Произведение «БОГ ЛЮБИТ АМЕРИКУ. Часть 5» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Темы: портрет американца
Сборник: НА ДРУГОМ БЕРЕГУ ТРАВА ЗЕЛЕНЕЕ
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 7
Читатели: 1600 +2
Дата:

БОГ ЛЮБИТ АМЕРИКУ. Часть 5

Продолжая создавать портрет типичного американца, нельзя не подчеркнуть, что он с младых ногтей постоянно  слышит: твоя страна – самая-самая. Одной из ярких иллюстраций этой характерной для Штатов формулы служит протянувшийся почти на 35 миль Нью-Йорк. Его ночная панорама, открывающаяся в иллюминаторе лайнера, поражает. С  высоты птичьего полета строгие жилые кварталы похожи на  огромный подсвеченный макет города.

Легендарный 102-этажный небоскреб "Эмпайр стейт билдинг", построенный менее чем за два года, узнаваем, как  Московский университет на Воробьевых горах. Как памятник  Петру в Петербурге. Узнаваема статуя Свободы, напоминающая об идеалах нации. (Копия ее установлена на крыше одного из зданий близ Линкольн-Центра). Узнаваема штаб-квартира ООН на берегу Ист-Ривер. Около восьмисот зданий Нью-Йорка, по оценке специалистов, представляют исторический, культурный и архитектурный интерес.

Один из самых протяженных в мире – мост Верезано.  Его силуэт выглядит легкой паутиной над заливом, паутиной,  удерживающей на своих нитях шестирядный поток автомашин. А под ним "не пригибаясь" проплывают океанские корабли. Мост увековечил имя итальянского морехода, обнаружившего землю, на которой возник Нью-Йорк.

Изящный силуэт Бруклинского подвесного моста – одного из величайших достижений инженерной мысли 19 века – вдохновлял многих поэтов, писателей, художников.  Словно талантливо выполненная декорация в хорошем театре, он смотрится с любого места.

Между тем в Нью-Йорке есть районы с обшарпанными  домами. Доводилось видеть утрами бомжей, бреющихся прямо на улице, нередко заваленной мусором, который не убирают много дней. Кстати, по рассказам старожилов, мусорщики в Штатах – одни из самых богатых людей. Эту не престижную, с нашей точки зрения, работу там наследуют из  поколения в поколение.

Ничто человеческое не чуждо городу, не избежавшему  "модного" сегодня противостояния между различными ветвями  власти. Затяжным стал конфликт городской администрации с  судебными властями. Все чаще заявляют о себе различные инициативные группы, защитники окружающей среды.
В городе введена бесплатная телефонная линия, по которой можно сообщить прокурору о поступках, наносящих  ущерб природе. Есть телефон, по которому просят звонить в  случае утечки воды. Общественность строго контролирует  любое нововведение, которое грозит изменить городской  ландшафт, создать новые пробки на  дорогах, заслонить  привычную панораму из окна жилого дома.
Старожилы вспоминают 40-е – 70-.е годы, когда на  Манхаттане бульдозером сносили трущобы (в американском  понимании этого слова) и на их месте возводили высотные  здания, перекидывали мосты, устраивали парковые зоны.  Рассказывают, что прежние "отцы города" делали это без оглядки, ни с кем не консультируясь (в нашем понимании этого слова).

Покинувший в 1973 г. пост губернатора штата Нью-Йорк  Нельсон Рокфеллер (известный покровитель искусства и науки)  прокладывал путь к сердцам людей с помощью архитектуры,  полагая, что достойное окружение повышает восприимчивость  человека ко всякого рода общественно полезным идеям.

Крупнейшие меценаты Рокфеллеры подарили музею современного искусства в Нью-Йорке поистине уникальные полотна, среди которых "Натюрморт с фруктами" Сезанна. Экспозиция, развернутая в дни моего пребывания .в США,  объединила шедевры из коллекции Рокфеллеров: от Мане до  Пикассо.

