют делать хорошую мину при любой игре.
...В окнах "Метрополитен-опера" – два огромных панно Марка Шагала, написанные специально для этого театра, одного из лучших зрительных залов мира. В позолоченном ранней осенью небольшом сквере встречаются перед спектаклем пары. К входу один за другим подъезжают черные лакированные лимузины. На фоне серебряных струй живописного фонтана щелкают затворы фотоаппаратов. Балетоманы спрашивают лишний билет. Все как у нас в старые добрые времена.
Все?..
По моей просьбе мне на память оставили не надорванными билеты на спектакль и программку (кстати, бесплатную). Вас провожают до места, освещая путь тонким лучиком карманного фонарика. За несколько минут до открытия занавеса огромная главная люстра в окружении младших сестер, словно по волшебству дирижерской палочки, медленно поднимается к потолку и тает, будто искрящаяся снежинка. А дальше – "Жизель".
В музее "Метрополитен", сменяя друг друга, демонстрируются выставки самого разного толка, которые американцы очень любят. 70-летний Люциан Фрейд (внук основателя психоанализа Зигмунда Фрейда) представлял тут шокирующие публику портреты. По его мнению, "художник обязан давать выход абсолютно всем своим чувствам и не отвергать ничего, к чему он испытывает влечение". Известный отчаянными выходками, незаконнорожденными детьми, более чем откровенными портретами, Фрейд пишет картину от двух до пяти лет, требуя деньги вперед.
В другой галерее можно посмотреть рисунки, фотографии, плакаты Малевича, Маяковского, Родченко, созданные с 1918 по 1935 годы, а в музее Гугенхайма – акварели Василия Кандинского.
Профессор русской литературы Квинс-колледжа по вторникам читает курс лекций о Пушкине, а по средам – о творчестве Волошина. Имя преподавателя – Евгений Евтушенко. И все это востребовано, посещаемо, популярно.
С особой тщательностью сохраняются памятные места, связанные с личностями, оставившими след в американском искусстве и литературе. В столице джаза Новом Орлеане более 100 лет насчитывает ресторан, где бывали Теннеси Уильямс и Уильям Фолкнер. Не остывает интерес к. творчеству Джорджа Гершвина, родившегося в семье эмигрантов из России и ставшего великим американским композитором и
пианистом, автором джазовых песен, оперетт, ревю, написавшего первую оперу на сюжет из жизни негритянской бедноты
В Кливленде открыт музей рок-н-ролла. В экспозиции представлены вещи и инструменты музыкантов, ставших кумирами многих поколений. В Атланте воссоздана усадьба, в которой жила Скарлетт О' Хара – героиня романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Сохранен дом, где у писательницы была квартира. Близ этого места в 1939 г. состоялась премьера фильма по ее книге, а спустя несколько лет здесь же сбил пьяный таксист. Перед Олимпиадой в Атланте тут открыли тематический парк, увековечивший название романа.
Впечатляют не только сами музеи, выставки, галереи, театральный и концертный репертуар, но и длинные очереди желающих посмотреть экспозицию, спектакль или выступление, причем в залах преобладает молодежь.
Американцы считают, что у них самые богатые музеи, библиотеки, лучшие дороги, самые длинные корабли, все самое быстрое, большое и красивое. Быть может поэтому у них с ранних лет культивируется и до старости не гаснет страсть к рекордам, различным конкурсам как непременный атрибут там праздников и фестивалей.
Конкурс рыболовов традиционно проходит в Ки-Узст городке во Флориде, где провел счастливые дни Эрнст Хемингуэй, знавший, как известно, толк в этом деле. Победителей ждет бесплатное обслуживание в местном отеле. Он может выпить пива на 100 долларов в любимом кафе автора «Прощай, оружие», "Смерть после полудня", "По ком звонит колокол" и других произведений, обязанных своим появлением этим местам. Тут же проходят состязания двойников писателя – седобородых, наряженных в рыбацкие свитера грубой вязки и шорты цвета хаки.
Неизбывное желание американцев участвовать в различных видах состязаний находит свое отражение в "Книге рекордов Гиннеса". В редакции ее американского издания ежедневно обрабатывается примерно 65 заявок от людей, желающих увидеть свои имена в том ее разделе, в котором публикуется перечень порой самых удивительных причуд. Здесь регистрируются попытки людей установить самые необычные рекорды, даже если они, так сказать, за гранью здравого смысла. Один готов полсотни раз плюхаться в воду, другой – пробежать вертикальную милю – взбежать на верхний этаж отеля в Детройте. Третий – пропеть национальный гимн по случаю 17 разных событий, побывав на них в один и тот же день.
По мнению редактора американского издания "Книги рекордов Гиннеса" Марка Янга, его соотечественники очень ревниво относятся к рекордам. Доходит до курьезов, Установив рекорд своей страны, но немного не дотянув до мирового, один американец попросил не записывать своего достижения, так это... всего лишь второй результат.
В каждой шутке – доля правды. И в курьезных поступках могут проглядывать черты национального характера. С детства воспитанные на том, что их страна "самая-самая", американцы растут патриотами, не допуская и мысли, что где-то может быть лучше, чем в их благословенном государстве. Не отсюда ли повторяющееся без конца, как припев, в разговоре при встрече: "У меня все прекрасно, просто потрясающе".
Американцы убеждены, что Бог любит Америку. Если он и отвернулся (на время!?) от какой-нибудь страны, то это не США.
Глава Римской католической церкви Иоанн Павел 2, прибыв в США, не только хвалил американцев, но и предостерегал их от зазнайства, предупреждал о тяжкой доле лидера: "Ваша сила примера сопряжена с тяжелой ответственностью. Употреби его хорошо, Америка! Будь примером справедливости и гражданских достоинств, свободы, облагороженной добродетелью, дома и за границей".
В книге "Циклы американской истории" политолога и историка Артура Шлезингера есть строки о приверженности взгляда на Соединенные Штаты как на избранную нацию, "благословенную Провидением на спасение погрязшего в грехах мира". В эту формулу четко вписывается инаугурация – ритуал вступления нового президента страны в должность. Она происходит в Вашингтоне на ступенях здания Капитолия, где заседает Конгресс. Затем президент направляется в Белый дом. Известно, что Джимми Картер, одевшись просто, проделал этот путь пешком, а Рональд Рейган, на котором были фрак и цилиндр, – в автомобиле
В
| Помогли сайту Реклама Праздники |