Так и не доплывший до Америки в трагическом для него  1912 г. "Титаник" должен был доставить в Нью-Йорк уникальную коллекцию картин мультимиллионера Моргана.  Судьба уберегла ее от пучины, которая унесла жизни пассажиров затонувшего корабля. Чудом сохранившаяся коллекция  составляет сегодня часть Нью-йоркского музея современного искусства.

Примечательна проводившаяся в этом музее выставка-ретроспектива творчества Анри  Матисса, задуманная как  ответ тем, кто подвергает сомнению непосредственное воздействие искусства на человеческие чувства. Сегодня, когда практически все в нашей жизни определяется переменчивыми общественно-политическими ветрами, а ценность  культуры и искусства в их классическом понимании нередко ставится под вопрос, эта акция одного из престижных  американских музеев приобретает особую актуальность.

Чем-то до боли знакомым повеяло на меня и от статьи в  "Нью-Йорк Таймс" "Как спасти от вымирания американские  оркестры". Речь в ней – о финансовом дефиците, испытываемом оркестрами США. Между тем внешне у американцев всегда "все о' кей" Они умеют делать хорошую мину при  любой игре.

...В окнах "Метрополитен-опера" – два огромных панно Марка Шагала, написанные специально для этого театра,  одного из лучших зрительных залов мира. В позолоченном  ранней осенью небольшом сквере встречаются перед спектаклем пары. К входу один за другим подъезжают черные лакированные лимузины. На фоне серебряных струй живописного фонтана щелкают затворы фотоаппаратов. Балетоманы  спрашивают лишний билет. Все как у нас в старые добрые  времена.

Все?..

По моей просьбе мне на память оставили не надорванными билеты на спектакль и программку (кстати, бесплатную).  Вас провожают до места, освещая путь тонким лучиком карманного фонарика. За несколько минут до открытия занавеса огромная главная люстра в окружении младших сестер,  словно по волшебству дирижерской палочки, медленно поднимается к потолку и тает, будто искрящаяся снежинка. А  дальше – "Жизель".

В музее "Метрополитен", сменяя друг друга, демонстрируются выставки самого разного толка, которые американцы  очень любят. 70-летний Люциан Фрейд (внук основателя  психоанализа Зигмунда Фрейда) представлял тут шокирующие публику портреты. По его мнению, "художник обязан  давать выход абсолютно всем своим чувствам и не отвергать  ничего, к чему он испытывает влечение". Известный отчаянными выходками, незаконнорожденными детьми, более чем  откровенными портретами, Фрейд пишет картину от двух до  пяти лет, требуя деньги вперед.

В другой галерее можно посмотреть рисунки, фотографии,  плакаты Малевича, Маяковского, Родченко, созданные с  1918 по 1935 годы, а в музее Гугенхайма – акварели Василия Кандинского.

Профессор русской литературы Квинс-колледжа по вторникам читает курс лекций о Пушкине, а по средам – о  творчестве Волошина. Имя преподавателя – Евгений Евтушенко. И все это востребовано, посещаемо, популярно.

С особой тщательностью сохраняются памятные места,  связанные с личностями, оставившими след в американском  искусстве и литературе. В столице джаза Новом Орлеане  более 100 лет насчитывает ресторан, где бывали Теннеси Уильямс и Уильям Фолкнер. Не остывает интерес к. творчеству Джорджа Гершвина, родившегося в семье эмигрантов из  России и ставшего великим американским композитором и
пианистом, автором джазовых песен, оперетт, ревю, написавшего первую оперу на сюжет из жизни негритянской бедноты

В Кливленде открыт музей рок-н-ролла. В экспозиции  представлены вещи и инструменты музыкантов, ставших кумирами многих поколений. В Атланте воссоздана усадьба, в  которой жила Скарлетт О' Хара – героиня романа Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Сохранен дом, где у писательницы была квартира. Близ этого места в 1939 г. состоялась премьера фильма по ее книге, а спустя несколько  лет здесь же сбил пьяный таксист. Перед Олимпиадой в Атланте тут открыли тематический парк, увековечивший название романа.

Впечатляют не только сами музеи, выставки, галереи, театральный и концертный репертуар, но и длинные очереди  желающих посмотреть экспозицию, спектакль или выступление, причем в залах преобладает молодежь.

Американцы считают, что у них самые богатые музеи,  библиотеки, лучшие дороги, самые длинные корабли, все самое быстрое, большое и красивое. Быть может поэтому у них  с ранних лет культивируется и до старости не гаснет страсть  к рекордам, различным конкурсам как непременный атрибут  там праздников и фестивалей.

Конкурс рыболовов традиционно проходит в Ки-Узст городке во Флориде, где провел счастливые дни Эрнст Хемингуэй, знавший, как известно, толк в этом деле. Победителей  ждет бесплатное обслуживание в местном отеле. Он может  выпить пива на 100 долларов в любимом кафе автора «Прощай, оружие», "Смерть после полудня", "По ком звонит колокол" и других произведений, обязанных своим появлением  этим местам. Тут же проходят состязания двойников писателя – седобородых, наряженных в рыбацкие свитера грубой  вязки и шорты цвета хаки.

Неизбывное желание американцев участвовать в различных видах состязаний находит свое отражение в "Книге рекордов  Гиннеса".  В  редакции ее американского  издания  ежедневно обрабатывается примерно 65 заявок от людей, желающих увидеть свои имена в том ее разделе, в котором публикуется перечень порой самых удивительных причуд. Здесь  регистрируются попытки людей установить самые необычные  рекорды, даже если они, так сказать, за гранью здравого  смысла. Один готов полсотни раз плюхаться в воду, другой – пробежать вертикальную милю – взбежать на верхний этаж отеля в Детройте. Третий – пропеть национальный гимн по случаю 17 разных событий, побывав на них  в один и тот же день.

По мнению редактора американского издания "Книги рекордов Гиннеса" Марка Янга, его соотечественники очень  ревниво относятся к рекордам. Доходит до курьезов, Установив рекорд своей страны, но немного не дотянув до мирового, один американец попросил не записывать своего достижения, так это... всего лишь второй результат.

В каждой шутке – доля правды. И в курьезных поступках могут проглядывать черты национального характера. С  детства воспитанные на том, что их страна "самая-самая",  американцы растут патриотами, не допуская и мысли, что  где-то может быть лучше, чем в их благословенном государстве. Не отсюда ли повторяющееся без конца, как припев, в  разговоре при встрече: "У меня все прекрасно, просто потрясающе".

Американцы убеждены,  что Бог любит Америку.  Если он и отвернулся (на  время!?)  от  какой-нибудь  страны, то это не США.

Глава Римской католической церкви Иоанн Павел 2,  прибыв в США, не только хвалил американцев, но и предостерегал их от зазнайства, предупреждал о тяжкой доле лидера: "Ваша сила примера сопряжена с тяжелой ответственностью. Употреби его хорошо, Америка! Будь примером  справедливости и гражданских достоинств, свободы, облагороженной добродетелью, дома и за границей".

В книге "Циклы американской истории" политолога и историка Артура Шлезингера есть строки о приверженности  взгляда на Соединенные Штаты как на избранную нацию,  "благословенную Провидением на спасение погрязшего в грехах мира". В эту формулу четко вписывается инаугурация –  ритуал вступления нового президента страны в должность.  Она происходит в Вашингтоне на ступенях здания Капитолия, где заседает Конгресс. Затем президент направляется в  Белый дом. Известно, что Джимми Картер, одевшись просто, проделал этот путь пешком, а Рональд Рейган, на котором были фрак и цилиндр, – в автомобиле

В

Реклама
Реклама